Китайская Философия. Военная Школа

91

Военная школа выработала философское учение о военном искусстве как одной из основ социальной регуляции и выражении общекосмических законов. Она синтезировала идеи конфуцианства, легизма, даосизма, "школы темного и светлого [[мирообразующих начал]]" и моизма. В Хань шу, в главе И вэнь чжи ее представители разделены на четыре группы знатоков. Стратегии и тактики (цюань моу), расположения войск на местности (син ши), временных и психологических условий войны (инь ян), боевых приемов (цзи цзяо). Теоретический фундамент этой школы составляют конфуцианские принципы отношения к военному делу, изложенные в Хун фане, Лунь юе, Си цы чжуани. Военные действия - последнее на шкале государственных дел, но необходимое средство пресечения смут и восстановления "гуманности" (жэнь2), "должной справедливости" (и1), "благопристойности" (ли2) и "уступчивости" (жан).

Наиболее важные сочинения, представляющие идеи "военной школы", - Сунь-цзы (5-4 вв. До н.э.) и У-цзы (4 в. До н.э.). Вместе с пятью другими трактатами они были объединены в Семикнижие военного канона (У цзин ци шу), положения которого легли в основу всех традиционных военно-политических и военно-дипломатических доктрин Китая, Японии, Кореи и Вьетнама. Состав Семикнижия военного канона окончательно определился лишь в 11 в. В него вошли трактаты, созданные с 6 в. До н.э. По 9 в. Н.э. Лю тао (Шесть планов), Сунь-цзы [[бин фа]] (Учитель Сунь [[о военном искусстве]]), У-цзы [[бин фа]] (Учитель У [[о военном искусстве]]), Сыма фа (Правила Сыма), Сань люэ (Три стратегии), Вэй Ляо-цзы, ([[Трактат]] Учителя Вэй Ляо), Ли Вэй-гун вэнь дуй (Диалоги [[императора Тай-цзуна]] с вэйским князем Ли).

В 1972 в КНР был найден еще один фундаментальный трактат "военной школы", считавшийся утраченным к середине I тысячелетия, - Сунь Бинь бин фа (Военные законы Сунь Биня). Мировоззрение "военной школы" основывается на представлении о циклическом характере всех космических процессов, являющихся переходом противоположностей друг в друга по законам взаимопревращения сил инь ян и циркуляции "пяти элементов". Этот общий ход вещей есть путь "обращения к корню и возвращения к началу" (У-цзы), т.е. Дао. Представители "военной школы" положили концепцию дао в основу всего своего учения. В Сунь-цзы дао определяется как первый из пяти устоев военного искусства (наряду с "условиями Неба и Земли", качествами полководца и законом-фа1), состоящий в единстве волевых помыслов (и3) народа и верхов.

Поскольку война рассматривается как "путь (дао) коварства", дао связывается с идеей эгоистической самостийности и индивидуальной хитрости, которая была развита в позднем даосизме (Инь фу цзин). Согласно У-цзы, дао умиротворяет и становится первым в ряду четырех общих принципов успешной деятельности (остальные - "должная справедливость", "спланированность", "требовательность") и "четырех благодатей" (остальные - "должная справедливость", "благопристойность/этикет", "гуманность"). В социальной жизни также действуют противоположности, в ней взаимообусловлены "культура" (вэнь) и оппозиционная ей "воинственность" (у2), "воспитание" (цзяо) и "управление" (чжэн3). В одних случаях необходимо опираться на конфуцианские "добродетели" (дэ1).

"гуманность", "должную справедливость", "благопристойность", "благонадежность" (синь2), а в других - на противоположные им легистские принципы. "законность" (фа1), "наказуемость" (син4), "полезность/выгодность" (ли3), "хитрость" (гуй). Военная сфера - важная область государственных дел, а главное в военном искусстве - это победа без сражения, и тот, кто не понимает вредоносности войны, не способен понять и ее "полезности/выгодности". В подобной диалектике сведущи "властители судеб (мин1) народа" - талантливые и расчетливые полководцы, которые в иерархии победоносных факторов следуют за дао, Небом (тянь), Землей (ди2) и впереди закона (фа1), а потому (как и по учению моистов) должны быть почитаемы и не зависеть от правителя..

Значения в других словарях
Китайская Философия

Китайская философия возникла примерно в то же время, что и древнегреческая и древнеиндийская философия, в середине I тысячелетия до н.э. Отдельные философские идеи и темы, а также многие термины, образовавшие потом "основной состав" лексикона традиционной китайской философии, содержались уже в древнейших письменных памятниках китайской культуры - Шу цзине (Каноне [[документальных]] писаний), Ши цзине (Каноне стихов), Чжоу и (Чжоуских переменах, или И цзине - Каноне перемен), сложившихся в первой..

Китайская Философия. Аграрная Школа

Аграрная школа ныне мало известна, поскольку произведения ее представителей не сохранились. Из фрагментарных сообщений о ней следует, что основу ее идеологии составлял принцип приоритета сельскохозяйственного производства в обществе и государстве как важнейшего фактора обеспечения жизнедеятельности народа. Некоторые развивавшиеся "аграрной школой" обоснования этого принципа изложены в отдельных главах энциклопедических трактатов 4-3 вв. До н.э. Гуань-цзы (гл. 58) и Люй-ши чунь цю (XXVI, 3-6). В ..

Китайская Философия. Конфуцианство

И в "осевое время" зарождения китайской философии, и в эпоху "соперничества ста школ", и тем более в последующие времена, когда идейный ландшафт утратил столь пышное разнообразие, конфуцианство играло центральную роль в духовной культуре традиционного Китая, поэтому его история является стержневой для всей истории китайской философии или, по крайней мере, той ее части, которая начинается с эпохи Хань. С возникновения до настоящего времени история конфуцианства в самом общем виде делится на четыр..

Китайская Философия. Легизм

Легизм, или "школа закона", представляет собой сформировавшееся в 4-3 вв. До н.э. Теоретическое обоснование тоталитарно-деспотического управления государством и обществом, которое первым в китайской теории добилось статуса единой официальной идеологии в первой централизованной империи Цинь (221-207 до н.э.). Легистское учение выражено в аутентичных трактатах 4-3 вв. До н.э. Гуань-цзы ([[Трактат]] Учителя Гуань [[Чжуна]]), Шан цзюнь шу (Книга правителя [[области]] Шан [[Гунсунь Яна]]), Шэнь-цзы (..

Дополнительный поиск Китайская Философия. Военная Школа Китайская Философия. Военная Школа

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Китайская Философия. Военная Школа" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Китайская Философия. Военная Школа, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 34 символа