Мольер

137

(Moliere. Настоящее имя - Жан Батист Поклен, Jean-Baptiste Poquelin)МОЛЬЕР в роли Цезаря. Смерть Помпея П.Корнеля.(1622-1673), французский драматург и актер. Он был крещен в Париже 15 января 1622. Семья его принадлежала к обеспеченному торговому среднему классу. Державший обойную лавку отец Мольера в 1631 получил должность королевского обойщика. С 1636 по 1639 Мольер учился в иезуитском Клермонском коллеже в Париже, степень получил в Орлеане. Семья предназначала его к юридической карьере, и в 1641 он был принят в коллегию адвокатов. В иезуитских школах было принято ставить латинские пьесы силами преподавателей и учеников. Вероятно, в школьные годы Мольер и проникся страстной любовью к театру. В 1640 он познакомился со знаменитым итальянским мимом Тиберио Форелли, известным под прозвищем Скарамуш, и эта встреча оказалась чрезвычайно важной для его будущего актерского поприща.

В следующем году он вступил в актерскую труппу и познакомился с Мадлен Бежар, 22-летней актрисой, которой "оказывал покровительство" герцог Моденский. Семья Мольера предприняла безуспешные попытки оторвать его от Бежаров (Мадлен и двух ее братьев), но в 1643 он решил окончательно связать свою судьбу с театром и заключил договор с Мадлен Бежар, после чего партнеры основали "Блистательный театр". Предприятие окончилось провалом, и в 1644 Мольер за долги был заключен на несколько дней в тюрьму. В 1645 труппа, насчитывавшая от 20 до 25 актеров, покинула столицу и отправилась в турне по провинциям, продолжавшееся 12 лет. В 1658 труппа вернулась в Париж и поставила в Лувре пьесу Никомед для Людовика XIV. Хотя героическая комедия Корнеля не слишком понравилась королю, он нашел забавной пьесу Мольера Влюбленный доктор (Docteur amoureux) и стал патроном труппы.

Первый успех у публики Мольер снискал в 1659 комедией Смешные жеманницы (Les Prcieuses ridicules), однако в создании постоянного театра ему пришлось столкнуться с большими трудностями. Временным пристанищем для него стал Пале-Рояль, где ныне размещается "КомедиФрансез", традиционно называемый "Домом Мольера". В 1661 единственная драма Мольера Дон Гарсия Наваррский (Dom Garcie de Navarre) провалилась, зато оказались чрезвычайно удачными постановки Школы мужей (L'cole des maris) и Докучных (Les Fcheux). 23 января 1962 был подписан брачный контракт между Мольером и Армандой Бежар, названной в документе "сестрой" Мадлен Бежар, с указанием возраста. "около двадцати лет". Для биографов Мольера здесь кроется самая мучительная загадка.

При жизни драматурга враги инкриминировали ему кровосмесительный брак с собственной незаконной дочерью, однако более обоснованным выглядит предположение, что Арманда была плодом связи Мадлен с герцогом Моденским. Супружеская жизнь Мольера была крайне несчастливой. Школа жен (L'cole des femmes) была поставлена в 1663. Это первый комедийный шедевр Мольера. Люди благочестивые усмотрели в нем покушение на принципы христианского воспитания, что послужило началом неприятностей, преследовавших драматурга до конца жизни. В следующем году появился Тартюф (Tartuffe), самая "неудобная" из всех комедий Мольера, первоначально сыгранная для короля в утраченной трехактовой версии. Святоши возопили о надругательстве над религией и через могущественное "Общество святых даров" добились запрета пьесы.

Лишь после примирения Людовика XIV с церковью в 1669 запрет был снят, после чего пьеса имела неизменный успех у публики. Очередная буря разразилась в связи с поставленным 15 февраля 1665 Дон Жуаном (Dom Juan), который в определенном смысле составляет пару Тартюфу. Мольер подвергает крайнюю степень неверия столь же серьезному и вдумчивому анализу, как и крайнюю степень доверчивости в пьесе-предшественнице. При этом в Дон Жуане звучат мотивы бунтарства - прежде всего в связи с фигурой главного героя. Уповая на благость природы и естественного человека, Мольер отвергал любые формы принуждения. Он стремился не только вскрыть лицемерную суть принятых норм поведения, но и разоблачить разнообразные виды фальши, искажающие представления людей и не дающие приобщиться к подлинной жизни.

На сей раз враги Мольера, не довольствуясь временным запретом, предприняли все возможное, чтобы окончательно изгнать пьесу с театральных подмостков, и при жизни драматурга ее не ставили. С финансовой точки зрения не более удачен был и поставленный в 1666 Мизантроп (Le Misanthrope). От полного провала Мольера спасла спешно включенная в репертуар комедия Лекарь поневоле (Le Mdecin malgr lui). Мизантропа называют самой загадочной из всех пьес Мольера. Решимость Альцеста отвергнуть претензии любого рода и обнажить подлинный смысл общественных установлений полностью совпадает с заветными целями самого драматурга. Хотя комедия начинается с фарсовой перипетии, постепенно происходит углубление темы предательства, которое не только побуждает женщину к легкой измене, но и лишает способности любить.

