Канада. История. Расширение Доминиона 1867-191

96

Проблемы единства и присоединения земель. Формирование первого правительства доминиона было поручено генерал-губернатором Джону Макдональду в 1867. На первых порах он выбирал министров, стараясь соблюсти принцип регионального и политического представительства, отражавшего состав коалиции, которая и создала Конфедерацию. Вскоре, однако, его кабинет стал состоять почти исключительно из консерваторов, в то время как радикальные либералы, квебекские "красные" и реформисты из Приморских провинций объединились, создав оппозицию, к которой все чаще стало применяться название "либеральной партии". Таким образом, система партий, существовавшая в провинциях до 1867, постепенно достигла общенационального уровня.

Наиболее серьезной проблемой было продолжавшееся противодействие федерации со стороны Новой Шотландии, где Джозеф Хау всячески старался убедить Лондон в необходимости аннулирования союза. Хотя на выборах в Новой Шотландии и в федеральном, и в провинциальном правительстве большинство получили противники конфедерации, Хау постепенно терял поддержку. В 1869 Макдональду удалось убедить его войти в состав федерального кабинета, пообещав несколько увеличить размеры ассигнований провинции Новая Шотландия. В результате подобной сделки провинция Остров Принца Эдуарда присоединилась к Конфедерации в 1873, получив специальные кредиты и обещание федерального правительства наладить бесперебойную связь острова с континентальной частью страны.

В противовес политике Макдональда либералы отстаивали права провинций и критиковали коррумпированность правительства и централизацию. И все же при всей изворотливости Макдональда и способности изменять курс, приноравливаясь к обстоятельствам, он никогда не оставлял усилий создать прочное национальное государство "от океана до океана". Одно из средств к созданию такого государства он видел в прокладке железных дорог. Важное экономическое значение имела магистраль, соединившая Квебек с Галифаксом, постройка которой была завершена в 1876. Другим важным направлением деятельности правительства Макдональда было присоединение западных земель. В 1869, после долгих и сложных переговоров, была разработана процедура передачи доминиону западных территорий.

Компания Гудзонова залива уступила Канаде монополию на торговлю на Северо-Западных территориях и права на Землю Принца Руперта (бассейн Гудзонова залива) за 300 тыс. Фунтов стерлингов. Однако компания сохраняла за собой более 45 тыс. Акров (18 000 га) земли на Западе. Весь северо-запад временно оставался в распоряжении британского правительства, которое должно было передать эту территорию Канаде после завершения административных формальностей.Первое восстание Риля. Из 7000 населения западных территорий около 5000 обитали в районе Форта-Гарри на р. Ред-Ривер. Большинство населения составляли метисы (потомки индейцев и белых), хотя сюда перебрались и некоторые жители Онтарио в ожидании, что эти земли будут присоединены к Канаде.

Здесь же проживали немногочисленные торговцы из г.Сент-Пол (шт. Миннесота). Живя долгое время на территории, фактически находившейся под властью Компании Гудзонова залива, метисы, как англо- так и франкоязычные, создали свою особую культуру и хозяйство, в основе которого лежала сезонная охота на бизонов и земледелие. Колония Ред-Ривер считала себя новым народом, отличающимся и от канадцев, и от американцев, и всячески сопротивлялась попыткам Оттавы включить этот район в состав доминиона без согласия местного населения. Сопротивление возглавил Луи Риль, метис французского происхождения. Когда Макдональд назначил в колонию Ред-Ривер губернатора, метисы не позволили ему вступить на свою территорию. Риль собрал национальный конвент метисов, который выработал "Перечень прав" для передачи центральному канадскому правительству в Оттаве и образовал временное правительство, уполномоченное вести переговоры о вхождении в федерацию.

Некоторые переселенцы из Онтарио выступили с оружием против этой политики. В ответ на это Риль казнил наиболее непримиримого из них - Томаса Скотта. Действия Риля вызвали бурную и неоднозначную реакцию в центральной Канаде. Франкоканадцы видели в нем защитника французской культуры и католической веры на западе, тогда как англоязычные жители Онтарио считали его преступником. Макдональд пошел на компромисс, направив военную экспедицию для подавления восстания (после того, как оно уже закончилось) и в то же время удовлетворив большинство требований, выставлявшихся повстанцами. В 1870 канадским парламентом был принят Манитобский акт, провозглашавший создание новой провинции (а не территории) Манитоба, включавшей бассейн р.

