Дюма Александр

83

(Dumas, Alexandre)1. Отец(1802-1870), французский романист и драматург, обычно называемый Дюма-отцом. Родился 24 июля 1802 в Вилле-Котре (деп. Эна), сын республиканского генерала. Не получив почти никакого систематического образования, двадцатилетний Дюма, имея в кармане пятьдесят три франка, отправился завоевывать Париж. В мемуарах он пишет, что призвание открылось ему в 1827, когда он впервые увидел пьесы У.Шекспира в исполнении английских актеров. В 1829, за год до появления Эрнани В.Гюго, он создал первую подлинно романтическую драму Генрих III и его двор (Henry III et sa cour), с шумным успехом поставленную в "Комеди-Франсез" и очень удачную в финансовом отношении. Вслед за ней появился еще ряд пьес, также на сюжеты из национальной истории.

Кристина (Christine, 1830). Нельская башня (La Tour de Nesles, 1832) и другие. В современной комедии нравов Антони (Antony, 1831) писатель предпринял первую в сценической практике попытку исследовать психологию романтического героя. Для драматургии Дюма характерны стремительное развитие интриги и откровенная демонстрация жестокости. Тот же культ энергии и страстей характеризует его романы плаща и шпаги. Роман Три мушкетера (Les trois mousquetaires, 1844), принадлежащий к числу самых популярных исторических повествований всех времен, был написан в сотрудничестве с О.Маке. Сюжетная линия почти целиком заимствована из т.н. Мемуаров господина д'Артаньяна (Memoires de M. D'Artagnan) Готьена де Куртиль де Сандра (Gautien de Courtilz de Sandras).

В книге рассказывается о захватывающих приключениях мушкетеров Людовика XIII (17 в.) - Атоса, воплощающего тип безупречного дворянина, Портоса, олицетворяющего богатырскую мощь, полусвященника-полусолдата Арамиса и порывистого, хотя и себе на уме, гасконца д'Артаньяна. Сплачивает их бессмертный девиз. "Один за всех, все за одного". Историко-авантюрную трилогию с теми же героями завершили романы Двадцать лет спустя (Vingt ans aprs, 1845) и Виконт де Бражелон (Le Vicomte de Bragelon, 1848-1850). Классикой жанра стали также романы Королева Марго (La Reine Margot, 1845), Госпожа Монсоро (La Dame de Monsoreau, 1846), Сорок пять (Les quarante-cinq, 1847-1848). Роман из современной жизни (с начала Реставрации 1814 до Июльской революции 1830) Граф Монте-Кристо (Le Comte de Monte Cristo, 1844-1845), возможно, самый популярный из всех романов Дюма.

Наследие Дюма составляет почти три сотни томов. Чтобы обеспечить себя достаточным количеством материала, он организовал настоящую фабрику по производству книжной продукции. Сотрудниками Дюма были О.Маке и П.А.Фиорентино. Но одушевляющей искрой был гений Дюма, поскольку ни одному из его сотрудников не удалось самостоятельно создать сколько-нибудь запоминающийся роман. В жизни Дюма не уступал собственным персонажам. Он принимал активное участие в либеральном движении 1830-х годов, руководил различными театрами и газетами, совершил несколько разорительных путешествий, которым посвятил почти 30 книг своих Дорожных впечатлений (Impressions de voyage), в том числе Из Парижа в Астрахань (De Paris Astrakan, 1858), в 1860 присоединился к походу "Тысячи" Дж.Гарибальди, обеспечившему победу Итальянской революции 1859-1860.

Расточая с невиданной щедростью огромные суммы, Дюма умер почти в полной нищете в Пюи близ Дьепа 5 декабря 1870.ЛИТЕРАТУРАДюма А. Пьесы. Л. - М., 1965 Моруа А. Три Дюма. М., 1965 Александр Дюма (1802-1870). Методические материалы к вечеру, посвященному 100-летию со дня смерти. М., 1970 Дюма А. Собрание сочинений, тт. 1-12. М., 1976-1980 Дюма А. Собрание сочинений, тт. 1-15. М., 1991 Дюма А. Собрание сочинений, тт. 1-50. М., 1992 Буянов М.И. Дюма в Закавказье. М., 1993 Циммерман Д. Александр Дюма Великий, тт. 1-2. М., 19962. СынАЛЕКСАНДР ДЮМА-СЫН(1824-1895), французский драматург, обычно называемый Дюма-сыном. Родился 27 июля 1824 в Париже. Незаконный сын Александра Дюма-отца. Мать-портниха относилась к нему с нежной любовью, почти сразу признал его отец, однако детские и школьные его годы были омрачены сознанием своей неполноценности - позднее он возвращался к тогдашним переживаниям в нескольких книгах.

