Дьявол
(греч. Diabolos, "клеветник"), в иудаизме и христианстве обозначение высшего духа зла, антагониста Бога и искусителя человека, иначе называемого сатаной. В еврейской Библии слово "сатан" ("сатана"), примененное к конкретному сверхчеловеческому существу, встречается трижды - в 1 Пар 21:1, Иов 1-2 и Зах 3:1-2. Хотя неоднократно высказывалось мнение, что иудейская вера в сатану сложилась в результате зороастрийских влияний, само это слово является чисто семитским и употреблялось израильтянами с древних времен. Более того, само место, которое отводится сатане в религиозной системе иудаизма, где он подчинен Яхве и обладает лишь ограниченной властью, принципиально отличается от места, занимаемого началом зла в иранском дуализме - Ахриманом, который совечен и равен Ахурамазде (Ормазду), благому духу света, и наравне с последним принимает участие в сотворении мира.
Вместе с тем мировоззрение древних иранцев повлияло на развитие семитских представлений о дьяволе, который в апокрифической литературе приобретает большую независимость от Яхве и получает в свое распоряжение полчища младших злых духов. Так, в Книге Еноха о сатане говорится во множественном числе. Это имя применяется к демонам, троякое назначение которых состоит в том, чтобы искушать (69:4, 6), обвинять (40:7) и наказывать (53:3. 56:1. 62:11). Происхождение этих демонов связывается с рассказом о падении ангелов, которые согрешили с "дочерьми человеческими" (1 Енох 6-10, ср. Быт 6:1-6). Автор Книги Премудрости Соломона впервые отождествил сатану со змием из третьей главы Книги Бытия (Прем 2:23-24). Асмодей, злой дух в Книги Товита (3:8), возможно, олицетворяет дьявола.
В Новом Завете дьявол, или сатана, фигурирует еще под несколькими дополнительными именами. Он называется "бесовским князем" (Мк 3:22), "князем мира сего" (Ин 12:31) и "князем, господствующим в воздухе" (Еф 2:2). Он "искуситель" (Мф 4:3. 1 Фес 3:5), "веельзевул" (Мф 12:24, 27. Лк 11:18, 19), "враг" (Мф 13:39), "лукавый" (Мф 13:19. Еф 6:16. 1 Ин 2:14), "Велиар" (2 Кор 6:15), "змий" (2 Кор 11:3) или "древний змий" (Откр 12:9), "бог века сего" (2 Кор 4:4), "отец лжи" (Ин 8:44) и, возможно, Аполлион (что означает "Губитель") (Откр 9:11), может прикидываться ангелом света (2 Кор 11:14). Все эти определения относятся к могущественному существу, враждебному Богу, стремящемуся насаждать зло и пользующемуся ложью и обманом, чтобы совращать беспечные души.См.
Также Демонология.ЛИТЕРАТУРАМифы народов мира. Энциклопедия, тт. 1-2. М., 1991 Демонология эпохи Возрождения (XVI-XVII вв.). М., 1996 Мессадье Ж. История дьявола. М., 1996 Орлов М.А. История сношений человека с дьяволом. М., 1997 Сандулов Ю.А. Дьявол. Исторический и культурный феномен. СПб, 1997.
Дополнительный поиск Дьявол
На нашем сайте Вы найдете значение "Дьявол" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дьявол, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 6 символа