Гармония

195

В музыке - одновременное звучание нескольких тонов. Гармония имеет дело с вертикалью и совместным звучанием тонов - в отличие от контрапункта (полифонии), который имеет дело с горизонталью и в котором отдельные голоса, хотя и подчиняются законам гармонии, прежде всего являются самостоятельными мелодическими линиями. В классических произведениях органично сочетаются приемы гармонии и полифонии, но, как правило, преобладает тот или иной стиль письма. Например, в прелюдиях из Хорошо темперированного клавира И.С.Баха преобладает гармоническое письмо, а в фугах - контрапунктическое. Простейшая форма гармонического аккомпанемента - аккордовая, когда аккорды движутся в одном ритме с мелодией. Такая форма свойственна хоровым изложениям гимнов или популярных песен.

При более развитой и сложной мелодии гармония движется медленнее, ибо слух не способен воспринять слишком частые смены аккордов. При сопровождении мелодий в медленном или умеренном темпе нередко применяются арпеджио, т.е. "разложенные" аккорды, где тоны аккорда берутся по очереди, а не одновременно. Иногда в подобных случаях аккорды могут повторяться в соответствии с простой ритмической фигурой (как, например, в военном марше). Предмет гармонии - прежде всего аккорды и их обращения (инверсии). Трезвучия, секстаккорды, квартсекстаккорды, уменьшенные септаккорды, увеличенные секстаккорды, доминантсептаккорды, нонаккорды и т.д. Конечно, в гармонии изучаются качества отдельно взятого созвучия, но большее значение имеет изучение последовательностей аккордов и законов, управляющих сочетанием созвучий.

Особое внимание уделяется кадансам, т.е. Завершениям гармонических последовательностей, а также модуляциям, т.е. Переходам из одной тональности в другую. Кроме того, гармония касается и области контрапункта, точнее говоря, вертикальных созвучий, которые образуются при сочетании мелодических линий (в этом случае учитываются проходящие звуки, задержания, альтерированные звуки и апподжиатуры - неприготовленные задержания).Происхождение учения о гармонии. Термин "гармония" в специфически музыкальном смысле не синонимичен понятиям "благозвучие" или "созвучие". Он охватывает также "какофонию" и "диссонанс". Классическая гармония в том виде, в каком она представлена в музыке с конца 16 в. И описана Ж. Ф. Рамо в 18 в., отличается простотой и ясностью.

В основе этой системы лежит трезвучие. Даже гармония 19 в., более сложная и насыщенная хроматизмами, остается в своих основах классической, и самые смелые аккордовые последовательности в музыке Р. Вагнера (1813-1883) могут рассматриваться как результат развития классических законов. Целотоновая аккордика К. Дебюсси (1862-1918) и других импрессионистов (т.е. Аккордика, основанная на звукоряде из целых тонов. До - ре - ми - фа-диез - соль-диез - си-бемоль) вытекает из принципа доминантового нонаккорда. Смысл ее, однако, состоит прежде всего в том, что октава делится не на семь, а на шесть равных промежутков. Таким образом, аккордика импрессионистов вступает в особые отношения с общепринятой системой темперации.

Увеличенное трезвучие (до - ми - соль-диез) является производным от целотонового звукоряда и так же, как он, основано на симметричном делении октавы. Еще один пример симметрии - уменьшенный септаккорд (до - ми-бемоль - фа-диез - ля). Аккорды такого типа играют важную роль при модуляциях или в случаях, когда композитору желательно создать эффект тональной неопределенности. Они могут нотироваться разными способами и трактоваться как принадлежащие разным тональностям. Классическая аккордика основана на трезвучии - как геометрия Евклида покоится на определенных аксиомах. Но подобно тому, как существует неевклидова геометрия, существует и не-трезвучная аккордика. В соответствующих условиях увеличенные или уменьшенные аккорды могут звучать вполне устойчиво и не требовать разрешения в аккорды определенной тональности.Постклассическая гармония.

