Канал

154

Искусственное русло, используемое в качестве судоходного пути или для перемещения воды. Среди водоводных каналов различают водопроводные и оросительные (по которым вода поставляется в те местности, где ее мало). Осушительные (по которым вода отводится из тех мест, где ее слишком много). Энергетические (благодаря которым обеспечивается работа гидроэлектростанций). Хотя в данной статье рассматриваются только судоходные каналы, следует отметить, что некоторые из них служат и для перемещения водных масс. Судоходные каналы бывают глубоководными (по которым могут проходить крупные морские суда) и мелководными (предназначенными для движения речных и каботажных судов). Глубоководные каналы. Такие каналы бывают двух типов.

Первые представляют собой кратчайший путь для кораблей между двумя океанами или иными водными бассейнами, вторые позволяют океанским судам подходить к портам, расположенным вдали от морских побережий. Примерами каналов второго типа являются Хьюстонский (соединяет нефтяной порт Хьюстона в шт. Техас с Мексиканским заливом), Манчестерский (у Манчестера, Великобритания) и Североморский (между Северным морем и Амстердамом, Нидерланды). К важнейшим глубоководным каналам относятся Панамский (между Атлантическим и Тихим океанами), Суэцкий (между Средиземным и Красным морями) и Кильский (между Балтийским и Северным морями). Если бы не было этих каналов, то грузы приходилось бы перевозить кружным морским путем либо с перевалкой на наземный транспорт, что требует больших затрат времени, труда и средств.БЕСШЛЮЗОВЫЙ КОРИНФСКИЙ КАНАЛ В ГРЕЦИИНекоторые судоходные каналы строились не только в целях развития торговых путей, но и для быстрой переброски из одного бассейна в другой военных кораблей, вследствие чего эти каналы приобрели стратегическое значение.

Большинство глубоководных каналов строилось в 19 и начале 20 в., и лишь редкие из них способны пропускать самые крупные современные суда. Шлюзы каналов узки или коротки для таких судов, или при полной загрузке судов большого водоизмещения, сами каналы недостаточно глубоки. Суэцкий канал длиной 161 км был открыт для судоходства в 1869, Кильский (98,7 км) - в 1895, Панамский (81,6 км) - в 1914, Беломорско-Балтийский (227 км) - в 1933.Мелководные каналы. Большинство судоходных каналов мира составляют каналы, по которым могут проходить лишь суда с малой осадкой. Мелководными каналами обычно соединяются реки и озера, а их сеть образует систему водных путей внутри региона. Особенно важна транспортировка по этим путям для стран Европы - России, Польши, Германии, Франции, Нидерландов и Бельгии.Обводные каналы и реки, превращенные в каналы.

Некоторые каналы прокладывали параллельно рекам и озерам. Каналы такого типа называются обходными или обводными. Например, в Нидерландах существует Юлиана-канал, проложенный вдоль русла реки Маас между городами Маастрихт и Маасбрахт, в России - Старо- и Новоладожский каналы вдоль южного берега Ладожского озера. Обводные каналы обычно строились в обход несудоходных участков рек. Однако возможности современной техники позволяют так управлять режимом рек, что они становятся подобны каналам. На реках возводятся плотины с многокамерными судоходными шлюзами, что превращает эти реки в судоходные каналы. В США именно так преобразованы река Огайо и верховье реки Миссисипи, в России - среднее и нижнее течение р. Москвы, которая стала частью водного пути до Оки и Волги.Шлюзы.

Наиболее интересным по принципам работы и эксплуатационным особенностям гидротехническим узлом судоходного канала является шлюз - водонепроницаемая камера, в которой судно поднимается или опускается до тех пор, пока уровень воды в шлюзе не сравняется с уровнем того участка канала, куда направляется судно. Канал может состоять из нескольких участков с различными уровнями воды в них, и на каждом перепаде устраивают один или несколько шлюзов. Лишь немногие экономически важные каналы соединяют реки или иные водоемы с одинаковым уровнем воды в них, и рельеф их местности таков, что уровень воды на всем протяжении этих каналов одинаков, поэтому там не нужны шлюзы. Таковы Суэцкий и Кильский каналы.СХЕМА ТИПИЧНОГО МНОГОСТУПЕНЧАТОГО ШЛЮЗА.

Для прохода судна из верхнего бьефа в нижний сначала открываются верхние ворота (самые правые) и судно входит в верхнюю шлюзовую камеру. За ним верхние ворота закрываются. Трое нижних ворот остаются также закрытыми. Вода сливается из верхней шлюзовой камеры до уровня второй камеры. Затем открываются вторые ворота и судно переходит во вторую камеру. Такая процедура повторяется столько раз, сколько последовательных камер в шлюзе. Когда вода из последней шлюзовой камеры слита до уровня нижнего бьефа, открываются последние ворота и судно покидает шлюз. Чтобы перевести судно из нижнего бьефа в верхний, последовательность операций выполняется в обратном порядке.Уровень воды в шлюзе изменяют, прогоняя ее насосами по водопроводным галереям в днище или стенках шлюза, либо она поступает через них самотеком.

