Лу Цзююань
ЛУ ЦЗЮЮАНЬЛу Сяншань, Лу Цзыцзин (1139-1193), китайский философ, основоположник одного из двух главных направлений в неоконфуцианстве - Лу [[Цзююаня]] - школы Ван [[Янмина]], или, неточно, синь сюэ1 ("учение о сердце"). Родился 26 марта 1139 в Цзиньси провинции Цзянси. Происходил из образованной и родовитой семьи, находился на государственной службе. В 1530 был официально включен в число наиболее выдающихся конфуцианцев. Лу Цзююань был другом и одновременно основным оппонентом Чжу Си, ведущего представителя другого главного направления в неоконфуцианстве - Чэн [[братьев]] - Чжу [[Си]] школы. Философско-литературное наследие Лу Цзююаня невелико, он не создал систематического учения. Умер он 10 января 1193 в Цзинмэне провинции Хубэй.
Малопопулярный при жизни, Лу Цзююань прославился благодаря тому, что через четыре столетия его идеи нашли продолжение в доктрине Ван Янмина, доминировавшей в духовной жизни интеллектуальной элиты Китая в 16-17 вв. Примечательно, однако, что официальное признание Лу Цзююаня произошло в период, когда на школу Ван Янмина из-за дворцовых интриг был наложен запрет (1529-1567). Сам Ван Янмин был склонен преувеличивать свою близость к Чжу Си и преуменьшать - к Лу Цзююаню. Поэтому внешне парадоксальное совпадение гонений на Ван Янмина с возвеличиванием Лу Цзююаня отразило конкретно-историческую ситуацию идейного торжества их школы, которое во второй половине 16 в. Было подтверждено и официальным признанием выдающихся заслуг Ван Янмина.
Все рассуждения Лу Цзююаня пронизаны общей мыслью о таком изоморфном единстве субъекта и объекта, в котором каждый из них является полным аналогом другого. "Вселенная - это мое сердце, мое сердце - это вселенная". Поскольку "сердце" (синь1), т.е. Психика любого человека, по Лу Цзююаню, содержит в себе все "принципы" (ли1) мироздания, всякое познание может и должно быть интроспективным, а нравственность - автономной. Представление об абсолютной самодостаточности каждой личности обусловливало и пренебрежение Лу Цзююаня доктринальной ученостью. "Шесть канонов должны комментировать меня. Зачем мне комментировать шесть канонов?" Конфуцианские ортодоксы критиковали эти взгляды как замаскированный чань-буддизм. Со своей стороны Лу Цзююань усматривал даосско-буддийское влияние в осуществленной Чжу Си идентификации конфуцианской трактовки "Великого предела" (тай цзи) с даосской доктриной "Беспредельного/предела отсутствия" (у цзи).ЛИТЕРАТУРАКобзев А.И.
Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983 История китайской философии. М., 1989 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994 Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб, 1998.
Дополнительный поиск Лу Цзююань
На нашем сайте Вы найдете значение "Лу Цзююань" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лу Цзююань, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Л". Общая длина 10 символа