Гаман Иоганн Георг
(Hamann, Johann Georg)ИОГАНН ГЕОРГ ГАМАН(1730-1788), немецкий мыслитель, которого называли "северным магом", родился в Кенигсберге (Восточная Пруссия) 27 августа 1730. Его ранние занятия, как и вся последующая жизнь, носили несистематический характер, но вдохновлялись страстным поиском истины безо всякой утилитарной цели. Гаман вел беспокойную жизнь, менял места работы и жительства, некоторые из наиболее плодотворных идей пришли к нему в Англии, где он жил с апреля 1757 по июль 1758. Среди его книг - Сократические достопримечательности (Sokratische Denkwrdigkeiten, 1759). Крестовые походы филолога (Kreuzzge des Philologen, 1762). Метакритика пуризма разума (Metakritik ber den Purismus der Vernunft, 1784, опубл.
В 1800). Мысли о моем жизненном пути (Gedanken ber meinen Lebenslauf, 1759, опубл. В 1821). Сочинения Гамана фрагментарны и несистематичны, состоят из афоризмов, часто носят характер пророчеств и загадочны по содержанию и способу выражения. Умер Гаман в Мюнстере 21 июня 1788. Гаман был пророком литературного движения "Буря и натиск" и оппонентом Просвещения. В противовес рационализму Канта подчеркивал значение продуктивной способности чувств. Разделение разума и чувств, играющее существенно важную роль в системе Канта, ввиду его абстрактности представлялось Гаману стерильным и противоречащим нашему языку, в котором эти две "противоположности" слиты. Гаман любил ссылаться на концепцию тождества противоположностей Джордано Бруно (опиравшегося на Николая Кузанского).
Он обладал поразительной способностью постигать единство вещей, которые анализирующий разум видит четко разделенными, и обвинял философов в разъединении того, что объединено Богом. Всякое познание и действие, по Гаману, должно исходить из конкретных вещей и конкретной личной связи с вещами - веры. Разум вторичен. Nil in intellectu quod non antea in sensu (нет ничего в интеллекте, чего бы не было прежде в чувствах). Природа и откровение (включающие историю и традицию) являются истинными источниками всякого знания. Гаман был гением вдохновения и оказал непосредственное и глубокое влияние на И.Гердера, познакомив его с английской литературой, особенно с произведениями Шекспира и Оссианом Макферсона. Передал Гердеру и движению "Бури и натиска" (через них всему движению романтизма) свои взгляды на сущность языка и поэзии ("поэзия - первоначальный язык человечества"), склонность к иррациональному и интуитивному, учение о "тотальности" (всецелой вовлеченности), превознесение исступления, страстности, гения, веру в ценность человека как такового и преклонение перед чувством, верой и силами природы.
Глубоко религиозный человек, хотя и не принимавший ни ортодоксальных, ни пиетистских взглядов, которые господствовали в его время, Гаман стремился увидеть и открыть божественное начало в вещах и человеческих существах. Его идеи оказали влияние на философию 19 в. - Шеллинга, Гегеля, Кьергегора, а также на творчество Гете.ЛИТЕРАТУРАГаман И.Г. Пять пастырских посланий о школьной драме. - В кн. Идеи эстетического воспитания, т. 2. М., 1973.
Дополнительный поиск Гаман Иоганн Георг
На нашем сайте Вы найдете значение "Гаман Иоганн Георг" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гаман Иоганн Георг, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Г". Общая длина 18 символа