Крестовые Походы

106

(1095-1291), ряд военных походов на Ближний Восток, предпринятых западноевропейскими христианами для того, чтобы освободить Святую Землю от мусульман. Крестовые походы явились важнейшим этапом в истории Средневековья. В них были вовлечены все социальные слои западноевропейского общества. Короли и простолюдины, высшая феодальная знать и духовенство, рыцари и слуги. Люди, принимавшие обет крестоносца, имели разные мотивы. Одни стремились обогатиться, других влекла жажда приключений, третьи были движимы исключительно религиозными чувствами. Крестоносцы нашивали на одежду красные нагрудные кресты. При возвращении из похода знаки креста нашивались на спину. Благодаря легендам крестовые походы были окружены ореолом романтики и величия, рыцарского духа и отваги.

Однако рассказы о галантных рыцарях-крестоносцах изобилуют преувеличениями сверх всякой меры. Кроме того, в них упускается из виду тот "малозначительный" исторический факт, что, несмотря на проявленные крестоносцами доблесть и геройство, а также воззвания и посулы римских пап и уверенность в правоте своего дела, христианам так и не удалось освободить Святую Землю. Крестовые походы привели лишь к тому, что мусульмане стали бесспорными властителями Палестины.Причины крестовых походов. Начало крестовым походам было положено папами, которые номинально считались предводителями всех предприятий такого рода. Папы и другие вдохновители движения пообещали небесные и земные награды всем тем, кто подвергнет свою жизнь опасности ради святого дела.

Кампания по привлечению добровольцев оказалась особенно успешной благодаря религиозному рвению, которое царило тогда в Европе. Какими бы ни были личные мотивы для участия (а во многих случаях они играли существеннейшую роль), воины Христовы были уверены в том, что сражаются за правое дело.Завоевания турок-сельджуков. Непосредственной причиной крестовых походов явился рост могущества державы турок-сельджуков и завоевание ими в 1070-е годы Ближнего Востока и Малой Азии. Выходцы из Средней Азии, в начале века сельджуки проникли в подвластные арабам области, где их вначале использовали как наемников. Постепенно, однако, они делались все более самостоятельными, завоевав в 1040-е годы Иран, а в 1055 Багдад.

Затем сельджуки стали расширять границы своих владений на запад, ведя наступление главным образом на Византийскую империю. Решающее поражение византийцев при Манцикерте в 1071 позволило сельджукам выйти к берегам Эгейского моря, покорить Сирию и Палестину и в 1078 (указывают и другие даты) взять Иерусалим. Угроза со стороны мусульман заставила византийского императора обратиться за помощью к западным христианам. Падение Иерусалима чрезвычайно обеспокоило христианский мир.Религиозные мотивы. Завоевания турков-сельджуков совпали по времени с общим религиозным возрождением в Западной Европе в 10-11 вв., которые было во многом инициировано деятельностью бенедиктинского монастыря Клюни в Бургундии, основанного в 910 герцогом Аквитании Гильомом Благочестивым.

Благодаря усилиям ряда настоятелей, настойчиво призывавших к очищению церкви и духовному преображению христианского мира, аббатство стало весьма влиятельной силой в духовной жизни Европы. Одновременно в 11 в. Возросло число паломничеств в Святую Землю. "Неверного турку" изображали как осквернителя святынь, варвара-язычника, чье присутствие на Святой Земле нетерпимо для Бога и человека. Кроме того, сельджуки создали непосредственную угрозу христианской Византийской империи.Экономические стимулы. Многим королям и баронам Ближний Восток представлялся миром широчайших возможностей. Земли, доходы, могущество и престиж - все это, полагали они, будет наградой за освобождение Святой Земли. В связи с расширением практики наследования на основании первородства многие младшие сыновья феодалов, особенно на севере Франции, не могли рассчитывать на участие в дележе отцовских земель.

