Донателло

124

(Donatello)(ок. 1386-1466), флорентийский скульптор. Его полное имя - Донато ди Никколо ди Бетто Барди (Donato di Niccol di Betto Bardi). Вместе с архитектором Брунеллески и живописцем Мазаччо Донателло считается одним из основоположников итальянского Ренессанса.Первый период. До 1433, который можно считать концом первого периода творчества Донателло, он работал в основном над украшением собора и церкви Орсанмикеле во Флоренции. Вероятно, ок. 1406-1408 он выполнил две фигуры молодых пророков, помещенные над северным порталом собора. Впоследствии этот портал был украшен также мраморным рельефом Нанни ди Банко, одного из наиболее талантливых скульпторов, работавших с Донателло на раннем этапе его творчества. Вскоре после создания фигур пророков Донателло сделал мраморную статую Давид с головой Голиафа, которая должна была стоять на одном из контрфорсов собора.

В этом произведении начинающего мастера уже чувствуется характерное для зрелого периода его творчества стремление к соединению элементов классического и готического искусства. Затем последовали статуи сидящих евангелистов. Иоанна (ок. 1412-1415. Ранее находилась сбоку от главного портала, ныне - в левом нефе собора) и Марка на фасаде Орсанмикеле (1411-1413). Около 1417 также для Орсанмикеле скульптор создал одну из своих самых знаменитых статуй - Св. Георгий, позднее перенесенную в Барджелло. Она представляет собой образ юного рыцаря и является первой портретной статуей Донателло. За ней последовали еще более индивидуализированные статуи пророков, предназначенные для украшения кампанилы, среди которых Иоанн Креститель, т.н.

Цукконе (Лысый пророк) и Иеремия - образы, наиболее сильные по своей внутренней напряженности и глубине. Из произведений раннего периода следует отметить также бронзовую статую Св. Людовика, находящуюся сейчас в музее Санта Кроче. Ранее она стояла в нише на фасаде Орсанмикеле, оформленной Донателло и Микелоццо в классическом стиле. Ныне эту нишу занимает скульптурная группа Уверение Фомы работы Верроккьо. В тот же период Донателло создал три "живописных" рельефа. Св. Георгий и дракон на пьедестале мраморной статуи Св. Георгий, барельеф Вознесение Богоматери, посланный в Неаполь для надгробия кардинала Бранкаччи, и бронзовый рельеф Пир Ирода для купели сиенского баптистерия.Второй период. Около 1434, после создания табернакля для старого собора св.

Петра и выполнения ряда других заказов, Донателло вернулся из Рима во Флоренцию, где осуществил несколько художественных проектов, в которых преобладали классические тенденции. К 1440 скульптор закончил работу над певческой трибуной Флорентийского собора и кафедрой собора в Прато. К 1430-м годам относятся также классически сдержанный рельеф Благовещение для церкви Санта Кроче (т.н. Алтарь Кавальканти), Амур из Барджелло. Знаменитая бронзовая статуя Давида, созданная для палаццо Медичи и находящаяся сейчас в Барджелло, обычно приписывается этому наиболее классическому периоду творчества мастера. Эта статуя - первое со времен античности изображение свободно стоящей обнаженной фигуры. Еще одно крупное произведение второго периода творчества Донателло - бронзовые двери старой сакристии церкви Сан Лоренцо во Флоренции (1434-1443).Третий период.

В 1443 скульптор был приглашен в Падую, где пробыл десять лет. Вскоре по приезде он начал работу над конной статуей кондотьера и дипломата Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата. Статуя Гаттамелаты (1447-1453) стала первым свободно стоящим конным монументом, созданным в Европе со времен античности. Однако главным произведением, выполненным Донателло в Падуе, был высокий скульптурный алтарь для церкви Сан Антонио (1446-1450). Первоначально бронзовые статуи Мадонны и святых стояли под балдахином, который поддерживали колонны, поставленные на высокий постамент, украшенный рельефами. Форма этого алтаря оказала значительное влияние на облик живописных алтарных образов Мантеньи, Кривелли и Джованни Беллини. В состав его композиции входили статуи Мадонны с Младенцем, Св.