Дюма-сын превратил французскую драму в инструмент общественного воздействия. Не ограничиваясь обличением социальных язв, он предлагал оздоровительные средства в виде новых законов либо новых общественных установлений. Свои соображения он декларативно объявлял в многочисленных и длинных предисловиях к пьесам. Взяв на себя роль нравственного арбитра, он возлагал на театр миссию духовного наставника, прежде принадлежавшую церкви. Карьеру драматурга Дюма начал со сценической адаптации своего романа Дама с камелиями (La Dame aux camlias, 1848) в одноименную пьесу (1852). В основу сюжета положена история куртизанки Мари Дюплесси. В угоду "здоровой" морали самоотверженная героиня пьесы жертвует счастьем с любимым человеком.

Роль Маргариты Готье вошла в репертуар крупнейших актрис (С.Бернар, Э.Дузе, в России - Г.Н.Федотова, М.Г.Савина). Обличению падших женщин и неверных супругов посвящены драмы Диана де Лис (Diane de Lys, 1853), Полусвет (Le Demi-monde, 1855) и Любитель женщин (L'Ami des femmes, 1864). В лице грубого тщеславного Жиро, персонажа пьесы Денежный вопрос (La Question d'argent, 1857), одной из самых популярных у Дюма, подверглись осмеянию беззастенчивые нувориши. Он выступил в защиту прав незаконнорожденных детей в почти автобиографической пьесе Незаконный сын (Le Fils naturel, 1858). Косвенным образом та же тема затрагивалась в драме Блудный отец (Un Pre prodigue, 1859), написанной по воспоминаниям о юных годах в обществе отца.

Дюма выступил также за равноправие женщин и снисходительность к их прошлым грехам в пьесе Понятия мадам Обре (Les Ides de Madame Aubrey, 1867). В драме Принцесса Жорж (La Princesse Georges, 1871) он подверг критике законы о браке, не позволяющие жене расстаться с неверным мужем, а в пьесе Жена Клода (La Femme de Claude, 1873) обосновал моральное право мужа убить неверную жену. Пьесы Дюма примечательны стремительным развитием действия, диалогами и умело построенной интригой, но вместе с тем они явно перегружены декламациями и морализаторством. На сюжет Дамы с камелиями написана опера Дж.Верди Травиата. Умер Дюма-сын в Париже 27 ноября 1895.ЛИТЕРАТУРАМоруа А. Три Дюма. М., 1962 Дюма А. Дама с камелиями. Роман. Л., 1991 Дюма А.

Исповедь преступника. Романы. М., 1992.

Значения в других словарях
Дюка Поль

ДЮКА, ПОЛЬ АБРАХАМ (Dukas, Paul Abraham)ПОЛЬ ДЮКА(1865-1935), французский композитор. Родился 1 октября 1865 в Париже. Учился в Парижской консерватории, а с 1913 по 1935 преподавал там композицию и дирижирование. Наследие Дюка сравнительно невелико, но каждое его сочинение представляет значительную художественную ценность. Он публиковал свои произведения только тогда, когда был уверен в их достоинствах. Например, он даже предлагал уничтожить свое последнее сочинение - Пери (La Pri, 1910), если в..

Дюканж Шарль

(Du Cange, Charles) (1610-1688), французский историк, один из основателей научно-критического подхода в истории, родился в Амьене 18 декабря 1610. Получил образование в иезуитском колледже в Амьене, без особого успеха занимался юридической практикой. В 1668 поселился в Париже и посвятил себя изучению Средних веков и истории империй греков и римлян. Дюканж издавал труды византийских историков и написал Историю Византии с поясняющими комментариями (Historia byzantina duplici commentario illustrata..

Дюморье Джордж

ДЮМОРЬЕ ДЖОРДЖ ЛУИ ПАЛМЕЛЛА БЮССОН (ДЮ МОРЬЕ),(Du Maurier, George Louis Palmella Busson)(1834-1896), английский график, карикатурист и писатель. Родился 6 марта 1834 в Париже. Начинал как химик, но затем год проучился живописи в Париже и зарабатывал на жизнь сначала как книжный иллюстратор, а с 1864 - карикатуристом в "Панче". Опасаясь, что надвигающаяся слепота не позволит ему работать, стал писать романы, сопровождая их иллюстрациями. Питер Иббетсон (Peter Ibbetson) был опубликован в 1891. Это..

Дюна

Песчаный холм, образованный в результате эоловой (ветровой) деятельности. Дюны распространены всюду, где на поверхность выходят незакрепленные пески, а скорость ветра достаточна для их перемещения. Они, как правило, образуются, когда песок скапливается у какого-либо препятствия, например куста или скалы. Затем дюна сама становится препятствием и по мере навевания песка постепенно увеличивается в размерах. Дюны бывают высотой до 300 м. Их размеры определяются объемом поступающего песка, скоростью..

Дополнительный поиск Дюма Александр Дюма Александр

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дюма Александр" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дюма Александр, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 14 символа