Приняв участие в крестовом походе, они могли надеяться на приобретение земли и положения в обществе, которым обладали их старшие, более удачливые братья. Крестьянам крестовые походы давали возможность освободиться от пожизненной крепостной зависимости. В качестве слуг и поваров крестьяне образовывали обоз войска крестоносцев. По чисто экономическим мотивам в крестовых походах были заинтересованы европейские города. На протяжении нескольких веков итальянские города Амальфи, Пиза, Генуя и Венеция сражались с мусульманами за господство над западным и центральным Средиземноморьем. К 1087 итальянцы вытеснили мусульман из южной Италии и с Сицилии, основали поселения в Северной Африке и взяли под свой контроль западную акваторию Средиземного моря.

Они предпринимали морские и сухопутные вторжения на мусульманские территории Северной Африки, силой добиваясь у местных жителей торговых привилегий. Для этих итальянских городов крестовые походы означали лишь перенос военных действий из западного Средиземноморья в восточное.НАЧАЛО КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВНачало крестовых походов провозгласил на Клермонском соборе в 1095 папа Урбан II. Он был одним из деятелей клюнийской реформы и многие заседания собора посвящал обсуждению бед и пороков, мешающих церкви и клиру. 26 ноября, когда собор уже завершил работу, Урбан обратился к огромной аудитории, насчитывавшей, вероятно, несколько тысяч представителеей высшей знати и клириков, и призвал начать войну против неверных мусульман, с тем чтобы освободить Святую Землю.

В своей речи папа подчеркивал святость Иерусалима и христианских реликвий Палестины, говорил о разграблении и поругании, которым они подвергаются со стороны турок, и обрисовал картину многочисленных нападений на паломников, а также упомянул об опасности, грозящей братьям-христианам в Византии. Затем Урбан II призвал слушателей взяться за святое дело, пообещав всем, кто отправится в поход, отпущение грехов, а всякому сложившему в нем голову - место в раю. Папа призвал баронов прекратить губительные междоусобицы и обратить свой пыл на богоугодное дело. Он дал понять, что крестовый поход предоставит рыцарям широкие возможности для обретения земель, богатств, могущества и славы - все за счет арабов и турок, с которыми христианское воинство легко разделается.

Ответом на речь явились крики слушателей. "Deus vult!" ("Бог того хочет!"). Слова эти стали боевым кличем крестоносцев. Тысячи людей тут же дали обет, что отправятся на войну.Первые крестоносцы. Папа Урбан II повелел клиру разнести его призыв по всей Западной Европе. Архиепископы и епископы (наиболее активным среди них был Адемар де Пюи, взявший на себя духовное и практическое руководство подготовкой похода) призвали откликнуться на него своих прихожан, а проповедники, вроде Петра Пустынника и Вальтера Голяка, донесли слова папы и до крестьян. Нередко проповедники возбуждали в крестьянах такой религиозный пыл, что их не могли удержать ни хозяева, ни местные священники, они тысячами срывались с места и отправлялись в путь без припасов и снаряжения, не имея ни малейшего представления о дальности и тяготах пути, в наивной уверенности, что Бог и предводители позаботятся как о том, чтобы они не заблудились, так и о хлебе насущном.

Эти орды пошли через Балканы к Константинополю, ожидая, что братья-христиане будут оказывать им гостеприимство как поборникам святого дела. Однако местные жители встречали их прохладно или вовсе презрительно, и тогда западные крестьяне принялись за грабежи. Во многих местах между византийцами и ордами с запада разыгрывались настоящие сражения. Те же, кому удалось добраться до Константинополя, вовсе не были желанными гостями византийского императора Алексея и его подданных. Город временно селил их вне городской черты, кормил и спешно перевозил через Босфор в Малую Азию, где с ними в скором времени расправлялись турки.1-й крестовый поход (1096-1099). Сам 1-й крестовый поход начался в 1096. В нем участвовало несколько феодальных армий, каждая со своим главнокомандующим.

