Италия. Экономика

132

Промышленное развитие Италии началось в конце 19 в. Фашистская политика и мировой экономический кризис способствовали реструктуризации, но не расширению промышленности, и к концу Второй мировой войны почти половина трудоспособного населения была занята в сельском хозяйстве. Однако с 1950-х годов итальянская экономика претерпела сильные изменения, и к 1990-м годам обрабатывающая и горнодобывающая промышленность вместе со строительством давали уже ок. 33% ВВП, а непроизводственная сфера (включая торговлю, банковскую деятельность и управление) - еще 63%, в то время как доля сельского хозяйства сократилась до 4%. В период с 1950 по 1964 объем промышленного производства почти удвоился. Готовые промышленные товары в качестве главных статей экспорта заменили полуфабрикаты, при этом возрос объем импорта сырья и средств производства.

В период с 1963 по 1974 рост производства составлял 4,7% в год. В начале 1970-х годов Северная Италия превратилась в один из самых развитых промышленных районов Европы. Вступление в т. Н. Общий рынок (Европейское экономическое сообщество) в 1957 стало важным фактором увеличения объема итальянского экспорта. В 1973-1974, когда цены на нефть повысились в четыре раза, это привело к значительному росту дефицита платежного баланса страны. Инфляция достигла 21,1% в 1980 и оставалась на уровне 9,9% в год на всем протяжении 1980-х годов. Тем не менее для этого десятилетия были характерны экономический рост, значительное увеличение объема экспорта, уменьшение торгового дефицита, значительные успехи малого бизнеса и появление прибылей у предприятий государственного сектора.

В 1984-1992 ежегодный рост экономики составлял 2,5%, в то время как по размерам ВВП Италия удерживала третье место в Европе после Германии и Франции. Несмотря на оживление итальянской экономики в 1980-е годы, основные структурные проблемы так и не были решены и проявились в 1990-х годах. Дефицит государственного сектора экономики Италии вырос с 84,6% от ВВП в 1985 до 103% в 1992. Чтобы удовлетворять условиям ЕС, сформулированным Маастрихтским соглашением 1991, правительство Италии пыталось уменьшить государственный долг и дефицит бюджета, но в 1992 долг все еще оставался на уровне 10,7% от ВВП (в 6 раз выше среднего показателя для стран Организации экономического сотрудничества и развития - ОЭСР). Огромный государственный долг и постоянное превышение расходов над доходами в государственном секторе были главными причинами обесценивания итальянской лиры на 7% в сентябре 1992 и принятия итальянским правительством пакета экстренных финансовых и фискальных мер в 1992 и 1993.

Еще одна важная структурная проблема была связана с углублением разрыва между уровнями объема производства и благосостояния на Севере и Юге. После 1945 в южной части Италии произошли радикальные социальные и экономические изменения. Численность сельского населения в 1950-1960-е годы там уменьшилась вследствие его оттока в растущие промышленные города Северной Италии, в другие страны ЕС и США, тогда как доходы, уровень жизни, уровень образования и занятости повысились. Однако пропасть между Югом и Севером стала еще глубже, важными причинами отставания Юга были высокая концентрация населения в главных городах (особенно в Неаполе, Катании и Палермо) и ограниченные возможности трудоустройства, нехватка жилья, неблагоприятные условия для получения образования и социальной помощи.Государственное планирование и экономическое развитие.

После 1945 итальянское государство играло самую непосредственную роль в развитии экономики. В политическом отношении это было продиктовано необходимостью послевоенного восстановления экономики, уменьшения безработицы и зависимости от импорта, а также сокращением дисбаланса между Севером и Югом. Это обеспечивалось центральным экономическим планированием, практика которого сохранилась от режима Муссолини. В 1933 в ответ на мировой экономический кризис и угрозу краха итальянской банковской системы правительство Муссолини учредило Институт промышленной реконструкции (ИПР). Он приобрел значительную часть предприятий ведущих отраслей промышленности Италии, и к 1950-м годам государство полностью контролировало такие отрасли экономики, как металлургия, машиностроение, судостроение, химическая и цементная промышленность, воздушный и автомобильный транспорт, телекоммуникации и телевидение.

