Иларий Пиктавийский

204

СВ. (ок. 315-367), епископ и учитель церкви, выдающийся западный теолог. За свою твердую позицию в борьбе с арианской ересью, отрицавшей божественность Христа, получил прозвище Афанасий Запада. По свидетельству св. Иеронима, родился в Пуатье (Аквитания) во второе десятилетие 4 в. Иларий, происходивший из знатного рода, получил классическое образование и посвятил ранние годы жизни изучению философии. Стремление постичь смысл жизни побудило его обратиться к Новому Завету. По преданию, в тот момент, когда он читал пролог Евангелия от Иоанна, где излагалось учение о божественном Слове-Логосе, на него снизошел небесный свет, что подвигло его к крещению. Около 350 Иларий был избран епископом его родного города, хотя он и был к тому моменту женат.

Иларий не принял участия в Арелатском (353) и Медиоланском (355) соборах, подтвердивших низложение св. Афанасия Александрийского, однако активно занялся организацией оппозиции гальских епископов по отношению к Сатурнину, арианствующему епископу Арля, за что был сослан Констанцием в Малую Азию как политический смутьян. В период ссылки (356-359) Иларий написал свое главное богословское сочинение, трактат О Троице (De Trinitate), посвященный доказательству божественности Сына. Интересно, что в другом важном сочинении, О соборах (De synodis), Иларий рассказывает о том, что лишь перед самой ссылкой он впервые познакомился с Никейским символом веры. В трактате О Троице высказана мысль о том, что различие между правоверным и еретическим вероучением иногда может оказаться разным пониманием терминов, а не действительным разномыслием.

О либеральности его взглядов свидетельствует тот успех, которого Иларий достиг в установлении контактов с различными религиозными партиями на Востоке. В то же время Иларий осудил как "святотатство" декларацию крайних ариан, принявших т.н. 2-ю Сирмийскую формулу (357), согласно которой Сын "не подобен" Отцу. На Селевкийском соборе (359) он приветствовал победу умеренной партии во главе с епископом Василием Анкирским и одобрил принятие Антиохийского символа веры, который мог стать гарантом правоверия Восточной церкви. В начале 360 Иларий обратился к императору с просьбой разрешить ему встретиться в публичном диспуте с Сатурнином и принять участие в новом Константинопольском соборе (К Констанцию Августу, книга вторая), однако на обе просьбы получил отказ, после чего выступил с открытым обличением Констанция (Против Констанция Августа).

Тем не менее в 361 Иларию было дозволено возвратиться в Галлию, где он возобновил свою борьбу с Сатурнином, в результате чего последний был вновь осужден на Парижском соборе (361). С этого момента арианство утратило свои позиции в Галлии, и Иларий попытался убедить императора Юлиана отправить в ссылку арианина Авксентия, епископа Медиоланского, однако, терпимо относившийся к арианам языческий император отказался это сделать. Иларий скончался, вероятно, 13 января 367. Папа Пий IX провозгласил его учителем церкви 13 мая 1851.ЛИТЕРАТУРАХристианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995.

Значения в других словарях
Икона

Картина, являющаяся принадлежностью иконостаса (алтарной перегородки в православных церквах), а также объектом домашнего почитания у христиан в православных странах. По мере развития церковной архитектуры такие изображения на Западе стали помещать над или за алтарем или в отдельных часовнях, а на Востоке - на перегородке, отделявшей алтарь от средней части церкви. Со временем эта перегородка становилась все выше и получила название иконостаса. По традиции, иконы играли очень важную роль в духовн..

Иктин

Один из наиболее прославленных архитекторов Древней Греции. О жизни Иктина, расцвет творчества которого приходится на вторую половину 5 в. До н.э., почти ничего не известно. Иктин был современником Фидия и Перикла, самые известные его работы - Парфенон (строился в 447-438 до н.э.), над которым он работал совместно с Калликратом, и храм Аполлона Эпикурия в Бассах (совр. Вассе), близ Фигалии в Аркадии. Храм Аполлона Эпикурия обычно датируют после 430 до н.э., однако вероятно, что его строительство..

Илия

Еврейский пророк, живший в 9 в. До н.э., в царствование Ахава и Охозии в царстве Израильском (3 Цар 17-19, 21. 4 Цар 1, 2:1-11). Его звали Илия Фесвитянин. Возможно, он был родом из местечка Фесвит в Галааде, но, поскольку исследователям не удалось обнаружить поселение с таким названием, предполагают также, что "Фесвит" - родовое имя. Главенствующей задачей Илии было воспрепятствовать распространению культа финикийского бога Ваала, введенного царицей Иезавелью, и не позволить стране впасть в идо..

Илия Виленский

(Элияху бен Шломо Залман) (1720-1797), еврейский талмудист, каббалист, грамматик и математик, получил прозвище "Виленский гаон". Родился 23 апреля 1720 в Вильне (ныне Вильнюс, Литва). Не по годам развитый ребенок, он уже в семилетнем возрасте написал трактат о Талмуде. В соответствии с обычаем талмудистов того времени он странствовал по Польше и Германии. В 1748 Илия возвратился в родной город, имея репутацию крупного ученого. Илия поощрял изучение светских наук, считая, что это способствует луч..

Дополнительный поиск Иларий Пиктавийский Иларий Пиктавийский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Иларий Пиктавийский" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Иларий Пиктавийский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 19 символа