Дэн Му

97

Дэн Мусинь (1247-1306), родился на горе Дадишань в уезде Юйхан провинции Чжэцзян. Китайский философ, независимый социальный мыслитель, критик современного ему общества и государства. Родился в Цяньтане (совр. Ханчжоу провинции Чжэцзян). По образованию конфуцианец, во многом склонялся к даосизму (пессимистический стоицизм, утопическая идеализация гармонирующего с природой общинного быта) и буддизму (представление об иллюзорности мира), хотя сам себя называл "человеком вне трех учений", т.е. Конфуцианства, даосизма и буддизма. На острый социальный кризис современной ему эпохи, вызвавший крушение династии Сун (960-1279) и воцарение иноземцев - монгольской династии Юань (1271-1368), Дэн Му реагировал двояко. С одной стороны, даосско-буддийской отрешенностью от общественной и даже семейной жизни, отшельничеством в горах и, по-видимому, добровольной голодной смертью в ответ на вызов ко двору, с другой - по-конфуциански бескомпромиссной критикой социальной действительности.

Главное философское произведением Дэн Му Бо Я цинь (Цитра [[древнего виртуоза]] Бо Я) - небольшой сборник (один цзюань - "свиток"), состоящий из 31 прозаических эссе и 13 стихотворений, в жанре "несвоевременных размышлений", или "книги ни для кого"(см. Также Ван Фу. Хуан Цзунси).Признавая руководящей силой мироздания одно из высших божеств даосского пантеона - "Верховного владыку, Нефритового государя" (Юй-хуан Шан-ди), Дэн Му утверждал "предустановленную исчисленность" (дин шу) жизненных событий. Однако "всепроницающий человек" (да жэнь) способен преодолеть этот трагический фатализм, "следуя [[своему]] сердцу, а не обстоятельствам" (ю синь бу ю цзин). Пессимистический стоицизм Дэн Му был реакцией на гибельное положение страны, причину которого он видел в своекорыстном властолюбии, ставшем принципом государственного управления в первой централизованной империи Цинь (221-207 до н.э.).

Ему Дэн Му противопоставлял окрашенный в даосские тона утопический идеал общества "века предельной благодати/добродетели (дэ1)" (ср. Чжуан-цзы, гл. 9), характеризующегося аскетической умеренностью потребления, взаимной близостью народа и правителя, отсутствием у последнего стремления к обладанию властью. Государь - такой же человек, как все, и власть ему дается "гуманным" (жэнь2) Небом (тянь) не ради него самого, а ради народа (минь). Вместе с правителем Поднебесную должны рационально "упорядочивать" (ли1) талантливые и достойные чиновники. Но если таковых нет, то лучше, по Дэн Му, "упразднить приказное начальство и уездные власти, предоставив Поднебесной самостоятельно заменять порядком смуту и спокойствием опасность".

Взгляды и личный пример Дэн Му оказали воздействие на воззрения некоторых представителей критического направления в конфуцианстве 16-17 вв., например Ли Чжи и Хуан Цзунси.ЛИТЕРАТУРАМартынов А.С. Конфуцианская утопия в древности и средневековье. - В кн. Китайские социальные утопии. М., 1987 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994.

Значения в других словарях
Дэвис Бетт

(Davis, Bette. Полное имя - Рут Элизабет Дэвис)БЕТТ ДЭВИС(1908-1989), американская актриса, одна из крупнейших звезд мирового кинематографа, прославилась исполнением ролей сильных, волевых женщин. Ее уникальный стиль игры характеризуется отрывистой речью, выразительным взглядом, "языком тела" и живой мимикой. Родилась 5 апреля 1908 в Лоуэлле (шт. Массачусетс). Актерскую карьеру начала в летнем театре с постоянной труппой. Дебют на Бродвее состоялся в 1929 в пьесе Разбитая посуда (Broken dishes)...

Дэвис Уильям Моррис

(Davis, William Morris) (1850-1934), американский географ и геолог, внесший крупный вклад в геоморфологию своими работами по развитию рельефа Земли. Родился в Филадельфии (шт. Пенсильвания) 12 февраля 1850. Окончил Гарвардский университет в 1869 и работал в 1870-1873 в Национальной обсерватории в городе Кордова (Аргентина). В 1876 вернулся в Гарвардский университет, где занимал должность профессора геологии в 1899-1912. Преподавал в Берлинском (1908-1909) и Парижском (1911-1912) университетах. С..

Дэн Си

Дэн Си-цзы (2-я половина 6 в. До н.э.), мыслитель-"диалектик" (бянь), правовед и сановник (дафу) царства Чжэн (на территории современной провинции Хэнань). Помимо названного его именем философского трактата известен созданием юридического "кодекса на бамбуковых дощечках" (чжу син).См. Дэн Си-цзы.. ..

Дэн Си-цзы

Философский трактат, традиционно считающийся одним из основополагающих сочинений древнекитайской "школы имен" (мин цзя). Приписывается мыслителю-"диалектику" (бянь1), правоведу и государственному деятелю Дэн Си (6 в. До н.э.). Дэн Си-цзы мог быть создан в 6-3 вв. До н.э., определенно существовал на рубеже н.э. - зафиксирован Лю Сяном, а также Бань Гу в библиографическом разделе Хань шу, но, по мнению некоторых специалистов, его современный текст представляет собой более позднюю (вплоть до 5 в.) ..

Дополнительный поиск Дэн Му Дэн Му

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дэн Му" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дэн Му, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 6 символа