Иоанн Богослов

128

ЕВАНГЕЛИСТ СВ. ИОАНН БОГОСЛОВ. Миниатюра из рукописи 11 в. (Codex Caesareus Upsaliensis).СВ., по преданию - автор Евангелия от Иоанна, входящего в состав Нового Завета. Его отождествляют с одним из учеников Иисуса Христа, который до того, как он последовал за Иисусом, занимался рыболовным промыслом вместе со своим отцом Зеведеем и братом Иаковом на Галилейском море. Иоанн, как и его брат Иаков, часто упоминается в евангелиях. Вместе с Петром они составляли наиболее близкий круг друзей Иисуса, приходясь, возможно, родственниками последнему по материнской линии. Согласно Евангелию от Иоанна (19:25-27), на попечении Иоанна осталась мать Иисуса. По свидетельству Деяний апостолов, в самом начале эпохи распространения христианства он подвизался вместе с апостолом Петром (Деян 3).

Павел говорит о нем как об одном из вождей христианской общины в Иерусалиме (Гал 2:9). Позднее он отправился в Малую Азию, вероятно - в Эфес, где скончался ок. 100. Традиция приписывает Иоанну Богослову авторство трех новозаветных посланий и книги Откровения (Апокалипсиса). День памяти святого 27 декабря (в Русской православной церкви 8 мая по старому стилю).Евангелие от Иоанна. Рассказ евангелиста Иоанна о жизни, смерти и воскресении Иисуса Христа существенно отличается от рассказов, содержащихся в т.н. Синоптических евангелиях (от Матфея, от Марка и от Луки). Согласно этому евангелию, проповедническая деятельность Иисуса длилась два или три года и несколько месяцев (расхождение в счете лет связано с расхождениями в толковании праздника, упоминаемого в Ин 5:1), между тем как другие евангелия не содержат ясных указаний относительно продолжительности этого периода, хотя по некоторым признакам можно заключить, что они ограничивали этот срок одним годом.

Евангелие от Иоанна описывает проповедь в Иудее как первый этап служения Иисуса и как последний его этап, в других же евангелиях нет упоминаний о первом периоде, а о последнем рассказывается гораздо более кратко. В Четвертом евангелии Иисус постоянно проповедует на богословские темы (в том числе - и о себе как о Сыне Божьем и Спасителе). У синоптиков также приводятся длинные проповеди Иисуса, однако они имеют библейское содержание и подчинены скорее морально-практическим, чем богословским целям. Кроме того, автор Евангелия от Иоанна использует религиозную терминологию, заимствованную из обихода не только еврейских, но и нееврейских сект и религиозных течений конца 1 в.Содержание Евангелия. Материал Евангелия от Иоанна распределяется следующим образом.

1:1-18, пролог и богословское обоснование (Иисус из Назарета - воплощение Божественного Слова). 1:19-51, свидетельства об Иисусе Христе. 2:1 - 12:25, Иисус открывает себя в своих деяниях и проповеди. 13:1 - 21:25, миссия Иисуса исполнена. Смерть и воскресение. Отрывок 7:53 - 8:11 (о прощении грешницы - "иди и впредь не греши") в некоторых рукописях отсутствует, в других он помещен в конец Евангелия от Иоанна или - после стиха 21:38 Евангелия от Луки. Вероятно, он не входил в первоначальный текст Четвертого евангелия, но был сохранен вместе с ним в качестве подлинных слов Иисуса.Характер и цель Евангелия. Цель написания Евангелия сформулирована в 20:31. Оно было призвано укрепить христиан (вероятно, языческого происхождения) в их вере в божественность Иисуса Христа и его божественное предназначение, поскольку лишь через веру в него люди могут обрести вечную жизнь.