Государственное нефтегазовое объединение ЭНИ, основанное Энрико Маттеи в 1950-х годах, занималось разработкой месторождений природного газа и нефти и имело филиалы во многих других отраслях производства. Государству принадлежали также холдинговые компании по производству электроэнергии, добыче минерального сырья и в сфере обрабатывающей промышленности. В 1950-х годах эти компании сыграли важную роль в трансформации экономики Италии, но к середине 1960-х годов они стали убыточными, и на фоне их экономических трудностей начался рост новых гигантов частного сектора, таких, как химическая компания "Монтэдисон" (от слияния "Монтекатини" и "Эдисон"). Однако различия между государственными и частными предприятиями не всегда были ясно выражены, и гиганты частного сектора в свою очередь попадали во все большую зависимость от государства.

В течение 1980-х годов ИПР и ЭНИ подверглись реструктуризации соответственно при Романо Проди и Франко Ревильо.Север и Юг. Важным объектом вмешательства государства в послевоенную экономику Италии оставался Юг. Стратегии его развития разрабатывались государственным кредитно-финансовым учреждением "Касса Юга" и Ассоциацией развития Юга. В 1950-х годах эти организации сосредоточили свое внимание на создании инфраструктуры (дорог, электрификации, сельскохозяйственного кредита). Как строительство сети современных автомагистралей, так и государственные капиталовложения на Юге повысили уровень занятости (в основном в сфере услуг). Эта программа сопровождалась массовым оттоком населения из сельских местностей, что отчасти напоминало прежние сценарии миграции за границу, однако на этот раз значительная часть населения оседала в быстро развивавшихся промышленных центрах Севера.

Как только темпы роста итальянской экономики в 1960-х годах замедлились, стратегия планирования на Юге была переориентирована на поощрение развития тяжелой промышленности. Суть идеи состояла в создании "полюсов тяготения промышленности" вокруг Неаполя, Таранто и Бриндизи, но эта стратегия оказалась неэффективной. На Юге в 1960-е годы были созданы только два крупных промышленных концерна. Нефтехимические заводы "Монтэдисон" в Бриндизи и большой автомобильный завод "Фиат" близ Неаполя. Благодаря этой стратегии возникли многочисленные "храмы в пустыне" - такие, как металлургический завод в Джоя-Тауро в Калабрии, который был построен, но так и не введен в эксплуатацию. В 1980-е годы государственные инвестиции в экономику Юга возросли за счет различных программ роста благосостояния населения, тогда как огромные целевые средства, направленные сюда после землетрясений, разрушивших ряд районов зимой 1981-1982, были "откачаны" организованной преступностью.

В 1980-е годы появились новые надежды, связанные с ростом малого предпринимательства в частном секторе в таких районах, как Апулия, Абруцци и Кампания, но и они оказались призрачными. Несмотря на принятие следующих одна за другой инвестиционных программ, южная часть Апеннинского п-ова, Сицилия и Сардиния давали в конце 1970-х годов только 23% ВВП Италии. Неконтролируемый рост государственных расходов и ограничения, введенные с 1989 программой экономической конвергенции ЕС, потребовали радикального пересмотра программ государственного финансирования Юга. В конечном итоге будущее южных районов Италии так и не определено и во многом зависит от политической конъюнктуры.НЕАПОЛЬ, крупнейший порт на юге ИталииМИЛАН, второй по величине город в Италии.

На переднем плане здание концерна "Пирелли".Внутренний валовой продукт (ВВП) Италии, т.е. Общий объем рыночных товаров и услуг, в 1991 (по данным последней переписи) оценивался в 976 млрд. Долл. В расчете на душу населения ВВП составлял 16 896 долл. (во Франции - 18 227, в Германии - 19 500 долл.). В 1991 на долю личного потребления приходилось 62% ВВП, на долю государственного - 17%, а на инвестиции - почти 20%.Трудовые ресурсы. В 1990 в Италии насчитывалось 23,9 млн. Занятых, что составляло ок. 41% ее населения. После Второй мировой войны существенно изменилась структура занятости. Например, в 1951 женщины составляли 25%, а в 1990 - 37% занятых (во Франции - 43%, Германии - 40%). В 1954-1979 ок. 4 млн. Занятых в сельском хозяйстве покинули землю, и большая их часть переместилась в промышленные районы Севера.

В начале 1990-х годов 32% занятых приходилось на долю промышленности, 9% - на долю сельского хозяйства, а остальные 59% - на долю торговли, сферы услуг и других видов экономической деятельности, тогда как в сельском хозяйстве были заняты в 1951 43%, в промышленности - 33% и в сфере услуг, торговле и других видах деятельности - 24%. Произошедшие изменения привели к увеличению объема инвестиций в новые предприятия, большому оттоку населения из сельских местностей в города и переобучению миллионов людей новым профессиям. В Италии заработная плата рабочих в промышленности когда-то была меньше, чем в большинстве стран Западной Европы, а к середине 1970-х годов стала такой же, как во Франции. Острой проблемой в Италии является безработица.

