Моизм

249

"школа Мо" (мо цзя), древнекитайское философско-религиозное учение, сформировавшееся в 5-4 вв. До н.э. И получившее широкое распространение в 4-3 вв. До н.э. Во многом благодаря своим популистским установкам, методологически фундированной аргументации и широкой практической деятельности его адептов, сплоченных в военно-религиозный "орден" и способных на такие радикальные акции, как массовое самоубийство (более 180 человек во главе с Мэн Шэном) и казнь собственного сына (Фу Дунем). Согласно теории происхождения древнекитайских философских школ, выдвинутой Лю Синем (46 до н.э. - 23 н.э.) и зафиксированной Бань Гу (32-92) в библиографическом каталоге И вэнь чжи (Трактат об искусстве и литературе), вошедшем в Хань шу (Книга [[о династии]] Хань), моизм создали выходцы из храмовых сторожей.

Развивший эту теорию в 20 в. И основывающийся на отраженном в гл. 50 "Популярные учения" (Сянь сюэ) трактата Хань Фэй-цзы (3 в. До н.э.) определении конфуцианцев и моистов как "жу" ("ученые интеллектуалы") и "ся" ("воины-удальцы, рыцари"), Фэн Юлань (1895-1990) связал происхождение моизма с социальной прослойкой "рыцарей", что должно объяснять повышенный интерес его представителей к военной тематике и их альтруистическое народолюбие. Моизм явился одной из первых теоретических реакций на конфуцианство. Создатель и единственный крупный представитель школы, названной его именем, - Мо Ди, или Мо-цзы (490-468 - 403-376 до н.э.), согласно Хуайнань-цзы, первоначально был сторонником конфуцианства, а затем выступил с его резкой критикой.

От других философских течений древнего Китая моизм отличают две специфические особенности. Теологизированность и организационная оформленность, что вместе с повышенным интересом к логико-методологической проблематике окрашивало его в схоластические тона. Эта своеобразная секта выходцев из нижних слоев общества, прежде всего ремесленников и внештатных воинов-удальцов, очень напоминала пифагорейский союз и возглавлялась "великим учителем" (цзюй цзы), который, согласно Чжуан-цзы (гл. 33), считался "совершенномудрым" (шэн) и которого Го Можо (1892-1978) сравнил с папой римским. Реконструируется следующая преемственность обладателей данного поста. Мо Ди - Цинь Гули (Хуали) - Мэн Шэн (Сюй Фань) - Тянь Сян-цзы (Тянь Цзи) - Фу Дунь.

Затем в конце 4 в. До н.э., по-видимому, произошел распад единой организации на два или три направления "отделившихся моистов" (бе мо), во главе которых стояли Сянли Цинь, Сянфу (Бофу), Дэнлин. После теоретического и практического разгрома моизма во второй половине 3 в. До н.э., обусловленного его собственной дезинтеграцией и антигуманитарными репрессиями при династии Цинь (221-207 до н.э.), а также конфуцианскими запретами в эпоху Хань (206 до н.э. - 220 н.э.), он продолжал существовать лишь как духовное наследие, коллективно выработанное несколькими поколениями его представителей, целиком приписанное главе школы и закрепленное в глубоком и обширном, но плохо сохранившемся трактате Мо-цзы. Учение самого Мо-цзы изложено в десяти начальных главах, названия которых отражают его основополагающие идеи.

"Почитание достойных" (Шан сянь), "Почитание единения" (Шан тун), "Объединяющая любовь" (Цзянь ай), "Отрицание нападений" (Фэй гун), "Сокращение потребления" (Цзе юн), "Сокращение погребальных [[расходов]]" (Цзе цзан), "Воля Неба", (Тянь чжи), "Духовидение" (Мин гуй), "Отрицание музыки" (Фэй юэ), "Отрицание предопределения" (Фэй мин). Все они разбиты на три схожие друг с другом части, что явилось следствием отмеченного в гл. 33 Чжуан-цзы и гл. 50 Хань Фэй-цзы разделения моистов на три направления, каждое из которых оставило свой вариант изложения общих положений. В середине трактата помещены главы "Канон" (Цзин), "Изъяснение канона" (Цзин шо), каждая в двух частях. "Большой выбор" (Да цюй) и "Малый выбор" (Сяо цюй), которые вместе называются "Моистским каноном" (Мо цзин), или "Моистской диалектикой" (Мо бянь), и представляют собой формализованный текст, демонстрирующий высшие достижения древнекитайской протологической методологии, полученные к 3 в.