Когда судно направляется из верхнего бьефа в нижний, вода в шлюзе поднимается до уровня в верхнем бьефе, чтобы судно могло войти в шлюз. В каждом торце шлюзовой камеры расположен водонепроницаемый гидротехнический затвор, обычно представляющий собой ворота из двух створок, которые, поворачиваясь, смыкаются под тупым углом, смотрящим в сторону верхнего бьефа. Верхние ворота открываются, судно входит в шлюз, и ворота за ним плотно закрываются, опять образуя водонепроницаемый затвор. Затем вода из шлюза отводится до уровня в нижнем бьефе, после чего нижние ворота открываются и судно выходит из шлюза. Когда судно движется вверх, все происходит в обратном порядке. Обычно вода для повышения уровня в шлюзе поступает через водопроводные галереи из верхнего бьефа, а для понижения уровня в шлюзе - сливается через аналогичные галереи в нижний бьеф.

Когда были изобретены шлюзы - точно не известно, но, вероятно, это произошло в 14 или 15 в. В 1481 два монаха-доминиканца из Витербо (Италия) предложили схему шлюзовой камеры с затворами, а Леонардо да Винчи (1452-1519) спроектировал 6 шлюзов, создав систему каналов Милана. До этого (и долгое время после этого) на многих каналах суда поднимались или опускались по наклонной плоскости на канатах. Однако таким способом можно было перетаскивать лишь небольшие суда. Историческая роль шлюзов обусловлена именно тем, что с их помощью можно проводить крупные суда по каналам с перепадом уровня воды.ПЛОТИНА И ШЛЮЗ на американо-канадском глубоководном пути Св. Лаврентия.Шлюзы - необходимые сооружения в современных каналах, но они доставляют много хлопот обслуживающему персоналу и раздражают тех, кто вынужден проходить через них.

Они не только удорожают строительство и эксплуатацию, но и замедляют движение судов. На большинстве судоходных каналов (даже мелководных) обычно шлюзуют по одному судну. Поэтому перед шлюзом, как правило, выстраивается длинная очередь судов, хотя на некоторых каналах шлюзы расположены цугом и этим сокращается время ожидания прохода через них. Откосы и ложе каналов обычно укрепляют для предотвращения разрушения и уплотняют во избежание фильтрации воды.См. Также Плотина;Гидротехника Речная;Суэцкий Канал;Великий Канал;Водный Транспорт. ЛИТЕРАТУРАЖелезняков Г.В. Пропускная способность русел каналов и рек. Л., 1981 Мирошниченко В.Г. Эксплуатация морских каналов. М., 1982 Рекомендации по гидравлическому расчету крупных каналов.

М., 1988.

Значения в других словарях
Канада. Природа

Границы. Материковая часть Канады омывается на востоке Атлантическим океаном, на севере - Северным Ледовитым океаном, на западе - Тихим океаном. На суше она граничит с Аляской на западе и с основной территорией США - на юге. Граница Канады с Аляской проходит по 141 меридиану до пункта, удаленного на 48 км от берега Тихого океана. Затем она приобретает извилистую форму и отклоняется к юго-востоку, следуя приблизительно вдоль побережья до пролива Портленд (54В°40Сћс.ш., где выходит к берегу Тихого..

Канада. Экономика

Введение. Современная Канада - это высокоразвитая индустриально-аграрная страна с одним из самых высоких в мире уровнем жизни населения. Благодаря исключительному богатству и разнообразию своих природных ресурсов Канада всегда имела тесные экономические связи с наиболее развитыми странами - сначала с Францией, затем с Великобританией и наконец с США. Постепенно став северной сырьевой базой США и рынком для товаров этой страны, Канада смогла приблизиться к уровню ее благосостояния за несколько де..

Каналетто Джованни Антонио

(Canaletto)(1697-1768), венецианский живописец, мастер городского пейзажа (ведуты) и пейзажного офорта. Настоящее имя - Джованни Антонио Канале (Каналь). Родился в Венеции 18 октября 1697. Сначала работал под руководством своего отца, театрального художника Бернардо Каналя. Затем недолго жил в Риме, где изучал перспективу и писал виды руин. По возвращении в Венецию Каналетто стал писать виды родного города, которые пользовались огромным успехом, особенно у многочисленных иностранных путешественн..

Кандинский Василий Васильевич

(Kandinsky, Wassily)(1866-1944), русский художник, один из создателей абстрактного искусства, родился 4 декабря 1866 в Москве. В 1885-1893 Кандинский учился на юридическом факультете Московского университета, но уже спустя два года выставка французских импрессионистов в Москве окончательно утвердила в нем желание стать художником. Он отказался от места профессора в Дерптском университете в Эстонии и в 1896 уехал в Мюнхен учиться живописи. В Мюнхене Кандинский учился в школе Антона Ашбе, где позн..

Дополнительный поиск Канал Канал

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Канал" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Канал, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 5 символа