Караваджо Микеланджело Да

115

(Caravaggio, Michelangelo Merisi da)(1573-1610), итальянский живописец. Имя Караваджо происходит от названия городка в Северной Италии, в котором художник родился 28 сентября 1573. С одиннадцати лет он работал подмастерьем одного из миланских живописцев, а в 1590 переехал в Рим, который к концу 16 в. Стал художественным центром не только Италии, но и всей Европы. Именно здесь Караваджо достиг самых значительных успехов и славы. В отличие от большинства своих современников, которые могли воспринять лишь более или менее привычный набор эстетических ценностей, Караваджо сумел отказаться от традиций прошлого и создать собственный, глубоко индивидуальный стиль. Отчасти это стало реакцией на штампы позднего маньеризма.

Биографы Караваджо пишут, что он относился с презрением к великим мастерам прошлого и даже к античному искусству. Рассказывают историю о том, как художник привел с улицы цыганку, написал с нее гадалку, предсказывающую судьбу молодому человеку, и заявил, что натура - единственная наставница, в которой он нуждается. Независимость мастера от предшествующей художественной традиции явно преувеличивалась его завистниками, но новизна и оригинальность его искусства действительно сделали Караваджо революционной фигурой в культурной жизни Рима того времени. Реализм Караваджо - это нечто большее, чем просто подражание природе. В его живописи сочетаются глубокое понимание психологии человека и точная передача характера света и формы, что дает возможность преобразить реальность в драму, разыгрывающуюся на холсте.

Эти черты лучше всего заметны в картинах на религиозные сюжеты, относящихся к римскому периоду его творчества. Обращение Савла (1601) для церкви Санта Мария дель Пополо и Успение Богоматери (1605-1606, Лувр). В первой из них будущий апостол Павел, а пока еще гонитель христиан Савл, изображен в тот момент, когда он услышал глас Божий и, пораженный, упал с лошади. Кажется, что воздетые руки распростертого на земле Савла и его голова выходят за раму картины в пространство зрителя, который, таким образом, оказывается непосредственным участником происходящего. Сверхъестественность события подчеркивается интенсивным искусственным светом. В Успении Богоматери религиозный сюжет трактован очень человечно и просто.

Ослабевшее и истощенное тело Богоматери покоится на ложе. Вокруг - скорбящие апостолы и Мария Магдалина. В полутемной комнате царит атмосфера тихого и всепоглощающего горя. И здесь яркие потоки света вторгаются в темноту, высвечивая детали и усиливая драматизм. Именно за такие картины Караваджо критиковали его современники. В эпоху Контрреформации были установлены строгие каноны для религиозного искусства, которым должен был следовать каждый мастер. Караваджо обвиняли в том, что он профанирует память святых и священных событий, говоря о них обычным "человеческим" языком. Однако во многом его искусство можно рассматривать и как воплощение основных духовных ценностей Контрреформации, поскольку оно делало религиозные идеи более понятными и значимыми для верующего.

Религиозное чувство, которым проникнуты произведения Караваджо, близко по духу житиям святых Филиппо Нери и Игнатия Лойолы. Личность и события биографии Караваджо поражают воображение почти так же сильно, как и его живопись. Очевидно, он приехал в Рим без средств к существованию и в ранний период творчества писал натюрморты и жанровые композиции, такие, как упоминавшаяся выше картина Гадалка (ок. 1595, Рим, Капитолийские музеи) и Шулеры (ок. 1596, ранее в коллекции Скьярра). Две картины, написанные для римской церкви Сан Луиджи деи Франчези в 1597-1599, Призвание апостола Матфея и Мученичество апостола Матфея, отмечают переломный момент в творчестве Караваджо. Обе работы близки по стилю ранним жанровым сценам, но уже наполнены тем внутренним драматизмом, который достиг своего полного выражения в алтарных образах начала 1600-х годов.