С середины 1950-х годов она сократилась благодаря тому, что индустриализация создала большее число рабочих мест и многие итальянцы нашли работу в других странах, особенно в Западной Германии и Швейцарии. С середины 1970-х годов, когда экономический рост замедлился, число безработных возросло. В 1993 безработные в Италии составляли 11% трудоспособного населения, но сохранялись значительные региональные различия - 7,7% на Севере и в Центре против 18,9% на Юге.Развитие промышленности. Крупная промышленность в Италии возникла поздно. Однако в период между 1870 и 1914 на Севере был основан ряд крупных промышленных фирм, в том числе заводы резиновых изделий "Пирелли", химические заводы "Монтекатини", металлургические заводы "Терни" и автомобильные заводы "Фиат".

Во время Первой мировой войны развитие промышленности приостановилось, но в 1920-1930-е годы произошел некоторый подъем, хотя экономика и была деформирована попыткой достичь экономической самостоятельности, расходами на колониальные авантюры в Африке и большими военными расходами. Бомбардировка и военные действия на территории Италии во время Второй мировой войны обернулись катастрофой для экономики. Однако послевоенное восстановление хозяйства было в целом поразительно быстрым. Оно поощрялось США, которые оказали Италии помощь в размере 2,4 млрд. Долл. После Второй мировой войны государство стимулировало развитие экспортных отраслей промышленности. Это особенно касалось металлургии, машиностроения и химической промышленности.

Новое оборудование и повышение эффективности производства содействовали заметному росту производства стали, которое за 1951-1980 возросло более чем в 8 раз. Значительные успехи были достигнуты в машиностроении, электротехнической и автомобильной промышленности (в последней доминировал концерн "Фиат" в Турине). Модернизация химической промышленности повлияла на расширение ассортимента ее продукции - от нефтепродуктов до красителей, синтетических волокон и пластмасс. Хлопчатобумажная и шерстяная промышленность играла ведущую роль в начале 20 в., но после 1950 испытала спад по сравнению с основными, быстро растущими отраслями промышленности. С начала 1950-х годов быстро расширялось производство одежды. Обувь и одежда из Италии хлынули на иностранные рынки, итальянские дома моды успешно завоевывали рынки зарубежных стран.

Обрабатывающая промышленность - важнейший сектор экономики Италии. На ее долю приходится почти 25% национального дохода и основная часть поступлений от экспорта. В этом секторе сосредоточена пятая часть всех рабочих мест в стране. Главной отраслью обрабатывающей промышленности является машиностроение. В Италии производятся офисное оборудование (калькуляторы, пишущие машинки и проч.), сельскохозяйственные машины (трактора), ткацкие станки, швейные машины, электронагревательное оборудование. Электромашиностроение включает производство телекоммуникационной аппаратуры, холодильников, стиральных машин и другой бытовой электротехники. Продукция машиностроения производится главным образом на Севере, в районе Милана, Турина, Генуи, Бергамо, Брешии и Флоренции.

После Второй мировой войны ряд машиностроительных заводов был построен в окрестностях Неаполя и Бари. Важное значение имеет автомобилестроение, выпускающее легковые и грузовые автомашины и мотороллеры. Предприятия отрасли сосредоточены в районе Турина, Милана, Брешии и Дезио. По производству легковых автомобилей (1627 тыс.) Италия в 1991 занимала шестое место в мире. В том же году было выпущено ок. 260 тыс. Грузовых машин и автобусов. В начале 1970-х годов Италия была крупным судостроителем. В 1974 судоверфи Италии спустили на воду торговые суда водоизмещением 1028 тыс. Брутто-регистровых тонн. К концу того же десятилетия судостроение в Италии и многих других странах резко сократило объем производства. В период 1978-1980 итальянские верфи спустили на воду торговые суда общим водоизмещением 499 тыс.

Брутто-регистровых тонн (всего 166 тыс. Т в год). В 1986-1992 были спущены на воду торговые суда общим водоизмещением 4438 тыс. Брутто-регистровых тонн (в среднем по 634 тыс. Т в год). Судостроение сосредоточено на северо-западном побережье страны, в основном в Генуе. В структуре обрабатывающей промышленности Италии второе место по значению занимает текстильная и швейная промышленность, уступая только машиностроению (вместе с автомобилестроением и судостроением). Хлопчатобумажные ткани выпускаются в Галларате, Бусто-Арсицио, Леньяно, Бергамо и Брешии. Шерстяные - в Бьелла, Виченца и Прато. Шелковые - в Брешии, Тревизо и Комо. Льняное полотно производится в южной части Ломбардии и Кампании. Одежду шьют во Флоренции, Турине и Риме.