До н.э. В кругах поздних моистов или, согласно гипотезе Ху Ши (1891-1962), последователей "школы имен". Содержание данного раздела Мо-цзы, охватывающее прежде всего гносеологическую, логико-грамматическую, математическую и естественнонаучную проблематику, благодаря ее сложности и специфической (интенсиональной) форме изложения стало малопонятным уже для ближайших потомков. Заключительные главы трактата, позднейшие по времени написания, посвящены более конкретным вопросам обороны городов, фортификации и сооружения защитных орудий. Главный пафос социально-этического ядра моистской философии - аскетическое народолюбие, предполагающее безусловный примат коллективного над индивидуальным и борьбу с частным эгоизмом во имя общественного альтруизма.

Интересы народа в основном сводятся к удовлетворению элементарных материальных потребностей, определяющих его поведение. "В урожайный год люди гуманны и добры, в неурожайный - негуманны и злы" (Мо-цзы, гл. 5). С этой точки зрения традиционные формы этико-ритуальной благопристойности (ли2) и музыки рассматриваются как проявления расточительства. Строго иерархичной конфуцианской гуманности (жэнь), которую моисты называли "разделяющей любовью" (бе ай), направленной только на своих близких, они противопоставили принцип всеобъемлющей, взаимной и равной "объединяющей любви" (цзянь ай), а конфуцианскому антиутилитаризму и антимеркантилизму, превозносившему должную справедливость (и) над пользой/выгодой (ли3), - принцип "взаимной пользы/выгоды" (сян ли).

Высшим гарантом и точным (как циркуль и угольник для круга и квадрата) критерием обоснованности этой позиции моисты считали деифицированное Небо (тянь), которое приносит счастье тому, кто испытывает к людям объединяющую любовь и приносит им пользу/выгоду. Выступающее в качестве универсального "образца/закона" (фа), "благодатное" (дэ) и "бескорыстное" (у сы) Небо, с их точки зрения, не имея ни личностных, ни антропоморфных атрибутов, тем не менее обладает волей (чжи3), помыслами (и3), желаниями (юй) и одинаково любит все живое. "Небо желает жизни Поднебесной и ненавидит ее смерть, желает ее пребывания в богатстве и ненавидит ее бедность, желает ей находиться в порядке и ненавидит смуту в ней" (Мо-цзы, гл.

26). Одним из источников, дающих возможность судить о воле Неба, признавались посредствующие между ним и людьми "нави и духи" (гуй шэнь), о существовании которых свидетельствуют исторические источники, сообщающие, что с их помощью "в древности совершенномудрые правители наводили порядок в Поднебесной", а также уши и глаза многих современников. В позднем моизме, переориентировавшемся с теистических аргументов на логические, всеобъемлемость любви доказывалась тезисом "Любить людей не значит исключать себя", предполагающим вхождение субъекта ("себя") в число "людей", а контрарная оппозиция между апологией пользы/выгоды и признанием должной справедливости "желанной Небу" и являющейся "самым ценным в Поднебесной" снималась прямой дефиницией.

"должная справедливость есть польза/выгода". Борясь с ассимилированной конфуцианством древней верой в "небесное предопределение"(тянь мин, см. Мин-предопределение),моисты утверждали, что в судьбах людей нет фатального предопределения (мин), поэтому человек должен быть активен и деятелен, а правитель - внимателен к достоинствам и талантам, которые следует почитать и продвигать независимо от социальной принадлежности. Результатом правильного взаимодействия верхов и низов на основе принципа равных возможностей, согласно Мо-цзы, должно стать всеобщее "единение" (тун), т.е. Преодолевшее животный хаос и первобытные смуты всеобщей взаимной вражды централизованно управляемое, машинообразное, структурное целое, которое составляют Поднебесная, народ, правители, государь и само Небо.

Эта идея, по мнению некоторых специалистов (Цай Шансы, Хоу Вайлу), породила знаменитую социальную утопию Великого единения (да тун), описанную в гл. 9 Ли юнь ("Циркуляция благопристойности") конфуцианского трактата Ли цзи. В связи с особым вниманием со стороны представителей "школы имен" к категории "тун" в значении "тождество/подобие" поздние моисты подвергли ее специальному анализу и выделили четыре главных разновидности. "Два имени (мин2) одной реалии (ши) - [[это]] тун [[как]] повторенность (чун). Невыделенность из целого - [[это]] тун [[как]] единотелесность (ти). Совместное нахождение в помещении - [[это]] тун [[как]] совпадение (хэ3). Наличие основания для единения (тун) - [[это]] тун [[как]] родственность (лэй)" (Цзин шо, ч.

