Гуйгу-цзы

123

"Учитель из Ущелья навей". Основополагающий трактат древнекитайской школы политической философии цзун-хэн цзя (буквально. "школа продольно-вертикальных и поперечно-горизонтальных [[политических связей]]"), традиционно датируемый 4 в. До н.э., но, по-видимому, сформированный или даже написанный значительно позже. Современный текст Гуйгу-цзы, основанный на комментированной редакции Тао Хунцзина (455-536), снабженный послесловием Жуань Юаня (1764-1849) и опубликованный в 1789, состоит из трех "свитков" (цзюаней) и 21 главы (пянь), две из которых ныне утрачены. Название трактата воспроизводит прозвище его предполагаемого автора, которому приписывается еще одно сочинение - Гуйгу-цзы тянь суй лин вэнь (Духовные письмена Учителя из Ущелья навей о небесной сердцевине - два "свитка"), как и Гуйгу-цзы, входящее в каноническое собрание даосских текстов Дао цзан (Сокровищница дао).

В "Каталоге к Дао цзану" (Дао цзан му лу, 1726) отшельник Гуйгу-цзы идентифицирован с учеником Лао-цзы Ван Сюем (6 в. До н.э.), а в Ши цзи (гл. 69, 70) Сыма Цяня (2-1 вв. До н.э.) представлен жившим в 4 в. До н.э. Наставником прямых основателей цзун-хэн цзя - Су Циня и Чжан И. Существует предположение, что Гуйгу-цзы - это псевдоним Су Циня (4 в. До н.э.), который, вероятно, в той или иной мере участвовал в создании Гуйгу-цзы. Выраженные в трактате воззрения в основном представляют собой сочетание идей даосизма и легизма. Генетико-субстанциальное первоначало всего сущего - единое дао, материальное ("пневменное" - ци1) и "принципосообразное" (ли1), но "телесно" (син2) не оформленное исходное состояние которого названо "утонченным духом" (шэнь лин).

Высшая закономерность дао - циркулирующий ("обратный" и "перевертывающийся" - фань фу) переход от одной противоположности к другой (би цы). Противоположные фазы главных структур мироздания - Неба (тянь) и Земли (ди), инь1 и ян1, "продольно-вертикального" (цзун) и "поперечно-горизонтального" (хэн) - обобщены в оригинальных категориях "открывание" (бай) и "закрывание" (хэ2), которые вместе с аналогичной парой "ли" (синоним "бай") и "хэ2" из Чжоу и (Си цы чжуань, I, 11) восходят к мифологическому образу ворот, философско-поэтически осмысленному в Дао дэ цзине (В§ 1, 6) как символ сокровенного лона всепорождающей матери-природы. Универсальная и постоянная изменчивость по модели "открывание - закрывание" служит в Гуйгу-цзы теоретическим обоснованием легистских принципов политического прагматизма и утилитаризма в сочетании с полным единовластием.

Предлагаемая практика манипулирования людьми на основе предварительного поощрения и раскрытия их интересов обозначена термином "возносящие клещи" (фэй цянь), давшим название гл. 5. Но, "чтобы знать других людей, надо знать самого себя". Поэтому овладение и собой, и другими предполагает "достижение глубин сердца (синь1)" - "хозяина духа". "Дух" (шэнь1) является главным среди пяти "пневм" человека. Остальные четыре - "горняя душа" (хунь), "дольняя душа" (по), "семенная душа" (цзин3), "воля" (чжи3). Согласно Гуйгу-цзы, имена (мин2) "рождаются" от "реалий" (ши2), а "реалии" - от "принципов" (ли1). Совместно выражая чувственные свойства (цин2), "имена" и "реалии" взаимозависимы, и "принципы" "рождаются" от их гармоничного "благоустройства" (дэ1).ЛИТЕРАТУРАКитайская философия.

Энциклопедический словарь. М., 1994.

Значения в других словарях
Гужон Жан

(Goujon, Jean)(ок. 1510 - ок. 1568), французский скульптор 16 в., выдающийся мастер эпохи Возрождения. Родился между 1510 и 1520 в Руане, где работал над небольшими заказами по украшению собора и церкви Сен-Маклу. После нескольких лет активной деятельности в Париже Гужон вынужден был покинуть Францию (ок. 1562) из-за своей стойкой приверженности протестантизму. Умер в изгнании между 1563 и 1568, возможно в Болонье. Самые значительные произведения Гужона появились в результате совместной работы с..

Гуиральдес Рикардо

(Giraldes, Ricardo) (1886-1927), аргентинский прозаик и поэт. Родился 13 февраля 1886 в Буэнос-Айресе в обеспеченной семье. С детства попеременно жил в Париже, Буэнос-Айресе и в родовом поместье. Свой путь в литературе начал с томика стихов Стеклянный бубенчик (El cencerro de cristal, 1915), написанных в стиле французского символизма. В том же году появился сборник фольклорных историй обитателей пампы Рассказы о смерти и крови (Cuentos de muerte y sangre), за которым последовал отчасти автобиогр..

Гук Роберт

(Hooke, Robert)(1635-1703), английский естествоиспытатель. Родился 18 июля 1635 во Фрешуотере (графство Айл-оф-Уайт) в семье священника местной церкви. Некоторое время работал у известного художника П.Лили, посещал Вестминстерскую школу. В 1653 поступил в Крайст-Черч-колледж Оксфордского университета, где стал ассистентом Р.Бойля и работал вместе с ним над созданием воздушного насоса. В 1662 был назначен куратором экспериментов при только что основанном Королевском обществе, а в 1677-1683 занима..

Гулд Гленн

(Gould, Glenn Herbert) (1932-1982), канадский пианист, интерпретатор музыки Баха. В возрасте 31 года оставил концертную деятельность и посвятил себя исключительно звукозаписи. Гулд - одна из самых оригинальных фигур в музыкальной культуре нашего столетия. Широкой публике было известно немало его странностей. Он тепло одевался в жаркие дни, отказывался от рукопожатий и подпевал себе во время игры (что нетрудно услышать в целом ряде гулдовских записей). Многие сначала расценили его отказ от выступ..

Дополнительный поиск Гуйгу-цзы Гуйгу-цзы

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гуйгу-цзы" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гуйгу-цзы, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 9 символа