Козлов Алексей Александрович

98

(1831-1901), русский философ. Родился 8 февраля 1831 в Москве. Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1854). Серьезное влияние на него оказали философские идеи А.Шопенгауэра, а в дальнейшем - Э.Гартмана. Козлов публикует изложение философской системы Э.Гартмана. Философия бессознательного Эд.Гартмана (1873-1875). В 1876 занял должность приват-доцента кафедры философии Киевского университета. В 1884 Козлов защищает докторскую диссертацию Генезис теории пространства и времени у Канта и становится профессором Киевского университета. В 1885-1887 издает "Философский трехмесячник" - первый в России философский журнал. Среди наиболее важных сочинений Козлова - Философские этюды (1876). Философия как наука (1877).

Философия действительности, изложение системы Дюринга (1878). Современные направления в философии (1881-1882). После выхода из-за болезни в отставку (1887) продолжает заниматься философией, издает философский сборник "Свое слово" (1888-1898). Умер Козлов в Петербурге 27 февраля 1901. Собственную философскую систему Козлов именовал "панпсихизмом". Он признавал связь своих воззрений с рядом учений европейской философии, в том числе с системами Канта и Шопенгауэра, но прежде всего с традицией лейбницианской монадологии (Лейбниц, Лотце, Тейхмюллер). Человеческое "я", согласно Козлову, обладает духовной субстанциальностью, которая становится предпосылкой свободной творческой активности личности. Субъективные, внутренние переживания также активны и совершенно реальны.

Гораздо в большей степени сомнительна реальность "внешнего" мира. Собственно говоря, для концепции "панпсихизма" внешних по отношению к сознанию реальностей в онтологическом смысле не существует. Действительность плюралистична, она есть не что иное, как множество индивидуальных субстанций-монад. "Под бытием разумеется первоначальная и непосредственная данность и действительность субстанций с их деятельностями и содержанием". Отстаивая принцип субстанциального единства "я", Козлов оспаривал попытки (Юма, позитивистов) свести такое единство к комплексу ассоциаций либо (материалистический вариант) к физическим и биохимическим процессам. Онтологический плюрализм мира, согласно теории панпсихизма, предполагает сложную иерархическую организацию.

Высочайшей из субстанций признается Бог, в сознании которого мир только и существует как завершенное целое, вне времени и пространства. Для прочих субстанций-монад мир дан в своем временном измерении. Впрочем, время, по Козлову, в существенной степени субъективно и не сводится к физическим характеристикам. Прошлое и будущее соединяются в индивидуальном опыте субъекта и существуют неотделимо от желаний, волевых усилий и надежд последнего. Козлов признавал также наличие "трансцендентного", не доступного человеческому познанию вида бытия. Основная же цель познания заключается в понимании иерархических связей и отношений разнообразных субстанций. Именно эту задачу решают, согласно Козлову, философские науки, к которым он относил метафизику, логику, психологию, этику и эстетику.

Кантианские мотивы присутствуют в этике Козлова. Он определяет нравственное как "долженствующее быть" и критически оценивает представления о нравственной предрасположенности и прирожденных нравственных качествах. Возможность нравственных действий самым непосредственным образом связывается им с проблемой свободы личности. Свобода суверенных субстанциальных индивидов проявляется в их стремлении к высшему благу, однако не гарантирует достижения положительного результата уже "в этом мире". Абсолютное благо и счастье относятся к той сфере "неопределенного бытия", которая трансцендентна для всякого человеческого опыта. Козлов критически оценивал этические доктрины, признающие в качестве важнейшего нравственного принципа стремление к счастью, личному или всеобщему.

В духе Шопенгауэра Козлов рассуждал о том, что подобные стремления не только обречены на неизбежную неудачу (в земном мире подлинное счастье, как индивидуальное, так и всеобщее, недостижимо в принципе), но и ведут к последствиям, далеким от каких бы то ни было моральных идеалов. К столкновению интересов и вражде, к утопическим иллюзиям. Козлов формулирует своеобразный нравственный императив, отвечающий общим принципам философии панпсихизма. "Цель человеческой жизни вовсе не есть счастье и наслаждение, а всестороннее усовершенствование нашего существа посредством нашей деятельности, соединенной со всеми субстанциями, составляющими мир".ЛИТЕРАТУРАКозлов А.А. Философские этюды. СПб, 1876 Козлов А.А. Философия действительности.

Киев, 1878 Аскольдов С.А. А.А.Козлов. М., 1912.

Значения в других словарях
Кожа

Наружный покров тела животных. Этот термин обычно относится только к позвоночным. В данной статье описана кожа человека. У взрослых она имеет площадь примерно 2 м2.Функции. Кожа играет роль защитного покрытия, предохраняет организм от высыхания, а также выполняет ряд других функций. Снабженная многочисленными нервными окончаниями, она представляет собой важный орган чувств. В качестве органа выделения удаляет из организма воду, наряду с почками контролируя водный баланс. Посредством изменения ин..

Коза

(Capra hircus),наиболее распространенное продуктивное домашнее животное, разводимое по всему миру, кроме приполярных областей. Относится к жвачным млекопитающее семейства полорогих (Bovidae) отряда парнокопытных (Artiodactyla). В узком смысле коза - это самка данного вида, тогда как самцов (а также род Capra в целом и все его дикие таксоны) называют козлами. Коз держат и крупными стадами, и по одной-две в тех хозяйствах, где не могут позволить себе корову. Животное дает молоко, мясо, шерсть, мех..

Козлы

Группа жвачных млекопитающих, относящихся к семейству полорогих (Bovidae). Весьма неприхотливые животные, распространенные по всему земному шару, за исключением арктических областей. Домашние козы ценятся за свое молоко, мясо, шерсть и пух, а также кожу. Дикие козлы с необыкновенной ловкостью и проворством скачут по скалам, перепрыгивают через пропасти и взбираются по почти отвесным склонам. Поэтому подстрелить их чрезвычайно трудно и они традиционно считаются дорогим охотничьим трофеем. Козлы п..

Коисо Куниаки

(1880-1950), японский государственный деятель. Родился в марте 1880. Был начальником штаба Квантунской армии в 1932 и главнокомандующим японской армией в Корее после 1934. Считается одним из офицеров Квантунской армии, ответственных за создание Манчжоу-го. В 1939-1940 Коисо был министром иностранных дел. В июне 1942 - генерал-губернатором Кореи. Оставался на этом посту до 15 июля 1944, когда ему было предложено сформировать новый кабинет. Коисо предпринял попытку реорганизации политических, экон..

Дополнительный поиск Козлов Алексей Александрович Козлов Алексей Александрович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Козлов Алексей Александрович" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Козлов Алексей Александрович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 28 символа