1, гл. 42). Важнейшим выводом из моистского идеала всеобщего "единения" стал призыв к антимилитаристской и миротворческой деятельности, который подкреплялся теорией фортификации и обороны. Для отстаивания и пропаганды своих взглядов моисты разрабатывали специальную технику убеждения, которая привела к созданию оригинальной эристико-семантической протологики, ставшей их главным вкладом в китайскую духовную культуру. Вплоть до 18-19 вв. Трактат Мо-цзы занимал маргинальное положение в традиционной китайской культуре, специфическим проявлением чего стало включение его в 15 в. В состав канонической даосской библиотеки Дао цзан (Сокровищница дао), хотя уже в Мэн-цзы была отмечена противоположность моизма и даосизма (представленного Ян Чжу).

Повышенный интерес к моизму, возникший в конце 19 - начале 20 в. И поддержанный такими видными мыслителями и общественными деятелями, как Тань Сытун (1865-1898), Сунь Ятсен (1866 -19 25), Лян Цичао (1873-1923), Лу Синь (1881-1936), Ху Ши и другими, обусловливался, во-первых, общей тенденцией видеть в нем древнее провозвестие утилитаризма, социализма, коммунизма, марксизма и даже христианства, что затем обернулось его обличением Го Можо как тоталитаризма фашистского типа, а во-вторых, стимулированной столкновением с Западом активизацией поисков китайских аналогов западной научной методологии.ЛИТЕРАТУРАГо Мо-жо. Эпоха рабовладельческого строя. М., 1956 Го Мо-жо. Бронзовый век. М., 1959 Древнекитайская философия, тт.

1-2. М., 1972-1973 Титаренко М.Л. Древнекитайский философ Мо Ди, его школа и учение. М., 1985 Титаренко М.Л. Влияние Мо Ди и его школы на развитие философской и общественно-политической мысли Китая. - Новое в изучение Китая, ч. 2. М., 1988 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994 Великие мыслители Востока. М., 1998 Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб, 1998 Рубин В.А. Личность и власть в древнем Китае. М., 1999.

Значения в других словарях
Мозамбик. История

Первые поселения на территории Мозамбика. Полагают, что первыми обитателями современной территории страны были охотники и собиратели, говорившие на койсанских языках. Начиная с 300 н.э. Они постепенно были вытеснены бантуязычными мигрантами с севера. Умение выплавлять железо позволило банту создать постоянные сельскохозяйственные поселения, в которых земледелие сочеталось с разведением коз и охотой. К началу II тысячелетия автохтонное население было частично ассимилировано благодаря межэтнически..

Мозли Генри Гвин Джефрис

(Moseley, Henry Gwyn-Jeffreys)(1887-1915), английский физик, один из основоположников рентгеновской спектроскопии. Родился в Уэймуте 23 ноября 1887. Учился в Итоне и Тринити-колледже Оксфордского университета. В 1910-1914 работал в лаборатории Резерфорда в Манчестерском университете, а затем в Оксфордском университете. В 1913 в серии блестящих экспериментов установил зависимость между частотой спектральных линий характеристического рентгеновского излучения и атомным номером излучающего элемента...

Моисей

МОИСЕЙ со скрижалями Завета. Картина 15 в.(13 в. До н.э.?), в еврейской Библии, пророк, который вывел израильтян из Египта, где они пребывали в рабстве. Через Моисея Бог сообщил свой Закон, содержащий условия союза-завета Бога с Израилем, заключенного на горе Синай. Моисей - ключевая фигура в книгах Исхода, Левита, Чисел и Второзакония. Часто в нем видят основателя иудаизма как религиозной системы. Имя "Моисей" (евр. Моше), очевидно, египетского происхождения и означает "дитя". Древнеегипетские ..

Моисей Де Леон

(Моше Бен Шем-Тов де Леон) (1250-1305), испано-еврейский мистик, автор книги Зохар, родился в Леоне (Испания). До 1290 жил в Гвадалахаре (Кастилия), но впоследствии стал вести жизнь странника. Умер в Аревало в 1305. Моисей де Леон был плодовитым автором. Его величайшее творение - книга Зохар (Сияние), написанная на арамейском языке, - отражает ранние представления о тайнах творения, связях Бога с миром и судьбе человека. Чтобы учение, изложенное в книге Зохар, получило признание, Моисей приписал..

Дополнительный поиск Моизм Моизм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Моизм" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Моизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 5 символа