Начиная с 1600, времени его наивысшего творческого подъема, имя Караваджо стало появляться в протоколах римской полиции. В большинстве документов речь идет о незначительных проступках. Вместе со своими друзьями он привлекался к суду за непристойные стишки, написанные в адрес одного из живописцев, за угрозы официанту в таверне или за оскорбления в адрес полиции. Однако были и случаи физического насилия, за которыми следовали аресты. В мае 1606 Караваджо убил своего молодого знакомого в драке, возникшей из-за спора при игре в мяч. После убийства художник бежал сначала в окрестности Рима, а затем в Неаполь. Там он продолжал работать над крупными заказами. Его искусство оказало решающее влияние на развитие неаполитанской школы живописи.

В 1608 он переехал на Мальту, где написал портрет магистра мальтийского ордена и сам вступил в орден. Но и здесь трудный характер Караваджо довел его до беды. Он оскорбил старшего по званию, был заключен в тюрьму и бежал на Сицилию. Прожив там несколько месяцев, художник возвратился в Неаполь, где подвергся нападению в какой-то таверне и был изуродован. В конце июня 1610 он сел на корабль, очевидно, намереваясь вернуться в Рим. Однако на берегу его по ошибке арестовали испанские гвардейцы и задержали на три дня.В это время Караваджо, вероятно, уже был болен малярией, от приступа которой он умер в городке Порто-Эрколе 18 июля 1610.ЛИТЕРАТУРАЗнамеровская Т. Микельанджело да Караваджо. М., 1955 Всеволжская С. Микельанджело да Караваджо.

М., 1960 Виппер Б.Р. Проблема реализма в итальянской живописи XVII-XVIII веков. М., 1966.

Значения в других словарях
Капуста

(Brassica), род одно- и двулетних трав семейства крестоцветных, или капустовых, насчитывающий, вероятно, ок. 100 видов. Кроме собственно капусты, к нему относятся многие другие важные сельскохозяйственные культуры, в т.ч. Горчица, брюква, репа, рапс, турнепс. Родина этих растений - Старый Свет, но точное место происхождения неизвестно. Многие другие виды - широко распространенные по всему миру сорняки. Стебель прямостоячий, ветвистый, достигает высоты 1,8 м. Цветки в верхушечных кистях, желтые и..

Капуцины

(итал. Cappuccini - капюшоны), члены католического ордена братьев-миноритов капуцинов, одной из самостоятельных ветвей францисканского ордена, существующей с 1525. К моменту возникновения ордена францисканцы уже были разделены на две независимые ветви, одна из которых, конвентуалы, жила на установленные папой доходы, а другая, обсерванты, следуя первоначальному францисканскому идеалу абсолютной бедности, отказалась от фиксированных доходов и жила за счет случайных пожертвований. Однако на практи..

Караджич Вук Стефанович

(1787-1864), реформатор сербского литературного языка и алфавита. Родился 27 октября 1787 в Тршиче (западная Сербия). Получил начальное образование в школе при сельском монастыре, затем служил писарем. Деятельность Караджича фактически начинается с его поездки в Вену в 1813, где его лингвистические способности впервые получили признание. Здесь он познакомился с известным славистом словенцем Е.Б.Копитарем, который оценил глубокое знание фольклора и языковую интуицию Караждича. Под руководством и ..

Караимы

Еврейская секта, основанная в 8 в. В Персии Ананом бен Давидом. Его последователи сначала именовались ананитами. Название "караимы" происходит от еврейского слова "кара" ("читать"), связанного со Священным Писанием ("Микра"), и вошло в употребление в 9 в. Главная особенность секты состоит в строгом, буквальном соблюдении ее приверженцами библейских предписаний и в полном неприятии талмудической и раввинистической традиции. Караимская практика гораздо строже раввинистической, например, в части би..

Дополнительный поиск Караваджо Микеланджело Да Караваджо Микеланджело Да

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Караваджо Микеланджело Да" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Караваджо Микеланджело Да, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 25 символа