Ред-Ривер. В провинции устанавливался равный статус для французского и английского языков и предусматривалось учреждение школ для католиков и протестантов. Метисам Манитобы выделялась в качестве разового пожалования земля (всего 1,4 млн. Акров), и за ними признавалось право на участки, которые они занимали до размежевания. Однако правительство Манитобы не могло распоряжаться остальными землями, которые были оставлены под федеральным контролем для прокладки железных дорог и будущих иммигрантов.Провинция Британская Колумбия. Располагавшаяся далее к западу до самого Тихоокеанского побережья территория к северу от 49В° с.ш. Находилась под управлением Компании Гудзонова залива в соответствии с Орегонским договором 1846.

Исключение составлял о.Ванкувер, который получил статус королевской колонии в 1849. В 1856 в горах Карибу было открыто золото, что привлекло сюда тысячи золотоискателей, главным образом из Калифорнии. С целью предотвращения американизации всего побережья британское правительство объединило в 1858 остров Ванкувер и прилежащие к побережью горные районы в колонию Британская Колумбия с населением около 50 тыс. Человек. Некоторое время во вновь созданной колонии развивалось движение за присоединение к США, однако большинство жителей было настроено в пользу конфедерации. В 1871, после долгих переговоров представители Британской Колумбии пришли к соглашению с правительством Макдональда (получив обещание военной помощи в охране границы и надеясь на экономические выгоды), и колония стала канадской провинцией.

Федеральное правительство приняло на себя крупный долг Британской Колумбии и обещало построить железную дорогу до Тихоокеанского побережья в течение 10 лет.Вашингтонский договор. Сложнейшая задача построения государства требовала разработки конструктивной программы экономической политики. Правительство Макдональда щедро раздавало субсидии правительствам провинций и частным предпринимателям. Оно пыталось также добиться восстановления аннулированного в 1866 Договора о взаимности с США, которым устанавливались низкие таможенные пошлины, и тем самым расширить рынки сбыта канадских товаров. Эти попытки, однако, не дали результата ввиду сложностей британско-канадских отношений, еще более ухудшившихся после Гражданской войны в США.

На конференции в Лондоне в 1867 Макдональд настойчиво предлагал назвать объединенные провинции Королевством Канада, однако английская палата общин не решилась на это, опасаясь вызвать недовольство США. Несмотря на это, американский Конгресс принял в 1867 резолюцию, выражавшую враждебное отношение к планам создания "новой монархии" на севере. В 1871 в Вашингтоне была созвана конференция для решения некоторых наболевших вопросов в отношениях между США и Великобританией. Американцы хотели получить возмещение ущерба, причиненного торговле северных штатов рейдами "Алабамы" и других судов южан, построенных в Англии. Они требовали также права свободно ловить рыбу в прибрежных водах Восточной Канады и урегулирования пограничных споров между канадским о.Ванкувер и штатом Вашингтон.

Поскольку переговоры напрямую затрагивали интересы Канады, Макдональд согласился войти в состав британской делегации. Макдональду не удалось добиться восстановления "договора о взаимности". Американские рыбаки получили доступ к канадским рыбным промыслам на 10 лет (позднее Канада получила за это 5 млн. Долларов). Пошлины на ввоз канадской рыбы в США были отменены. Американские иски о возмещении убытков были рассмотрены арбитражным судом. Спор о границе на западе был урегулирован. США отказались взять на себя ответственность за набеги, осуществлявшиеся через канадско-американскую границу группами ирландских вооруженных групп фениев, однако Англия выплатила Канаде частичную компенсацию за нанесенный ущерб.Победа либералов.

Правительство Макдональда подверглось критике со стороны партии либералов, которые называли Вашингтонский договор не иначе как бесстыдной сделкой. В то же время стали известны факты коррупции внутри Консервативной партии. Стремясь привлечь средства для постройки трансконтинентальной железной дороги, правительство предложило компании, которая возьмет на себя строительство, 20 млн. Га земли, 30 млн. Долларов и разнообразные концессии. Предложения поступили от двух групп капиталистов, из Торонто и из Монреаля. Группа из Торонто имела поддержку железнодорожной компании "Гранд транк рейлуэй" и английских финансистов. Монреальская группа, во главе которой стоял канадский судовладелец Хью Аллан, была тесно связана с американским капиталом.