Франциска, Распятие, помещенное теперь высоко над алтарем, и ряд других фигур, первоначальная расстановка которых была впоследствии изменена. При работе над этим ансамблем Донателло активно прибегал к помощи своих многочисленных учеников. Многофигурные бронзовые рельефы со сценами чудес св. Антония построены с учетом законов перспективы. В невысоком рельефе мастеру удалось создать иллюзию глубины пространства.Четвертый период. В произведениях, созданных мастером после возвращения во Флоренцию (ок. 1454), он оставлял поверхность материала шероховатой и как будто не до конца обработанной. Можно вспомнить о подобных приемах в позднем творчестве Тициана и Рембрандта. Действительно, статуи Св. Магдалины из Флорентийского баптистерия и Иоанна Крестителя из Сиенского собора представляют собой произведения искусства, выходящие за границы привычной нормы и достигающие высочайшего уровня драматизма.

В бронзовой скульптурной группе Юдифь и Олоферн (1456-1457, первоначально входила в состав композиции фонтана в саду палаццо Медичи, ныне на площади Синьории) невозмутимость Юдифи, образ которой напоминает по стилю позднеготические статуи Мадонны, и расслабленность ее жертвы глубоко поражают зрителя, несмотря на то, что изображенное здесь действие не кажется убедительным. Прекрасные образцы позднего стиля Донателло - бронзовые рельефы двух кафедр для церкви Сан Лоренцо (1460-е годы), законченные после смерти мастера его учениками. Неистовые бурные сцены Страстей Христовых принадлежат к числу самых глубоких и драматичных образов во всем христианском искусстве. Среди нескольких рельефов с изображением Мадонны, приписываемых Донателло и его школе, лучшим и, вероятнее всего, подлинным является рельеф Мадонна Пацци (Берлин).

ЛИТЕРАТУРАЛазарев В.Н. Начало раннего Возрождения в итальянском искусстве. М., 1979.

Значения в других словарях
Домициан

(Titus Flavius Domitianus) (51-96 н.э.), римский император (правил в 81-96), младший сын императора Веспасиана, полное имя Тит Флавий Домициан. Когда Веспасиан восстал в 69 против случайно ставшего императором Вителлия, Домициан, тогда еще никому не известный юноша, жил в Риме. После того как Вителлий был убит, Домициана приветствовали здесь как Цезаря, и некоторое время, пока не прибыл отец, Домициан располагал всей полнотой власти. Он был честолюбив и жаждал властвовать, однако его отец и брат..

Домье Оноре

ДОМЬЕ, ОНОРЕ ВИКТОРЕН(Daumier, Honor Victorin)(1808-1879), французский литограф, живописец и скульптор. Родился в Марселе 20 февраля 1808. Семья художника переехала в Париж, когда он был еще ребенком. Оноре служил посыльным у юриста, работал книготорговцем, литографом. Он брал уроки рисования, изучал античную скульптуру в Лувре и работал в мастерской Эжена Будена. В 1830 первые литографии Домье привлекли внимание Шарля Филипона, издателя либерального политического журнала "Карикатюр". Домье нача..

Донатизм

Схизма, а впоследствии - ересь, вызывавшая раздоры в церкви Северной Африки начиная с правления императора Диоклетиана (284-305) и до мусульманского завоевания. Название ереси происходит от имени Доната, преемника Майорина, который был избран на Карфагенскую епископскую кафедру в 312 поборниками чистоты христианства в обход законного епископа Цецилиана. Последние утверждали, что посвящение Цецилиана было недействительным, поскольку было осуществлено епископом, проявившим слабость во время Диокле..

Доницетти Гаэтано

(Donizetti, Gaetano) (1797-1848), итальянский оперный композитор. Родился 29 ноября 1797 в Бергамо. В молодости Доницетти пришлось противостоять родительскому запрету на выбор профессии, и, преследуя свою цель, он завербовался в австрийскую армию. Здесь у него оказалось достаточно свободного времени, чтобы заниматься композицией и даже написать первую оперу (1818). Успешная постановка четвертой по счету оперы позволила композитору оставить военную службу, и затем он многие годы зарабатывал на жи..

Дополнительный поиск Донателло Донателло

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Донателло" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Донателло, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 9 символа