Камерная Музыка

121

В первоначальном значении музыка, предназначенная для исполнения в относительно небольших (преимущественно домашних) помещениях - в отличие от музыки, предназначенной для исполнения в церкви, театре или большом концертном зале. Постоянное исполнение камерной музыки в публичных концертах изменило значение термина. С конца 18 в. Выражение "камерная музыка" прилагается к произведениям, написанным для исполнения ансамблем, в котором каждая партия предназначается одному исполнителю (а не группам, как в хоре и оркестре) и все партии более или менее равноправны (в отличие от произведений для солирующего голоса или инструмента с аккомпанементом). Настоящая камерная музыка, в соответствии с современным взглядом, носит сосредоточенный, углубленный характер, и камерные жанры лучше воспринимаются в небольших помещениях, в свободной обстановке, нежели в обычных концертах и в неподходящей для подобной музыки акустической среде больших залов.

В истории камерной музыки просматриваются три периода. 1. Период с 1450 по 1650, для которого характерно развитие техники игры на виолах и инструментах других семейств, постепенное выделение чисто инструментальной музыки при сохраняющемся преобладании вокального стиля. Среди дошедших до нас сочинений этого периода, написанных специально для инструментальных составов без голосов, - фантазии Орландо Гиббонса (1610) и канцоны и сонаты Джованни Габриели (1615). 2. Период с 1650 по 1750 отмечен распространением жанра трио-сонаты (обычно они сочинялись для двух скрипок и виолончели с клавиром, который обеспечивал гармоническую основу) и других ансамблей, как инструментальных, так и с участием голосов, которые обязательно сопровождались т.н.

Цифрованным басом (аккордами) клавишного инструмента. Среди мастеров трио-сонаты этого периода - Арканджело Корелли, Генри Перселл и Гендель. 3. Период с 1750 до современности, в котором доминирует струнный квартет, состоящий из двух скрипок, альта и виолончели. Основная структура современной камерной музыки - почти всегда трех- или четырехчастный сонатный цикл. Свободные, часто программные формы, пристрастием к которым отмечена оркестровая музыка в 19 в., мало повлияли на камерные жанры, поскольку ограниченные тембровые возможности камерных ансамблей не предоставляли больших возможностей для создания оригинального колорита и сильных драматических эффектов. Современный камерно-инструментальный репертуар до сих пор имеет в своей основе сочинения классиков.

Струнные трио и квартеты Гайдна и Моцарта, струнные квинтеты Моцарта и Боккерини, а также квартеты Бетховена и Шуберта. В послеклассический период большинство крупных композиторов, принадлежавших к разным направлениям (романтизм, импрессионизм и экспрессионизм), писали камерную музыку, но все же в общераспространенном репертуаре закрепились лишь отдельные ее образцы. Например, фортепианный квинтет Шумана, трио, квартеты, квинтеты и секстеты Брамса, струнные квартеты Дебюсси и Равеля. По принятой классификации, в понятие "камерная музыка" включаются дуэты, трио, квартеты, квинтеты, секстеты, септеты, октеты, нонеты и дециметы, при самых разнообразных составах инструментов. К камерным относятся также некоторые жанры для соло с аккомпанементом.

Например, романсы (камерно-вокальный жанр) или инструментальные сонаты (камерно-инструментальный жанр). Существует "камерная опера" (например, Ариадна на Наксосе Р.Штрауса, 1925), подразумевающая небольшое число исполнителей и камерную атмосферу действия. Термин "камерный оркестр" прилагается к оркестру, насчитывающему не более 25 исполнителей (т.е. Типичному оркестру эпохи Гайдна и Моцарта). Однако следует различать "малый оркестр", который есть не что иное, как несколько уменьшенный "большой оркестр", и "камерный оркестр", который предполагает лишь по одному исполнителю на партию (возможно, по два исполнителя на первых и вторых скрипках и альтах) и достаточную самостоятельность каждой партии.ЛИТЕРАТУРАРаабен Л.

Камерная инструментальная музыка 1-й половины ХХ в. Страны Европы и Америки. Л., 1986.

Значения в других словарях
Камены

В римской мифологии, нимфы источника, наделенные даром пророчества и отождествленные с греческими музами. Главная из камен - Кармента.. ..

Камерлинг-оннес Хейке

(Kamerlingh Onnes, Heike)(1853-1926), нидерландский физик и химик, удостоенный в 1913 Нобелевской премии по физике за исследования свойств веществ при низких температурах. Родился 21 сентября 1853 в Гронингене. Окончил Гронингенский университет (1876), стажировался в Гейдельбергском университете у Р.Бунзена и Г.Кирхгофа. В 1879 получил степень доктора философии в области физики и математики. С 1882 по 1924 - профессор экспериментальной физики Лейденского университета. Начав работать в Лейдене в ..

Камерон Джулия Маргарет

(Cameron, Julia Margaret)(1815-1879), английский фотограф. Родилась в Калькутте в Индии 11 июня 1815. Начала заниматься фотографией только в 1863, поселившись на острове Уайт. Самостоятельно освоила сложный процесс фотографии на влажных коллодиевых пластинах, который был наиболее распространен в 1860-е и 1870-е годы, превратив кладовку для угля в фотолабораторию, а курятник - в мастерскую. Через год ее первым успехом стала фотография маленькой девочки. Джулия Камерон использовала выдержку от тре..

Камерун

Республика Камерун, государство в Западной Африке. Западное побережье омывается заливом Биафра (восточной частью Гвинейского залива). Граничит на северо-западе - с Нигерией, на северо-востоке - с Чадом, на востоке - с Центральноафриканской Республикой и на юге - с Народной Республикой Конго, Габоном и Экваториальной Гвинеей.. ..

Дополнительный поиск Камерная Музыка Камерная Музыка

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Камерная Музыка" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Камерная Музыка, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 15 символа