Аллан дал понять правительству, что в случае получения им контракта он выделит средства на избирательную кампанию консерваторов на выборах 1872. Тори выиграли на этих выборах незначительным большинством голосов, а компаний Аллана получила контракт. На следующий год либералы обнародовали доказательства того, что Макдональд, Картье и другие баллотировавшиеся консерваторы получили от Аллана 350 тыс. Долларов. Разразившийся "тихоокеанский скандал" вынудил Макдональда и его кабинет уйти в отставку в ноябре 1873. Премьер-министром стал лидер либеральной партии Александер Макензи. Приход к власти правительства Макензи совпал со временем мирового экономического кризиса, который с особенной силой проявился в Канаде.

Экономическая депрессия продолжалась, то усиливаясь, то ослабевая, до 1896. В течение первых пяти лет депрессии либеральной партии удавалось справляться с экономическими трудностями. Изначально эта партия отличалась раздробленностью, в частности по региональному принципу, и единственное, в чем все ее члены были согласны, это в неприятии "политики централизации", проводимой Макдональдом, и в отстаивании прав провинций. Сам Макензи был убежденным фритредером и сторонником максимального снижения правительственных расходов. Другие либералы, такие как Эдуард Блейк, стояли на позициях протекционизма, в частности, считая необходимым введение высоких пошлин на ввоз иностранных (в первую очередь американских) товаров.

Несмотря на финансовые трудности, Макензи был вынужден выполнить обещание, данное федеральным правительством Британской Колумбии, и построить Тихоокеанскую железную дорогу. Однако строительство продвигалось медленно. Используя прямые правительственные контракты, удалось проложить только 1100 км дороги в северном Онтарио. Предпринятая в 1874 попытка договориться с Вашингтоном о взаимном снижении тарифов не имела успеха. К этому времени относится основание группой националистически настроенных политиков и интеллигентов движения "Канада превыше всего", в которое входили такие известные фигуры, как Блейк и знаменитый историк и издатель Голдвин Смит. Основные требования этого движения, рупорами которого были газеты "Нейшн" и "Либерал", заключались в том, что Канада должна иметь право сама вести переговоры и заключать соглашения.

Кроме того, они настаивали на установлении достаточно высоких пошлин, которые могли бы защитить от конкуренции нарождающуюся промышленность Канады. Отстаивая национализм в его наиболее радикальной форме, лидеры движения призывали к "консолидации" Британской империи, настаивая на том, что для выживания независимого канадского государства в Северной Америке ему необходимы прочные связи с метрополией. Либеральное правительство Макензи отказалось утвердить протекционистские решения, отчасти под влиянием сильного противодействия Приморских провинций. Более того, в самом движении "Канада прежде всего" начался раскол. Одна группа, возглавлявшаяся Голдвином Смитом, склонялась к позициям континенталистов, в то время как другая стояла за укрепление внутриимперских связей при усилении роли Канады.

Бесконечные споры между этими группами были в центре внимания канадцев до 1920-х годов. Тем временем большинство франкоканадцев сохраняли приверженность консервативной партии. Этому в немалой степени способствовала деятельность католического епископа Монреаля Бурже, имевшая резкую антилиберальную направленность. Следуя указаниям папы Пия IX, Бурже предал радикалов - членов Парти Руж церковному проклятию, поощрял обличительные проповеди и издал эдикт, запрещающий допускать к причастию католиков - членов либерал-националистического Канадского института. Столь крайний консерватизм Бурже вызвал реакцию со стороны либералов, выразителем которой стал Уилфрид Лорье. Он представил протест в Ватикан и убедил тогдашнего папу Льва XIII предупредить духовенство, что оно должно держаться в стороне от политики.

Правительству Макензи удалось добиться от парламента согласия на проведение нескольких необходимых мероприятий. Для поддержания общественного порядка на Северо-Западных территориях была создана конная полиция. Был учрежден Верховный суд, хотя его юрисдикция была довольно ограниченной. Наконец, были произведены некоторые изменения в законе о выборах. Однако правительство не смогло справиться с проблемами, порожденными мировой депрессией. Трудности 1870-х годов вынудили многих канадцев эмигрировать в США (где условия часто оказывались не намного лучше). И все же депрессия 1870-х годов была не столь катастрофической, как депрессия 1930-х, возможно потому, что индустриализация страны находилась еще в зачаточном состоянии и сельское хозяйство еще не приобрело резко выраженной специализации на производстве зерновых.Политика Макдональда.