Широко развито производство обуви. Химическая промышленность, включая нефтехимию и производство синтетических волокон, дает ок. 1/7 общего объема продукции обрабатывающей промышленности. Эта отрасль значительно увеличила объем производства после открытия в Италии в конце 1940-х годов месторождений природного газа и нефти. К началу 1970-х годов Италия была одним из самых крупных производителей синтетических волокон и серной кислоты. Среди других важных видов химической продукции - искусственный аммиак, красители, фармацевтические препараты, фотоматериалы, пластмассы, синтетический каучук, удобрения и нефтехимические продукты. Они производятся в Генуе, Венеции, Милане, Равенне, Бриндизи, Феррандине и Джеле.

Металлургия - относительно новая отрасль промышленности Италии. Испытывая нехватку запасов угля и железной руды, Италия стала развивать металлургическую промышленность только после создания в 1952 Европейского объединения угля и стали. За период с 1959 по 1980 производство стали в Италии выросло на 292% (во Франции - на 56%, в Западной Германии - на 49%). По выплавке стали (28 млн. Т) в 1992 Италия занимала шестое место в мире, опережая Канаду и Бразилию. Она также выпускает значительное количество алюминия, цинка, свинца, ртути и магния. Предприятия пищевой промышленности, специализирующиеся, например, на производстве макарон (спагетти), продукции из томатов и производстве напитков, рассредоточены по всей территории страны.

Мебель производится в Брианце, возле Милана. Бумагу и бумажные изделия выпускают в Ломбардии и Пьемонте. Всемирно известная кинопромышленность размещена в Риме. Объем производства цемента, имеющего большое значение для строительной индустрии Италии, составил 40,8 тыс. Т в 1990. Строительство стало быстро развиваться после Второй мировой войны. В 1990 в этой отрасли было занято 1,9 млн. Человек. Были построены электростанции, автомобильные дороги и другие объекты (особенно на Юге). Итальянские строительные фирмы активно действовали за границей, в развивающихся странах. Уже в 1960-х годах итальянские фирмы построили пять крупнейших плотин в Африке.Энергетика. До Второй мировой войны гидроэлектроэнергия являлась единственным важным отечественным источником получения энергии, и самые крупные отрасли промышленности зависели от импорта угля.

Благодаря открытию крупных месторождений природного газа в долине р.По в конце 1940-х годов, а позже в Базиликате на Юге произошло главное структурное изменение в энергетике. Второе значительное изменение имело место в середине 1950-х годов, когда многие итальянские компании перешли с угля на нефть, которую им приходилось импортировать. С 1950 по 1960 общее потребление энергии выросло на 176%, почти целиком за счет использования местных ресурсов газа и импортируемой нефти. Уголь, который в 1950 обеспечивал почти половину потребностей энергетики, в 1960 в структуре энергопотреблении составлял только 20%. Быстрый рост энергопотребления, главным образом на базе использования импортируемой нефти, продолжался до 1973-1974, когда цены на нефть выросли в четыре раза.

С 1960 по 1974 энергопотребление выросло на 232%, а потребление нефти на 374%. К 1974 доля нефти в электроэнергетике Италии достигла 75%. В конце 1970-х годов рост энергопотребления прекратился. Потребление нефти сократилось на 4%, а потребление газа выросло на 35%. В 1978 доля нефти в производстве электроэнергии Италии составила 71%, газа - 19% (в 1974 - 14%), угля - 6%. 4% давали гидроэнергетика и атомная энергетика. С 1980 по 1990 энергопотребление увеличилось на 11%. В 1990 структура энергобаланса была следующей. Нефть - 61%, газ - 25%, уголь - 9%, гидро- и геотермальная энергия - 5%. В 1990 в Италии было произведено 216,9 млрд. КВтЧч электроэнергии. Около 82% давали тепловые электростанции, работавшие на жидком топливе (в основном на нефти), 16% - гидроэлектростанции и 2% - геотермальные электростанции.

