Ибн Рушд

258

Или Аверроэс (1126-1198), испано-арабский философ и врач, родился в Кордове (Испания) в знатной семье. Будучи исключительно талантливым и разносторонним человеком, Ибн Рушд занимал несколько важных постов. Подобно отцу и деду, он служил кадием (судьей) в Кордове, а затем в Севилье. Благодаря глубоким познаниям в медицине был назначен придворным врачом. На протяжении почти всей жизни Ибн Рушд пользовался преимуществами своего положения и дружбы с халифами, которые ему благоволили, поддерживая развитие образования и научных исследований. В этих благоприятных условиях он написал труды по естествознанию и философии. Его сочинение Опровержение опровержения (Тахафут ат-тахафут) было написано в защиту греческой философской традиции против нападок ортодоксального мыслителя Аль-Газали.

Пытаясь выяснить истинный смысл философии Аристотеля, Ибн Рушд написал обширные комментарии к большей части аристотелевских произведений, которые принесли ему славу и сделали влиятельной фигурой среди еврейских и христианских философов. В поздний период жизни мыслитель стал жертвой религиозных гонений на науку и философию, был сослан и заключен в тюрьму, но незадолго до смерти восстановлен в правах. Однако преследования на религиозной почве положили конец его влиянию на мусульманскую мысль. Умер Ибн Рушд в Марракеше (Марокко) в 1198. К концу 12 в. Большинство произведений Ибн Рушда было переведено на латинский язык. Комментарии к трудам Аристотеля получили общее признание. Его даже прозвали Комментатором. Тем не менее трактовка Ибн Рушдом отношения философии и религии (послужившая причиной его расхождений с традиционной мусульманской мыслью) вызвала один из самых известных споров в христианской философии 13 в.

Философская истина, на его взгляд, содержится в трудах Аристотеля. Религиозная истина есть истина, приспособленная к пониманию обычного человека. Данное понимание философии и религии было воспринято некоторыми христианскими последователями Ибн Рушда, которые истолковали его таким образом, что существует два рода истин - философская истина и религиозная истина, которые могут противоречить друг другу и тем не менее оставаться истинами (теория двойственной истины). Приняв теорию двойственной истины, последователи Ибн Рушда без труда согласились с его толкованием идей Аристотеля, даже с теми из них, которые находились в разительном противоречии с христианским учением. Например, по Ибн Рушду, Аристотель якобы полагал, что человеческая душа является частью единого всеобъемлющего разума и потому не может считаться вполне индивидуальной и бессмертной.

Это явно противоречило учению о бессмертии души отдельного человека - самой сердцевине христианского учения. В комментариях Ибн Рушда содержались и другие толкования Аристотеля, которые было столь же трудно примирить с христианством. Вскоре было признано, что последователи Ибн Рушда придерживаются неортодоксальных взглядов, и это навлекло на них нападки ортодоксов. Поскольку источником отклонений считался Аристотель, он и сам оказался под подозрением, что составляло главную трудность для всех философов 13 в., которые пытались приспособить аристотелевскую мысль к христианской теологии. Под угрозой оказалась даже попытка Фомы Аквинского осуществить синтез системы Аристотеля и христианской теологии. Хотя идеи Ибн Рушда отвергались и даже были официально осуждены в 1277, его последователи хранили как теорию двойственной истины, так и его интерпретацию Аристотеля.

На всем протяжении позднего Средневековья и в эпоху Возрождения его труды служили источником вдохновения для тех, кто считал необходимым разделение философии и науки, с одной стороны, и теологии - с другой. Этот взгляд имел важные отзвуки даже в сфере политической мысли, поскольку именно аверроисты в 14 в., распространив на сферу политики понятие двойственной истины, приводили доказательства в пользу отделения церкви от государства. Кроме комментариев, значительная часть которых уцелела, в латинском и арабском вариантах сохранились труды Ибн Рушда по грамматике, астрономии, медицине и праву.ЛИТЕРАТУРАИбн Рушд. Опровержение опровержения (фрагменты). - В кн. Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока 9-14 вв.

М., 1961.

Значения в других словарях
Ибн Дауд Авраам

(ок. 1110 - ок. 1180), испанский философ, астроном и историк. Родился в Толедо. Одним из первых пытался соединить аристотелизм с иудаизмом. Попытки примирения классического наследия с религиозной мыслью делались равно арабскими и еврейскими философами в средневековой Испании, и Маймонид, которого считают наиболее значительным еврейским средневековым философом, многое почерпнул из оригинальных работ Ибн Дауда. В своей хронике, историческом труде, написанном в 1161 и названном Книга традиции (Сефе..

Ибн Пакуда Бахья Бен Иосеф

(Bahya ben Joseph ibn Pakuda), еврейский философ 11 в., о жизни которого ничего не известно, кроме того, что он жил в Сарагосе в Испании. Ибн Пакуда написал известный трактат на арабском языке - Книгу наставлений об обязанностях сердца (Китаб ал-хидайя ила фараид ал-кулуб), переведенную на иврит Иехудой ибн Тиббоном (под названием Ховот ха-леватот, Обязанности сердца), а также несколько религиозных поэм. В своем трактате Ибн Пакуда, оригинальный и талантливый мыслитель, рассматривал главные учен..

Ибн Сауд

Абдель АзизАБДУЛ-АЗИЗ ИБН САУД(1880-1953), король Саудовской Аравии, сын Абдуррахмана, султана Неджда. Родился в Эр-Рияде, столице ваххабитского государства Неджд в центральной части Аравийского п-ова. После смерти деда Ибн Сауда, султана Неджда с 1834 по 1867, страна вступила в полосу конфликтов, когда два его старших сына вели борьбу за трон. Пользуясь ситуацией, турки постепенно продвигались на юг Аравийского п-ова, а арабский вождь Ибн Рашид наступал с севера. Когда в 1891 Эр-Рияд был оккупи..

Ибн Сина

Или Авиценна (980-1037), величайший из философов и врачей арабского Востока, родился в селе Афшана близ Бухары в 980. Получив неформальное образование и усвоив начала арифметики, геометрии и медицины, досконально изучил Коран. Удивительно разносторонние познания Ибн Сины касались почти всех областей знания. В 997 он стал придворным врачом и имел доступ к библиотеке Саманидов в Бухаре. После падения династии Саманидов в 1004 он переехал из Бухары в Ургенч, где при дворе хорезмшаха Абу-л-Аббаса Ма..

Дополнительный поиск Ибн Рушд Ибн Рушд

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ибн Рушд" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ибн Рушд, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 8 символа