В 1878 избирательная кампания консерваторов проходила под лозунгами "национальной" политики протекционизма, строительства железных дорог и роста иммиграции. Им оказывали поддержку католическое духовенство и англоязычные предприниматели Квебека, а также все те, кто ожидал выгод от развития транспорта и промышленности. Наконец, их поддерживали многие городские рабочие, которые надеялись, что тори расширят права профсоюзов. Эта поддержка помогла тори победить на выборах и получить 137 мест в парламенте (либералы получили 69). Вернувшись на пост премьер-министра, Макдональд не стал терять времени. Были подняты пошлины на ввоз промышленных товаров (с 17% в среднем до 25%). В ответ на яростные протесты фермеров - производителей зерна, рыболовов и судостроителей, которым теперь приходилось платить гораздо больше за необходимое им оборудование, правительство настаивало на том, что канадским товарам необходима защита в виде пошлин, пока экономика страны не достигнет такого стадии промышленного развития, что сможет конкурировать с Великобританией.

Более того, утверждали тори, развитие национальной промышленности под защитой пошлин вскоре принесет процветание всем слоям и группам канадского общества и таким образом предотвратит поглощение страны быстро растущей экономикой США. Введение пошлин вдохновило некоторые американские фирмы на создание дочерних предприятий в Канаде с тем, чтобы избежать таможенных формальностей. Этот импорт капитала вызвал медленное, но постоянное увеличение количества рабочих мест в Канаде и одновременно стимулировал развитие промышленности. Однако в то же время к середине 20 в. Приток американского капитала в страну привел к развитию новой формы "экономического" колониализма, при котором канадцам принадлежит лишь небольшая часть предприятий, разрабатывающих природные ресурсы их собственной страны, и меньше половины предприятий, выпускающих промышленную продукцию.

В 1880 правительство Макдональда выполнило одно из своих обещаний, данных во время избирательной кампании, и заключило контракт на строительство Тихоокеанской железной дороги с синдикатом канадских капиталистов, во главе которого стояли Джордж Стефен из Банка Монреаля и Дональд Смит из Компании Гудзонова залива. Воспользовавшись временным оживлением на международном кредитном рынке, они смогли получить достаточные суммы от британских инвесторов (при минимальном участии США), чтобы убедить правительство в своей способности завершить это колоссальное предприятие. Либералы в палате общин, возглавляемые Эдуардом Блейком, критиковали условия контракта, который был заключен с вновь образованной Компанией Канадской Тихоокеанской железной дороги.

По условиям контракта, компания получала 25 млн. Долл. Наличными, 25 млн. Акров (10 млн. Га) земли, которые она могла выбрать по своему усмотрению по трассе дороги, постоянные налоговые льготы и 20-летнюю монополию на перевозки на западе (правительство обещало в течение 20 лет не допускать создания параллельных путей вдоль этой магистрали), и это при том, что 1100 км дороги уже были построены за счет государства. Кроме того, были отменены пошлины на ввозимые строительные материалы, а правительство почти не занималось контролем качества производимых работ. Эта сделка вполне отражала убеждение Макдональда, что "чем крупнее капиталист и чем больше его капиталовложения, тем лучше для страны". Кроме того, иначе трудно было бы собрать средства, необходимые для осуществления столь громадного проекта, который мог начать приносить выгоды только после начала массовой иммиграции.

Строительство шло успешно. Прокладываемые с двух сторон рельсовые пути сошлись на станции Крейглаш в Британской Колумбии, и 7 ноября 1885 канадский рабочий Дональд Смит вбил последний костыль, закончив тем самым сооружение трансконтинентальной линии. 28 июня 1886 из Монреаля в сторону Тихого океана отправился первый трансконтинентальный поезд.Протесты и восстания. Создание профсоюзов было официально узаконено Актом о профсоюзах 1872. В 1880-е годы правительство даже поощряло их деятельность. В это же десятилетие в некоторых городах, особенно в провинции Онтарио, активно работали отделения американской рабочей организации "Рыцари труда". В 1886 был основан Профессиональный и рабочий конгресс, явившийся первой централизованной организацией Канады, объединившей различные профсоюзы.

