Ван Янмина Школа
Янмин сюэ пай. Согласно основоположнику китайской историко-философской науки Хуан Цзунси (17 в.), ближайшие последователи Ван Янмина (конец 15 - 16 вв.) образовали шесть территориальных группировок. 1) Чжэцзянскую (Чжэ чжун). 2) Цзянсискую (Цзян ю). 3) Цзянсу-Аньхойскую (Нань чжун). 4) Хунань-Хубэйскую (Чу чжун). 5) Шаньдун-Хэнаньскую (Бэй фан). 6) Фуцзянь-Гуандунскую (Юэ минь), а также Тайчжоускую школу. Их основными представителями были соответственно. 1) Дунь Юнь, Сюй Ай, Лу Чэн (15 - начало 16 вв.), Цянь Дэхун, Ван Цзи (16 в.). 2) Не Бао, Цзоу Шоуи, Чэнь Цзючуань, Оуян Дэ (конец 1 - 6 вв.), Ло Хунсянь, Лю Вэньминь, Вань Тинъянь, Ван Шихуай, Цзоу Юаньбяо (16 - начало 17 вв.). 3) Хуан Синцзэн, Чжу Дэчжи (15-16 вв.), Сюэ Инци, Сюй Цзе, Тан Шуньчжи (16 в.).
4) Цзян Синь, Цзи Юаньхэн (конец 15 - 16 вв.). 5) My Кунхуэй, Нань Дацзи (конец 15 - 16 вв.), Ян Дунмин (16 - начало 17 вв.). 6) Сюэ Кань, Чжоу Тань (16 в.). Главные роли на идеологической сцене Китая 16 в. Играли две первые группировки и Тайчжоуская школа. К последней помимо основателя - Ван Гэня (конец 15 - 16 вв.) и иногда причисляемого к ней как ее идейного вдохновителя Ван Цзи принадлежали. Ван Дун, Сюй Юэ, Янь Цзюнь (15-16 вв.), Чжао Чжэньцзи, Ло Жуфан, Хэ Синьинь, Ли Чжи, Гэн Динсян, Ян Циюань (16 в.), Цзяо Хун, Чжоу Жудэн (16-17 вв.). Виднейшими учениками Ван Янмина в первом поколении были Ван Цзи, Ван Гэнь, Цянь Дэхун, Не Бао, Цзоу Шоуи, ОВуян Дэ. В конце 16 - 1-й половине 17 в. Помимо Тайчжоуской школы наибольшим влиянием пользовались три оппозиционных ей учения, в той или иной мере придерживавшихся идей Ван Янмина.
1) учение "[[о знании, на чем]] остановиться, [[и умении]] совершенствоваться" (чжи сю) Ли Цая - ученика Цзоу Шоуи. 2) учение Дунлиньской школы, основатель которой - Гу Сянчэн был учеником Сюэ Инци - ученика Оуян Дэ и к которой также принадлежали Гао Паньлун и Чэнь Лунчжэн. 3) Цишаньское учение, созданное Лю Цзунчжоу и развитое его учениками - Чэнь Цюэ и Хуан Цзунси (17 в.). Основные дискуссии среди янминистов конца эпохи Мин развертывались вокруг вопросов о соотношении духовной "первосущности" (бэнь ти) и "нравственных усилий" (гун-фу2), о связи "[[индивидуальной]] природы" (син1) и психики ("сердца" - синь1) с добром (шань), злом (э) и "высшим благом" (чжи шань), о способах обнаружения и практической реализации "истинной" (чжэнь), доброй и "благосмысленной" (лян чжи) природы человека.
По характеру решения этих проблем янминисты разделялись на три больших лагеря. Первое идейное направление, часто открыто смыкавшееся с чань-буддизмом и даосизмом (Ван Цзи, Чжао Чжэньцзи, Чжоу Жудэн, Ли Чжи), обычно квалифицируется как "отдающее приоритет действию" (чжу дун), "натуралистическое" и "экзистенциалистское", или "левое крыло" янминизма. Его основоположники - Ван Цзи и Ван Гэнь, а наибольшее развитие оно получило в Тайчжоуской школе. Определение последней как "левого крыла" указывает также на эгалитарно-популистский характер идеологии и демократические устремления ее представителей, склонных к утопическому ("безумному" - куан) реформаторству (Хэ Синьинь, Ли Чжи). Сторонники данного направления считали каждую отдельную личность "актуально совершенной" (сянь чэн), готовой к "мгновенному просветлению" (дунь у) и нуждающейся лишь в свободном и деятельном проявлении своего врожденного всеблагого "естества" (цзы жань) в обыденной жизни.
Отождествлявшаяся с "отсутствием/небытием" (у1) и "пустотой/вместимостью" (сюй) духовная "первосущность" трактовалась ими как образующая неразрывное единство с повседневными нравственными усилиями. Источник "истинных" идей и чувств усматривался в полной свободе и возможности абсолютного отрицания, имманентно присущих субъекту. Из содержащегося в "четырех постулатах" Ван Янмина положения об отсутствии добра и зла на уровне "сущности сердца" Ван Цзи выводил отсутствие добра и зла на уровне "вещей/дел" (концепция "четырех отсутствий"), а Ло Жуфан и Ли Чжи пришли к апологии спонтанно самопроявляющегося, интуитивно мудрого "детского сердца" (чи цзы чжи синь, тун синь). Сторонники противоположного лагеря строго разделяли духовную "первосущность" и нравственные усилия, считая, что выявление "совершенной природы" личности требует постепенного самоуглубления в безмятежности и "покое" (цзин2).
Делая акцент на положении о "доведении до конца" (чжи5) из тезиса Ван Янмина о "доведении благосмыслия до конца" (чжи лян чжи), они видели в нем не единовременный акт, а процесс, основанный на отрешенном медитировании и приводящий к внутреннему "просветлению". Это направление обычно квалифицируется как отдающее приоритет "покою" (чжу цзин), "квиетистское" (гуй цзи), или "правое крыло" янминизма. Его родоначальники - Не Бао и Ло Хунсянь, за которыми следовали Лю Вэньминь, Вань Тинъянь и Ван Шихуай. Третий лагерь составляли сторонники "ортодоксального", или "культивационного" (сю), янминизма, также отчетливо разделявшие духовную "первосущность" и нравственные усилия, но отстаивавшие их гармонию в стремлении избежать обеих крайностей, сходившихся на почве индивидуализма.
Экстравагантных "самопроявлений" "левого крыла" и самоуглубленного абсентеизма "правого крыла". Они проповедовали апробированные традиционной культурой способы личного самосовершенствования как возвращения к самому себе путем служения людям. Из положений "четырех постулатов" о наличии добра и зла на уровнях "вещей/дел", знания и волевых помыслов Цянь Дэхун выводил их наличие и на уровне "сущности сердца" (концепция "четырех наличий"). У истоков этого направления стояли зять Ван Янмина Сюй Ай и его земляк Цянь Дэхун, а также Цзоу Шоуи и Оуян Дэ. Маньчжурское завоевание и общее изменение духовного климата в Китае во 2-й половине 17 в. Привели к разрушению прежде идейно доминировавшей школы Ван Янмина. Начавшееся в 16 в.
Проникновение идей Ван Янмина в Японию и Корею привело в 17 в. К возникновению там собственных янминистских школ - оемэйгакуха и янменхакпха.ЛИТЕРАТУРАКобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994.
Дополнительный поиск Ван Янмина Школа
На нашем сайте Вы найдете значение "Ван Янмина Школа" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ван Янмина Школа, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "В". Общая длина 16 символа