Для современного творчества характерен все больший отход от закономерностей классической гармонии. Так, А. Шенберг (1874-1951) постоянно употреблял гармонию, построенную по квартовому принципу, и эти созвучия (так же, как и целотоновые созвучия импрессионистов) имели свою логику организации. В результате созвучие типа соль - до - фа обретало статус тонического трезвучия в классической гармонии. От него могли строиться соответствующие многозвучные аккорды. Но даже при включении альтерированных тонов квартовая (или другая "сконструированная") гармония не может дать того разнообразия и богатства, которое предоставляет классическая терцовая гармония. Ранние додекафонные сочинения Шенберга не содержат оригинальной гармонической системы.

В дальнейшем композитор экспериментировал с разными способами симметричного деления октавы. Другие авторы, не связанные с додекафонией, тоже проводили опыты по созданию новых типов аккордики. Если когда-нибудь будет принята иная система темперации (например, делящая октаву на 19 частей), то возникнет то же противоречие, пока не будет создана соответствующая новой темперации гармоническая система.ЛИТЕРАТУРАСпособин И. В., Лекции по курсу гармонии. М., 1969 Холопов Ю. Н., Очерки современной гармонии. М., 1974 Курт Э. Романтическая гармония и ее кризис в "Тристане" Вагнера. М., 1975 Этингер М. А., Раннеклассическая гармония. М., 1979.

Значения в других словарях
Гармодий И Аристогитон

"Тираноборцы", убившие в 514 до н.э. Гиппарха, брата афинского тирана Гиппия. В представлении афинян 5 в. До н.э., которых тщетно пытались разубедить Геродот и Фукидид, они сыграли основную роль в избавлении Афин от тирании и введении демократического правления. Согласно Фукидиду, находившиеся в любовных отношениях Гармодий и Аристогитон организовали заговор, желая убить правивших городом сыновей Писистрата, Гиппия и Гиппарха, прежде всего из-за того, что Гиппарх пытался соблазнить Гармодия. Пок..

Гармоника

Название музыкальных инструментов нескольких типов. Стеклянная гармоника изобретена ок. 1762 Б.Франклином. Стеклянные бокалы, прикасаясь к краям которых кончиками пальцев исполнитель извлекал легкие, как бы неземные звуки, в результате усовершенствований превратились в стеклянные полушария, подобранные по высоте звучания и насаженные на ось, которая вращалась при помощи педали. Таким образом можно было легко сыграть мелодию и даже аккорды. Популярная всего несколько десятилетий, стеклянная гармо..

Гарнак Адольф

(Harnack, Adolf von)(1851-1930), немецкий протестантский теолог, историк, представитель т.н. Либеральной теологии, родился 7 мая 1851 в Дерпте (ныне Тарту, Эстония). Его отец, Теодосиус фон Гарнак, был профессором практической теологии в Дерптском университете, автором известных теологических трудов. Дед Гарнака по материнской линии, Густав Эверс, издал Справочник по истории догматов Мюнтера. Гарнак учился в Дерптском (1869-1872), а затем в Лейпцигском университете, где стал приват-доцентом (187..

Гарнье Шарль

ГАРНЬЕ, ЖАН ЛУИ ШАРЛЬ(Garnier, Jean Louis Charles)(1825-1898), французский архитектор эпохи эклектики и историк искусства. Родился в Париже 6 ноября 1825. Учился в парижской Школе изящных искусств у Л.И.Леба и Ж.А.Левейя, работал в мастерской Э.Виолле-ле-Дюка. В 1848 Гарнье отправился в Рим для изучения античной архитектуры. Обмеры храма Весты и форума Траяна, выполненные Гарнье, были впоследствии опубликованы отдельным изданием. Крупнейшей работой архитектора стало здание Гранд-Опера в Париже (..

Дополнительный поиск Гармония Гармония

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гармония" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гармония, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 8 символа