Тесные связи с Американской федерацией труда способствовали развитию системы организаций квалифицированных рабочих по всей стране. На рубеже веков растущая иммиграция рабочих из Англии вызвала оживление профсоюзной борьбы и привела к созданию политических организаций социалистического толка. Однако только в 1900 представитель организованных рабочих был впервые избран в федеральный парламент. На западе, хотя Королевская конная полиция Северо-Запада и поддерживала там закон и порядок, росло недовольство среди поселенцев, индейцев и метисов, которые считали, что Оттава пренебрегает их интересами. Индейцы, жившие на равнинах, были переселены в резервации. Переселение происходило мирно, но правительство, которое крайне неохотно тратило деньги на что-либо, кроме "развития", почти ничего не сделало, чтобы помочь переселенцам обосноваться на новом месте.

Высокие тарифы на перевозки по Тихоокеанской железной дороге, которые устанавливала компания, вместе с высокими ценами на товары способствовали возникновению движения протеста среди фермеров. В Саскачеване метисы, многие которых переселились сюда из Манитобы, а также белые фермеры, количество которых постепенно увеличивалось, имели серьезные претензии к администрации по поводу раздачи земель и практики межевания. В частности, метисы возражали против нарезки прямоугольных участков, которая нарушала их систему размещения наделов в виде узких полос вдоль рек. Они требовали также самоуправления и статуса провинции, а не территории. Однако в начале 1880-х годов Оттава игнорировала эти требования и протесты против проводимой ею политики на западе.

Весной 1885 вожди метисов обратились к Луи Рилю, который был в то время американским гражданином и преподавал в школе в штате Монтана, и призвали его вернуться на родину. Риль был убежден, что он получил божественное откровение, и прибыл в Саскачеван, где при поддержке нескольких индейских вождей возглавил второе восстание на западе. На запад по новой железной дороге была немедленно послана военная экспедиция численностью 7 тыс. Человек под командованием генерала Мидлтона. В битвах при Фиш-Крик и Батош повстанцы были разгромлены, а Риль захвачен в плен..

Значения в других словарях
Канада. История. Первые Обитатели

Первые обитатели. Долгое время существовала традиция начинать изложение истории Канады с появления здесь европейских первопроходцев, торговцев и поселенцев. При этом полностью игнорировался тот факт, что современная территория Канады была населена задолго до появления европейцев. Первые люди появились здесь предположительно 40-20 тыс. Лет назад. Они пришли из Сибири через Берингов пролив. Следуя за отступавшим ледником, около 10 тыс. Лет назад они расселились по всему континенту, приспособившись..

Канада. История. После 194

Конец эпохи Кинга. Либералы оставались у власти до 1957, пост премьер-министра занимал сначала Макензи, а после его отставки в 1948 - Луи Сен-Лоран. В 1949 в состав Конфедерации вошел Ньюфаундленд. Помимо упорядочения юрисдикции Канады в северной части континента, начиная с конца 1940-х годов предпринимались шаги по укреплению политической и культурной независимости Канады. В 1949 Верховный суд Канады получил статус высшей апелляционной инстанции (ранее эту роль играл британский Тайный совет), а..

Канада. История. Французская Колония

Основание Новой Франции. В 1602 король Франции Генрих IV даровал монопольное право на торговлю мехами в Канаде группе купцов из Руана. Эта группа, первая в ряду компаний, которые в течение следующих 60 лет фактически правили Новой Францией, снарядила экспедицию в Канаду в 1603 и назначила Сэмюэля де Шамплейна своим главным представителем. В 1605 Шамплейн основал поселение Пор-Руаяль (ныне Порт-Ройал) на побережье зал. Фанди, дав этой местности название Акадии (ныне Новая Шотландия). В 1608 он от..

Канада. История. Эволюция Федерализма

Договор о взаимности. В 1840-х годах в Канаде возникло беспокойство по поводу того, что многие ценные земли в Северной Америке были уступлены Соединенным Штатам. Горячие споры, вспыхивавшие между лесопромышленниками провинции Нью-Брансуик и штата Мэн по поводу границы между США и британскими колониями в ее восточной части, были решены в пользу США в соответствии с договором Уэбстера - Ашбертона в 1842. На Дальнем Западе шло такое энергичное заселение земель переселенцами из США, что Британия был..

Дополнительный поиск Канада. История. Расширение Доминиона 1867-191 Канада. История. Расширение Доминиона 1867-191

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Канада. История. Расширение Доминиона 1867-191" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Канада. История. Расширение Доминиона 1867-191, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 46 символа