Руководствуясь этой целью, евангелист описывает (в 2:1 - 12:50) семь чудес, или "знамений" Иисуса, отобранных из числа других подобных деяний, известных по устным преданиям (21:25). Эти символические деяния, сопровождаемые изречениями Иисуса, выражают главную цель его служения. Даровать людям жизнь. В рассказе о последних днях Иисуса особо подчеркивается религиозный смысл его смерти. По всей видимости, этот рассказ адресован тем верующим, которые сами никогда не видели Иисуса, но через веру сделались его учениками (20:26-29). Евангелие написано очень простым языком, даже там, где говорится о самых глубоких религиозных истинах. В целом автор Четвертого евангелия обнаруживает знакомство с традицией, которая получила свое выражение в синоптических евангелиях, однако свою задачу он, по-видимому, усматривал в том, чтобы дать более глубокое объяснение смысла описываемых событий, нежели то, которое можно было почерпнуть из общеизвестных преданий.

Кроме того, Иоанн стремился выразить смысл служения Иисуса на языке, более понятном людям конца 1 в., чем тот специфический язык, на котором строилась христианская проповедь, обращенная к евреям, и которым широко пользовались авторы синоптических евангелий. Кроме того, одной из целей евангелиста могло быть стремление переосмыслить предшествующую традицию, чтобы выделить собственно религиозное значение Иисуса. К примеру, вполне возможно, что рассказ об изгнании Иисусом менял и торговцев жертвенными птицами из иерусалимского Храма (Мк 11:15-18) был преднамеренно отнесен им не к концу (как у Марка), а к началу служения Иисуса (2:14-22). Возможно, что таким способом автор пытался подчеркнуть, что Иисус стоит выше Храма.ЛИТЕРАТУРАХристианство.

Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995.

Значения в других словарях
Иоанн Viii Палеолог

(1392-1448), известный также как Иоанн VIII Палеолог, предпоследний византийский император. Иоанн, старший сын Мануила II, правил совместно с отцом с 1421, единоличным же правителем сделался после его смерти в июле 1425. Хотя Иоанн унаследовал титул "императора ромеев" (т.е. Римлян), его владения в результате постоянной экспансии турок-османов сократились до области, непосредственно примыкающей к Константинополю, деспотата Морея на Пелопоннесе, которым управляли три его брата, а также мелких вла..

Иоанн Безземельный

(англ. John Lackland, фр. Jean sans Terre)ИОАНН(1167-1216), английский король из династии Плантагенетов. Иоанн, младший из пяти сыновей (четверо из них дожили до совершеннолетия) короля Генриха II и Алиеноры Аквитанской, родился в Оксфорде 24 декабря 1166 или 1167 (последняя дата вероятнее). К моменту, когда Иоанн появился на свет, Генрих поделил между сыновьями все свои владения, в связи с чем он и прозвал, не без юмора, своего любимца Иоанна Безземельным. Тем не менее в 1177 Генрих отдал Иоанн..

Иоанн Дамаскин

СВ. (ок. 676 - ок. 754), выдающийся христианский богослов, учитель церкви, гимнограф и последний представитель греческой патристики. Родился в Дамаске (Сирия). Иоанн Дамаскин был сыном христианина, возглавлявшего казначейство при арабском халифе, и после смерти отца унаследовал его должность. Однако несколько лет спустя он удалился в монастырь св. Саввы близ Иерусалима, где пребывал до конца жизни, посвятив свои дни молитвам и литературным трудам. Наиболее известны его литургические гимны и энци..

Иоанн Дунс Скот

(Duns Scotus) (ок. 1266-1308), Иоанн Дунс Скот, выдающийся средневековый теолог францисканского ордена. Происходил из рода Дунсов и родился ок. 1266 в городке Дунс в Шотландии (отсюда его прозвище Скот - шотландец). После вступления в францисканский орден учился и преподавал в Оксфордском и Парижском университетах. Его главное сочинение, Оксфордский труд (Opus Oxoniensis), основано на лекциях, прочитанных в Оксфорде. Парижские записи (Reportata Parisiensia) представляют собой записи лекций в Пар..

Дополнительный поиск Иоанн Богослов Иоанн Богослов

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Иоанн Богослов" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Иоанн Богослов, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 14 символа