Колесо

136

Сплошной диск или обод со спицами, вращающийся на оси. Назначение колеса - передавать или преобразовывать движение. Обычное колесо состоит из ступицы (центральной части, или втулки, через которую продета ось), обода (внешнего кольца) и спиц (радиально расположенных стержней, которые одним концом вставлены в ступицу, а другим скреплены с ободом). Колесо - одно из самых важных изобретений в области механики за всю историю человечества.КОЛЕСО СУДЬБЫ ДВАРАВАТИ (7 в.)Теоретически колесо можно представить как бесконечную последовательность рычагов. В тележном колесе каждая спица (или каждый радиус сплошного колесного диска) работает как рычаг, опорный конец которого находится в точке соприкосновения с землей, а полезная сила и нагрузка одновременно воздействуют на ось.

Благодаря наличию таких рычагов в пассивном колесе главным образом и преодолеваются трение и противодействие нагрузки. В ведущем колесе локомотива полезная сила прикладывается к некоторой внутренней точке радиуса колесного диска. В колесе, вызывающем возвратно-поступательное движение, точка опоры рычага находится на оси, полезная сила воздействует на обод, а сопротивление нагрузки преодолевается в промежуточной точке радиуса колеса. Эффективность действия таких рычагов в колесах проявляется на примере лошади, тянущей за собою воз с грузом в 5 раз больше того, который она могла бы увезти в виде вьючной поклажи на спине (человек, толкающий перед собой одноколесную тачку с грузом, способен переместить тяжесть лишь в полтора раза больше, чем в заплечном мешке).

Выигрыш в силе или скорости зубчатых либо ременных передач пропорционален отношению длин окружностей входящих в эти кинематические цепи колес.ДЕРЕВЯННОЕ КОЛЕСО со втулкой и спицами.Колесо - очень древнее устройство, оно появилось еще в Бронзовом веке (3500-1000 до н.э.). Первые колеса для повозок делались сплошными, их отрезали от бревен или сшивали из нескольких досок и затем обрезали по кругу. Для такой обработки дерева требовались пилы и другие инструменты развитого общества, знакомого с металлом и изделиями из него. Существуют археологические свидетельства того, что Месопотамия была тем очагом цивилизации, где обработка металла впервые достигла уровня развития, при котором возможно производство колесных повозок.

У первых прототипов современной повозки колеса в виде сплошного диска наглухо крепились к оси, которая вращается в направляющих. Кузов у такой повозки появился позже. Древнейшие двухколесные и четырехколесные повозки, создание которых относят к 3500 до н.э., были найдены в Месопотамии - там, где некогда стоял город Киш. Их обнаружили вместе со скелетами впряженных волов и ослов. Сложность устройства колес и кузовов этих экипажей свидетельствует о длительном периоде совершенствования их конструкции. К концу Бронзового века повозки со свободно вращающимися на оси колесами "докатились" до Скандинавии и северных областей Китая. Четырехколесную повозку построили несколько позже двухколесной, потому что проблема поворотов двухосного экипажа оказалась непростой.

Поначалу задок повозки заносили вручную, потом стали делать свободные передние колеса, а еще позже появилась поворотная передняя ось.ДВУКОННАЯ КАРЕТА на улице Вены (19 в.).Чтобы получить ощутимую выгоду от транспортных средств, необходимо было строить дороги. Поначалу гужевые перевозки осуществлялись между полем и поселением. Дорог, по которым можно было бы ездить и зимой, в Северной Европе не было вплоть до последних столетий, поэтому в течение многих веков колесные повозки были распространены лишь на юге континента. Первое использование колеса не в транспортном средстве, а в механизме совсем иного назначения - гончарном круге - относится тоже к Бронзовому веку. Судя по археологическим находкам, это было просто тележное колесо, приспособленное для изготовления посуды.

Глиняную посуду формовали в Древнем Египте уже около 3000 до н.э. - сначала на медленно вращающихся кругах, а спустя несколько столетий - и на быстрых, отчего возросло разнообразие их форм и улучшилось качество. Почти так же давно стали применять и водяное колесо, подливное - в Месопотамии, где реки текут медленно, и наливное - на быстрых горных реках. Судя по описанию Витрувия (1 в. До н.э.), первым пользовались и древние римляне. Неизвестно, когда был изобретен грузоподъемный блок, но он и ворот - два устройства, где основным элементом служит колесо, - были привычными механизмами уже задолго до Рождества Христова. Прялка, которую завезли в Европу в Средние века, ровесница, вероятно, Железного века (ок. 1000 до н.э.).

Полагают, что изобрели ее в Индии или в другом районе Азии. Ветряная мельница (с колесом, вращающимся на вертикальной оси) была общепризнанной в Персии уже в 10 в. Устройство того же типа, но с колесом, сидящим на горизонтальном валу, появилось в Европе в 12 в. С использованием колеса связана и разработка кривошипного механизма, устройства для преобразования движения. Этот механизм стал известен европейцам после 5 в. Как привод теперь уже исчезающего ножного шлифовального круга. В 13 в. В Европе появилась и тачка. Изобретена она, скорее всего, в Китае. Колесные кинематические цепи существовали с тех времен Древней Греции, события которых зафиксированы в истории, поскольку теоретический анализ таких цепей, которым занимался Архимед, сохранился в трудах 2 в.

До н.э. Однако в ту далекую эпоху такие механизмы применялись довольно редко..

Значения в других словарях
Колеманит

Минерал, борат кальция, Ca2B6O11Ч5H2O. Назван по фамилии американского промышленника У.Колмена (1824-1893), владельца рудника, на котором колеманит был впервые обнаружен. Белый или бесцветный, прозрачен или просвечивает. Блеск стеклянный, твердость 4-4,5. Плотность меняется от 2,4 до 4,2. Отличительная особенность - совершенная спайность в одном направлении и ясная спайность - в другом. Окрашивает пламя в зеленый цвет. Встречается в виде зернистых или листоватых и других агрегатов. В пустотах об..

Колесная Лира

Струнный музыкальный инструмент, по форме напоминающий скрипичный футляр. Исполнитель держит лиру на коленях. Большая часть ее струн (6-8) звучит одновременно, вибрируя в результате трения о колесо, вращаемое правой рукой. Одна-две отдельных струны, звучащая часть которых укорачивается или удлиняется с помощью стержней левой рукой, воспроизводят мелодию, а остальные струны издают монотонное гудение. В 10-13 вв. Колесная лира представляла собой громоздкий инструмент, играли на ней два человека. И..

Колизей

(Colosseum), крупнейший и наиболее знаменитый из римских амфитеатров. Название "Колизей" было дано зданию в Средние века, в Древнем Риме его называли амфитеатром Флавиев. Колизей был заложен императором Веспасианом в 75 и торжественно открыт его сыном Титом в 80. Сооружение было окончательно завершено вторым сыном Веспасиана - Домицианом. Перестройки и ремонты, необходимость в которых возникала из-за пожаров или землетрясений, продолжались здесь до начала 6 в. К 523 относится последнее упоминани..

Колика Кишечная

Приступ внезапной схваткообразной боли в животе. Хотя такие колики бывают и у взрослых, это понятие чаще всего связывают с недомоганием младенческого возраста. Ребенок выглядит беспокойным, плачет, подтягивает ножки к животу. Это и есть колики - кишечные спазмы в результате большого количества проглоченного при кормлении воздуха, крепкого стула или непереносимости коровьего молока при искусственном вскармливании. Любопытно, что колики чаще диагностируются у первого ребенка в семье. Многие педиат..

Дополнительный поиск Колесо Колесо

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Колесо" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Колесо, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 6 символа