Тремя основными маршрутами, по суше и по морю, они прибывали в Константинополь в течение 1096 и 1097. Поход возглавили бароны-феодалы, в том числе герцог Готфрид Бульонский, граф Раймунд Тулузский и князь Боэмунд Тарентский. Формально они со своими армиями подчинялись папскому легату, но фактически игнорировали его указания и действовали самостоятельно. Крестоносцы, двигавшиеся по суше, отбирали у местного населения еду и фураж, осадили и разграбили несколько византийских городов, неоднократно завязывали стычки с византийскими войсками. Присутствие в столице и вокруг нее 30-тысячного войска, требовавшего крова и пищи, создавало сложности для императора и жителей Константинополя. Между горожанами и крестоносцами то и дело вспыхивали ожесточенные конфликты.

Одновременно обострялись разногласия между императором и военачальниками крестоносцев. Отношения между императором и рыцарями продолжали ухудшаться по мере продвижения христиан на восток. Крестоносцы подозревали, что византийские проводники намеренно заманивают их в засады. Армия оказалась совершенно не готовой к внезапным набегам вражеской конницы, которая успевала скрыться, прежде чем рыцарская тяжелая кавалерия бросалась в погоню. Нехватка пищи и воды усугубляла тяготы похода. Колодцы, встречавшиеся по пути, часто были отравлены мусульманами. Те, кто перенес эти тяжелейшие испытания, были вознаграждены первой победой, когда в июне 1098 была осаждена и взята Антиохия. Здесь, согласно некоторым свидетельствам, один из крестоносцев обнаружил святыню - копье, которым римский воин пронзил бок распятого Христа.

Сообщается, что это открытие чрезвычайно вдохновило христиан и в немалой степени способствовало их дальнейшим победам. Ожесточенная война длилась еще год, и 15 июля 1099, после продолжавшейся немногим больше месяца осады, крестоносцы взяли Иерусалим и предали все его население, мусульман и иудеев, мечу..

Значения в других словарях
Креспи Джузеппе Мария

(Crespi, Giuseppe Maria)(по прозвищу Ло Спаньоло ди Болонья - болонский испанец) (1665-1747), итальянский живописец. Родился в Болонье 16 марта 1665. Учился у поздних болонских академистов. Затем совершил путешествие по Северной Италии с целью изучения произведений мастеров Высокого Возрождения, главным образом венецианских. Эмоциональный и чисто живописный подход к трактовке сюжета отличает искусство Креспи от академической традиции. Его стиль отмечает переход от зрелого барокко к рококо. Почти..

Крестный Путь

В Римско-католической церкви, изображение 14 сцен ("остановок" на Крестном пути), связанных со страданиями и смертью Иисуса Христа, а также особая практика поклонения, индивидуального или публичного, осуществляемая в воспоминание о Крестном пути Христа. В число остановок входят следующие сцены. 1. Иисусу выносят смертный приговор. 2. Иисуса заставляют нести свой крест. 3. Иисус падает в первый раз. 4. Иисус встречает свою Блаженную Матерь. 5. Симон Киринеянин помогает Иисусу нести крест. 6. Веро..

Крестоцветные

Капустовые (Cruciferae, или Brassicaceae), семейство двудольных цветковых растений. Однолетние и многолетние травы, редко полукустарники и кустарники. Листья очередные, цельные или рассеченные, без прилистников. Цветки обоеполые с четырьмя крестообразно расположенными чашелистиками и лепестками (откуда и название семейства). Плод - стручок или стручочек с двумя створками и пленчатой продольной перегородкой внутри, к которой прикреплены семена. Примерно 350 родов и 3000 видов, распространенных гл..

Кретьен Де Труа

(Chretien de Troyes) (ок. 1130 - ок. 1191), автор самого раннего из сохранившихся средневековых повествований о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Его часто называют создателем жанра рыцарского романа. О его личности и жизни известно немногое - только то, что можно почерпнуть из его текстов. В эпоху, когда литературные произведения, как правило, оставались неподписанными, Кретьен знал цену своему искусству и неизменно выставлял свое имя под каждым из сочиненных стихотворных романов. В проло..

Дополнительный поиск Крестовые Походы Крестовые Походы

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Крестовые Походы" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Крестовые Походы, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 16 символа