Атомные электростанции, производившие в 1987 ок. 1% объема электроэнергии Италии, в 1988-1990 после массовых протестов населения были выведены из эксплуатации. На референдуме 1987 население проголосовало против строительства новых атомных электростанций.Сельское хозяйство. Типы сельского хозяйства в Италии сильно варьируют в зависимости от географических условий. Самые продуктивные сельскохозяйственные земли находятся на плодородной равнине в бассейне р.По на Севере, где преобладает интенсивное неспециализированное земледелие с большой долей крупных хозяйств. Эта территория является также главным поставщиком молочной продукции в Италии. Ломбардия, на северо-востоке равнины, - единственный район страны, где животноводство преобладает над земледелием.

На юге равнины область Эмилия-Романья имеет более диверсифицированную систему земледелия и является важным районом плодоводства и зернового хозяйства, там развито и животноводство. Восточный Пьемонт и западная Венеция отличаются высокой продуктивностью сельского хозяйства и славятся своими винами. Центральные районы Италии - Тоскана, Умбрия и Марке - тоже характеризуются неспециализированным земледелием с выращиванием оливковых деревьев, зерновых культур, винограда и домашнего скота. Природные условия здесь не столь благоприятны, как на Севере, поскольку преобладает холмистый и горный рельеф. До 1960 здесь была широко распространена испольная система земледелия (медзадрия). Поскольку земледелие на склонах стало неэффективным, произошел массовый отток сельского населения в города.

На Юге специализация сельского хозяйства весьма разнообразна. Плодородные прибрежные земли заняты садами, в которых выращивают фрукты, оливки и миндаль, и виноградниками. Во внутренних районах преобладают малоплодородные почвы, и там можно выращивать лишь некоторые сорта зерновых и разводить овец. Нехватка воды остается главной проблемой Юга, здесь развитие сельского хозяйства целиком зависит от орошения.Типы хозяйств. В 1990 в Италии насчитывалось 2940 тыс. Крестьянских хозяйств, а площадь обрабатываемой земли составляла 22,6 млн. Га. Лишь 4% хозяйств можно было отнести к разряду крупных. В хозяйствах работали сами землевладельцы и члены их семей (всего ок. 2 млн. Человек). Средняя площадь земельного надела составляла 5,4 га.

Кроме того, многие итальянцы, занятые в других сферах деятельности, получали дополнительные доходы или продовольствие для собственного потребления с небольших земельных участков площадью менее 1 га. После принятия в 1950 законов о земельной реформе число крупных хозяйств сократилось (особенно на Юге) за счет перераспределения земли между крестьянами. Однако число мелких хозяйств в 1960-1970-х годах тоже уменьшилось, так как сельское хозяйство Италии модернизировалось за счет внедрения дорогостоящих сельскохозяйственных машин, оказавшихся недоступными для многих крестьян. В период с 1960 по 1978 количество тракторов в Италии выросло почти в четыре раза.Основные сельскохозяйственные культуры. Зерновые являются основными продовольственными культурами.

Итальянские фермы поставляют ок. 2/3 зерна, потребляемого на внутреннем рынке. Главная зерновая культура - пшеница, выращиваемая по всей стране. В 1992 было получено 8,9 млн. Т пшеницы. Половину ее урожая собирают на Севере, где, несомненно, самая высокая урожайность этой культуры. Кукуруза и рис тоже выращиваются на Севере. Прочие важные зерновые культуры - овес и ячмень. Большое значение, особенно на Юге, имеет выращивание таких типичных средиземноморских культур, как маслины, виноград, цитрусовые и миндаль. Италия - один из крупнейших в мире производителей оливкового масла и вин, и эти виды продукции, наряду с томатами, фруктами и ранними овощами (такими, как горох и фасоль), занимают важное место в экспорте.

Основные технические культуры - сахарная свекла (в основном в области Венеция), табак (в основном на Юге), соя, конопля, хлопчатник и лен.Животноводство. В 1992 Италия была третьим по величине в Западной Европе производителем мяса, но, несмотря на это, ей приходится импортировать почти треть потребляемой в стране говядины и телятины. Крупный рогатый скот выращивается на Севере, в основном на больших молочных фермах в долине р.По. Некоторые выносливые альпийские породы крупного рогатого скота стали разводить в холмистых районах Юга, где раньше выращивали овец и коз.Планы развития сельского хозяйства. В 1960-х годах правительства Италии поощряли механизацию хозяйств, техническое обучение, кооперативную переработку и сбыт продукции, охрану почв, ирригацию и лесовозобновление.

