Дионисий Ареопагит

130

(ок. 500), христианский богослов. Дионисий Ареопагит был афинянином, обращенным в христианство апостолом Павлом (Деян 17:34). По свидетельству Евсевия Кесарийского, позднее он стал первым епископом Афинским. Приблизительно на рубеже 5 и 6 вв., вероятно в Сирии, неизвестным христианским писателем был создан ряд богословских трактатов на греческом языке. Эти сочинения, опирающиеся на библейскую традицию и на традицию философии неоплатонизма, обнаруживают прямую зависимость автора от языческого неоплатоника Прокла. Для большей авторитетности автор издал их под именем Дионисия Ареопагита, жившего в 1 в. Такие мистификации были нередки в древности, но эта оказалась одной из самых удачных. Корпус сочинений Псевдо-Дионисия Ареопагита включает в себя пять трактатов.

В трактате О божественных именах автор рассуждает о различных именах и определениях, которые даются в Библии неименуемому Богу, - таких, как "Царь царей", "Ветхий днями", "Благой", "Сущий" и "Единый", - и объясняет смысл такого именования. В трактате О таинственном богословии он говорит о том, что Бог превосходит все, что человек способен помыслить или выразить словами, и по этой причине Бог выше даже блага, бытия и единства. В трактате О небесной иерархии, после увлекательных рассуждений о символическом языке, использованном в Библии для описания ангелов, подробно рассматриваются 9 чинов небесных умопостигаемых сущностей (ангелов). Серафимы, херувимы, престолы, господства, силы, власти, начальства, архангелы и ангелы, - каждый из которых сообщает свое знание Бога нижестоящему ангельскому чину.

В трактате О церковной иерархии описывается жизнь церкви. Таинства крещения, евхаристии и миропомазания. Чины священства - епископский, священнический и диаконский. Состояния катехуменов (оглашаемых) и кающихся, просто христиан и монашествующих. Погребальные обряды. И наконец, в корпусе из десяти Писем развиваются отдельные темы этих трактатов и делается еще одна попытка убедить читателя в том, что их автор - действительно Дионисий Ареопагит, ссылкой на то, что он был свидетелем солнечного затмения, которое произошло в момент распятия Христа. На протяжении тысячи лет аутентичность произведений этого корпуса не вызывала сомнений, что, вероятно, объяснялось не столько ловкостью подлога, сколько привлекательностью изложенного в них учения.

Впервые на них ссылается монофизит Север Антиохийский в первой половине 6 в. Действительно, в 4 письме как будто содержатся указания на то, что автор объединяет божественную и человеческую природы Христа, как это делали монофизиты, а не разделяет их, как это принято в православной традиции. Однако в 7 в. Максим Исповедник истолковал сочинения Псевдо-Дионисия в ортодоксальном смысле, обеспечив тем самым широкое распространение их как на греческом Востоке, так и на латинском Западе. В 9 в. Хильдуин, аббат Сен-Дени во Франции, осуществил грубый латинский перевод корпуса Ареопагитик, сопроводив его житием, в котором автор отождествлялся не только с учеником апостола Павла, но и со св. Дионисием Парижским, покровителем Сен-Денийского аббатства.

Позднее, также в 9 в., Иоанн Скот Эриугена выполнил новый, гораздо более точный латинский перевод. В 12 и 13 вв. Сочинения Псевдо-Дионисия пользовались огромным влиянием среди западных теологов и мистиков. Фома Аквинский цитирует их около 1700 раз. В эпоху Возрождения Марсилио Фичино сделал новый перевод трактатов О божественных именах и О таинственном богословии, сопроводив их комментариями, однако Лоренцо Валла подверг сомнению аутентичность корпуса Ареопагитик. Со временем точка зрения Лоренцо Валлы возобладала, и к 19 в. Псевдэпиграфический характер этих сочинений был признан практически всеми. Однако вопрос об авторстве этих трактатов не столь важен в сравнении с важностью изложенных в них идей. Это прежде всего идея непостижимости Бога, учение о том, что совершенство Бога передается через сложную промежуточную иерархию, и признание символического характера всех словесных определений Бога.

Эти идеи не были совершенно оригинальными, однако они получили широкое распространение именно благодаря Псевдо-Дионисию Ареопагиту.ЛИТЕРАТУРАИсторико-философский ежегодник. 1990. М., 1991 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Дионисий Ареопагит. О небесной Иерархии. СПб, 1997.

Значения в других словарях
Дионис

В греческой религии, бог плодородия и растительности, особенно - виноградной лозы, а отсюда - бог вина, носитель цивилизации и миротворец. По происхождению Дионис - чужеземное божество, вероятно, фракийское. В Малой Азии его культ был особенно популярен во Фригии и Лидии. Диониса называли Лиэем, т.е. "освобождающим" (от злых чар), его приветствовали специально посвященным ему гимном - дифирамбом, а также исполняли в его честь трагедию и комедию. Состязания трагических и комических поэтов в Афина..

Дионисий

I. Имя нескольких святых и церковных деятелей раннехристианской эпохи.В первые века христианской эры это имя получило широкое распространение. Помимо Дионисия Ареопагита (Псевдо-Дионисия), которому посвящена отдельная статья(см. Дионисий Ареопагит),упоминания заслуживают еще несколько Дионисиев.1. Св. Дионисий, папа Римский(ок. 200-268), папа Римский (259-268), вероятно, грек по происхождению. По завершении гонений Деция и Валериана реорганизовал устройство Римской епархии, в результате чего кла..

Дионисий Галикарнасский

(расцвет деятельности - вторая половина 1 в. До н.э.), греческий ритор и историк, с 30 по 8 до н.э. Жил и преподавал риторику в Риме. Главным произведением Дионисия стали Римские древности, история Рима от основания города до 1-й Пунической войны (264 до н.э.). Из 20 книг этой истории полностью сохранились первые 10, а также значительная часть 11-й и небольшие фрагменты остальных. Дионисия чрезвычайно интересовала римская религия и римские политические учреждения, а также их происхождение. Он пы..

Диорит

Интрузивная магматическая порода среднего состава. Окраска темно-серая или серая. Состоит главным образом из плагиоклаза, представленного основным олигоклазом или андезином, и роговой обманки. В небольших количествах в нем могут присутствовать биотит и клинопироксен. Среди акцессорных минералов преобладают магнетит, ильменит и апатит. При увеличении содержания CaO в полевом шпате диорит переходит в габбро, вместо роговой обманки преобладающим темноцветным минералом обычно становится авгит или др..

Дополнительный поиск Дионисий Ареопагит Дионисий Ареопагит

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дионисий Ареопагит" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дионисий Ареопагит, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 18 символа