Многие из этих программ субсидировались ЕС в 1970-е годы. Однако общая аграрная политика ЕС состояла главным образом в том, чтобы установить систему цен, при которой гораздо больше средств тратилось на поддержание цен на такие виды продукции, производимые североевропейскими странами, как молоко и говядина, а не на фрукты, овощи, вино, весьма важные для экономики Италии.Лесное хозяйство. Леса и редколесья занимают 6,8 млн. Га, или пятую часть территории Италии, но лесное хозяйство не имеет большого значения для экономики этой страны. Ежегодно в среднем вырубается 8,5 млн. Куб.м древесины. Основные лесные районы - горные и холмистые районы Альп и Апеннин (включая районы Сила и Аспромонте в Калабрии). Хвойные породы - пихта и сосна - произрастают в более возвышенных районах, тогда как в нижних частях склонов преобладают широколиственные породы - бук и дуб.Рыбное хозяйство.

Несмотря на большую протяженность берегов, в Италии улов рыбы невелик, в среднем 543 тыс. Т в год, т.е. Почти 3/5 уровня улова во Франции. Рыбная промышленность размещена локально и располагает небольшими предприятиями.Горнодобывающая промышленность. Природный газ, добываемый в долине р.По и на Юге, является главным минеральным топливным ресурсом Италии. Разведанные запасы газа оцениваются в 300 млрд. Куб.м. В 1990 было добыто 17 млрд. Куб.м газа. Запасы нефти весьма невелики и располагаются главным образом в Сицилии и на Юге. Разведанные запасы нефти - 91 млн. Т, а добыча в 1990 составила 4,6 млн. Т. Некоторое количество каменного и бурого угля добывается на Сицилии. Италия обеспечивает себя бокситами, свинцом и цинком и производит некоторое количество ртути и мрамора на экспорт.ЗНАМЕНИТЫЙ МРАМОРНЫЙ КАРЬЕР в Карраре (Центральная Италия)Внутренняя торговля и услуги.

Доля внутренней торговли, финансов и других услуг в ВВП является самой высокой по сравнению с другими секторами экономики. Многие люди, бросившие свои крестьянские хозяйства в 1950-1960-х годах, нашли работу в магазинах или занялись мелким предпринимательством. Структура внутренней торговли в эти годы значительно изменилась. Возникла сеть крупных магазинов и супермаркетов, хотя они менее распространены в Италии по сравнению с другими странами Западной Европы. Эти магазины имеют филиалы в большинстве провинциальных центров, включая такие южные города, как Козенца и Потенца. Потребители стали покупать недорогую одежду в больших магазинах вместо того, чтобы заказывать ее у портных. В 1980-е годы в сфере услуг и малом бизнесе отмечались быстрые темпы роста, интеграция и специализация.Транспорт.

Протяженность сети итальянских железных дорог Италии в 1991 составляла ок. 19,6 тыс. Км, половина из них была электрифицирована. Еще в 1960-е годы пути и оборудование на всех главных линиях были модернизированы, значительная часть устаревшего подвижного состава списана, а паровозы заменены тепловозами и электровозами. Скоростные поезда между Римом и такими центрами, как Милан, Генуя, Венеция и Неаполь, принадлежат к числу лучших в Европе. К началу 1970-х годов Италия имела одну из самых развитых (после Западной Германии) автодорожных систем в Европе. Автомобильная дорога высшего класса "Автострада Солнца" соединяет Милан и Неаполь с ответвлениями в Бари и через Салерно в Калабрию и Сицилию. Число автомобилей значительно возросло в 1960-е годы.

В 1989 в стране насчитывалось 26,3 млн. Легковых автомобилей, примерно в 10 раз больше, чем в 1960, и 2,1 млн. Грузовых автомобилей и автобусов. Воздушный транспорт также является важным средством передвижения на территории Апеннинского п-ова. Самолеты широко используются для связи с островами. Наряду с крупными международными аэропортами в Риме, Милане и Неаполе существует много небольших аэропортов на материке и островах. Главная авиакомпания Италии - "Альиталия". Торговый флот Италии состоит из 1,5 тыс. Судов и занимает 10-е место в мире. В составе морского флота имеются пассажирские суда первого класса, курсирующие по Атлантической и Дальневосточной линиям, грузовые пароходы, рыбопромысловые суда и паромы. Более 2/5 общего водоизмещения флота приходится на долю танкеров.

Функционируют паромные переправы между материком и Сицилией и Сардинией. Самые крупные порты страны - Генуя, Триест, Неаполь.Внешняя торговля и платежи. Промышленность Италии сильно зависит от внешней торговли. В начале 1990-х годов экспортные товары составляли 18% от ее ВВП. С конца 1950-х годов Италия стала экспортировать готовое оборудование, особенно продукцию машиностроения, металлы и химическую продукцию. Такие товары в конце 1960-х - начале 1970-х составляли почти половину поступлений от экспорта. Ведущие статьи экспорта - легковые и грузовые автомобили. Другие, более традиционные экспортные товары - ткани, одежда и обувь. Экономика Италии в значительной степени зависит от иностранного сырья и нефти. Нефть и нефтепродукты в 1979 составляли почти 1/4 затрат Италии на импорт.

Другие виды сырья, включая металлолом и металлическую руду, текстильные волокна, составляли еще 13% расходов на импорт. Главными торговыми партнерами в 1970-х годах являлись Западная Германия, Франция и США. В конце 1970-х годов страны ЕЭС покупали половину экспорта Италии и давали почти половину ее импорта (в стоимостном выражении). В середине 1970-х годов новыми важными торговыми партнерами Италии стали Саудовская Аравия, Ливия, Ирак и Иран. В конце 1970-х годов Италия постепенно увеличила объем экспорта в Саудовскую Аравию и Ливию. В середине 1970-х годов одной из самых сложных экономических проблем стала проблема платежного дефицита в балансе внешней торговли. До 1957 Италия имела постоянный платежный дефицит, главным образом из-за того, что тратила больше средств на импорт, чем зарабатывала на экспорте.

Развитие промышленности позволило Италии увеличить экспорт, и в конце 1960-х - начале 1970-х годов положение с платежами улучшилось. Однако в 1973-1974 мировые цены на нефть выросли в четыре раза, а так как Италия сильно зависела от иностранной нефти, она была вынуждена тратить огромные деньги на закупки топлива. В 1974 затраты на импорт нефти в Италию составляли 10,2 млрд. Долл. (в 1972 - 2,6 млрд. Долл.), и Италия имела общий дефицит платежного баланса 7,8 млрд. Долл. К 1978 благодаря подъему итальянской экономики впервые после 1972 установился благоприятный торговый баланс. Однако положение Италии в мировом экономическом сообществе оставалось шатким. В 1980 вновь возник дефицит, когда от экспорта Италия заработала 77,7 млрд.

Долл., тогда как импорт, включая затраты на перевозку и страховку, обошелся в 99,5 млрд. Долл. В 1980-х - начале 1990-х годов главными торговыми партнерами были Германия, Франция, США и Великобритания, а основными статьями импорта - продукция машиностроения, автомобили, нефтепродукты, сырая нефть, чугун и сталь, химические продукты. В экспорте преобладали продукция машиностроения, автомобили, оргтехника, массовая бытовая электротехника, оборудование, трубы, ткани, одежда, обувь. Италия постоянно тратила больше денег на импорт, чем зарабатывала от экспортных продаж. Ее торговый дефицит в 1988 составлял 9,5 млрд. Долл., в 1989 - 12,5 млрд. Долл., в 1990 - 11,8 млрд. И в 1991 - 12,9 млрд. Долл. Однако 1993 год закончился с положительным сальдо.

Денежное обращение и банковское дело. Денежная единица Италии -лира, выпускаемая в обращение Итальянским банком. В течение многих лет вплоть до середины 1970-х годов 100 лир стоили 0,16 долл. Затем огромный дефицит платежного баланса и быстрая инфляция привели к тому, что стоимость 100 лир упала почти до 0,12 долл. Новое снижение стоимости началось в конце 1980-1981 - до 0,08 долл. За 100 лир. Спад продолжался в начале и середине 1980-х годов, так что в 1985 100 лир стоили 0,06 долл. Но в конце 1980-х годов стоимость лиры по отношению к доллару возросла, и в 1989 100 лир стоили 0,07, а в 1990 - 0,08 долл. Вслед за девальвацией и выходом из Европейской валютной системы в сентябре 1992 стоимость лиры упала на 25% по отношению к основным мировым валютам.

В 1994 100 лир стоили 0,06 долл. После вступления Италии в Европейский валютный союз в 1999 планируется постепенный вывод лиры из обращения и замена ее к 2002 на евро - общую валюту 11 стран ЕС. Тремя главными коммерческими банками общегосударственного значения являются "Банка Коммерчале Итальяна" (Итальянский Коммерческий банк, Милан), "Кредито Итальяно" (Итальянский Кредит, Милан) и "Банка ди Рома" (Римский банк). Все они были реорганизованы в 1934-1936 в ходе обширной операции по спасению отечественной промышленности, осуществлявшейся Институтом реконструкции промышленности. Банки отдавали все свои активы (кроме краткосрочных кредитов) этому Институту, который с тех пор владел контрольными пакетами банков.

Действуют также почти 1100 других банков, которые различаются по размеру - от таких крупных концернов, как "Банка Национале дель Лаворо", "Банко ди Наполи" и "Банко ди Сицилия", до небольших кооперативных "народных банков". В течение 1950-1980-х годов большие кредиты направлялись в промышленность и сельское хозяйство, а также на развитие отсталых районов, в частности Юга. Для этого были созданы специальные учреждения, дававшие среднесрочные- и долгосрочные займы промышленности, и кредитные институты для финансирования планов государственного развития. Государственный бюджет имел постоянный дефицит с 1950-х по 1970-е годы. В 1960-х годах он немного уменьшился благодаря поступлению доходов от более высоких налогов.

В 1967 дефицит составлял лишь 170 млн. Долл. Но в начале 1970-х годов он вновь вырос. В 1979 общие государственные расходы составляли 110,9 млрд. Долл., а поступления - лишь 75,1 млрд. Долл. В 1990 общие государственные расходы составляли 446,8 млрд., а поступления в бюджет - 342,3 млрд. Долл. Целью всех правительств с 1992 было сокращение государственного долга и расходов. Государству удалось сбалансировать расходные и доходные статьи бюджета благодаря введению жесткой и непопулярной системы налогов. Налоги подоходный и на недвижимость в 1990 составили 45% поступлений в государственный бюджет. Подоходный налог - ступенчато прогрессивный, весьма высокий для категории средних и высоких доходов. Главная цель нового законодательства, действующего с 1992, - воспрепятствовать уклонению от уплаты налогов.

Налоги на бизнес и пошлины в 1990 составили 23% поступлений в бюджет. Таможенные и пограничные сборы дали 9%, а от государственных монополий было получено 2%. Главными статьями государственных расходов в 1990 являлись погашение государственного долга, социальное обеспечение и здравоохранение, образование, общественные работы и оборона..

Значения в других словарях
Италия. Общество

Социальная структура. Хотя Италия вступила на путь промышленного развития лишь в конце 19 в., сдвиги в общественной жизни наметились гораздо раньше. Устойчивый рост товарного земледелия с 18 в. Способствовал формированию среднего класса, связанного с сельским хозяйством. В то же время расширение сферы общественного управления и рост числа специалистов (особенно юристов, врачей и преподавателей) после объединения страны повлияли на образование современной структуры общества. В конце 19 в. Сформир..

Италия. Природа

Большую часть территории Италии занимает Апеннинский полуостров, выдвинутый далеко в Средиземное море. В длину он достигает 1100 км, а его наибольшая ширина 240 км. Общая площадь страны, включая Сицилию, Сардинию и более мелкие острова, составляет 301,3 тыс. Кв. Км. Среди островов выделяется Тосканский архипелаг, расположенный между французским островом Корсика и Апеннинским полуостровом. Самый крупный из островов этой группы - Эльба, место ссылки Наполеона в 1814-1815. Липарские острова к север..

Ито Хиробуми

(1841-1909), японский государственный деятель эпохи Мэйдзи (1867-1912). Родился в западной Японии 2 сентября 1841. Учеба в Англии в 1863 убедила его, что Японии следует перенять западные обычаи. Он стал одним из лидеров нового правительства, созданного в 1867, был главным автором проекта конституции, принятой 11 февраля 1889. Ито был премьер-министром в 1885-1888, 1892-1896, 1898 и 1900-1901. Видный государственный деятель, он выполнял важные дипломатические миссии, особенно в Китае и России, сы..

Иуда Искариот

В Новом Завете, апостол, казначей Иисуса Христа и других апостолов (Ин 12:4-6), выдавший Иисуса его врагам. Его не следует смешивать с другим апостолом Иудой, который известен под именем св. Иуды и который, возможно, звался еще и Фаддеем. Этимология прозвища Иуды "Искариот" неясна. Некоторые видят в нем указание на то, что Иуда или его семья были родом из города Кериота. Другие считают, что Искариот - это искаженное греч. Sikrios ("сикарий". "вооруженный кинжалом", "убийца"), как иногда называли..

Дополнительный поиск Италия. Экономика Италия. Экономика

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Италия. Экономика" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Италия. Экономика, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 17 символа