Социальный конформизм размывает подлинность человеческой природы, и доведенному до отчаяния протагонисту остается только бежать от общества "в пустыню". В 1667 Мольер написал лишь два "дивертисмента", или "интерлюдии", но в следующем году были поставлены три значительные пьесы. Амфитрион (Amphitryon), Жорж Данден (George Dandin) и Скупой (L'Avare). В последующие два года он сосредоточился на смешанном жанре "комедий-балетов", поставив Блистательных любовников (Les Amants magnifiques, 1670), Господина де Пурсоньяка (Monsieur de Pourceaugnac, 1669) и Мещанина во дворянстве (Le Bourgeois gentilhimme, 1670). Последняя пьеса не принадлежит к числу лучших творений Мольера, однако она пользовалась наибольшей популярностью как при его жизни, так и в последующие времена.

Утверждают, что Мольер уже работал над пьесой в духе Скупого, когда Людовик XIV велел ввести сцены с турецким балетом, желая поставить на место турецкого посланника, не слишком очарованного великолепием королевского двора. Доказать это невозможно, но подобное вполне могло произойти - пьесе действительно нехватает единства. Мольер включил в комедию характеров балет с очевидной целью добиться максимальной развлекательности. Балет вполне хорош, но обессмертил пьесу образ г-на Журдена. Многогранность таланта Мольера подтвердили написанные в 1671 трагедия-балет Психея (Psych). Плутни Скапена (Les Fourberies de Scapin), ознаменовавшие возврат к фарсам молодых лет. Ученые женщины (Les Femmes savantes) - эту пьесу можно отнести к разряду "серьезных комедий".

Сценическая карьера драматурга завершилась трагически. В феврале 1673 был поставлен Мнимый больной (Le Malade imaginaire, 1673), причем Мольер исполнял главную роль. Глубокая вера в изначальную благость природы и отвращение к "лицемерию", получившему в его творчестве самую широкую и разнообразную трактовку, стали причиной укоренившейся в нем ненависти к медицине, которую он превратил в постоянную мишень для нападок. Врачи представлялись ему "лицемерными" шарлатанами, нарушающими естественный ход вещей. Сам Мольер уже несколько лет был тяжело болен - по-видимому, туберкулезом. На четвертом представлении у него сделались судороги, и его отнесли домой, где он умер в ночь с 17 на 18 февраля. Призванный к умирающему исповедник явился уже после смерти Мольера.

Приходской священник запретил хоронить его на освященной земле, и только благодаря прямому обращению вдовы к королю было позволено совершить погребальный обряд ночью, "во избежание общественного скандала".ПОСТАНОВКА Мнимого больного Мольера в Версале.ЛИТЕРАТУРАБулгаков М.А. Жизнь господина де Мольера. М., 1962 Гликман И. Мольер. Критико-биографический очерк. М. - Л., 1966 Бояджиев Г.Н. Мольер. Исторические пути формирования жанра высокой комедии. М., 1967 Бордонов Ж. Мольер. М., 1983 Мольер. Полное собрание сочинений, тт. 1-3. М., 1985-1987 Мольер. Собрание сочинений, тт. 1-4. М., 1994.

Значения в других словарях
Молочная Промышленность

Отрасль хозяйства, охватывающая все процессы производства молочных продуктов. По питательным свойствам молоко представляет собой наиболее совершенный вид продовольствия. Состав питательных веществ в нем почти идеально сбалансирован. Молочные продукты составляют большую долю в рационе человечества. Их годовое потребление достигает 16% всех видов пищи.Состав молока. Натуральное молоко - сложный пищевой продукт, в котором содержится (в среднем). 3,7% жиров. 3,5% белков. 4,9% лактозы (молочного саха..

Молхо Соломон

(Молхо, Шломо) (ок. 1500-1532), еврейский мистик и мессианский пророк, родился в Португалии в семье маранов (евреев, насильно обращенных в христианство) и получил имя Диогу Пириш. Воспитанный христианином, он занимал должность секретаря в королевском суде. Молхо познакомился с прибывшим в Португалию авантюристом Давидом Реубени (ок. 1490-1535), который пропагандировал иудаизм как посланник исчезнувших колен Израилевых, якобы обитавших в Азии. Молхо воспринял его речи с большим энтузиазмом и обра..

Мольнар Ференц

(Molnar Ferenc)ФЕРЕНЦ МОЛЬНАР(1878-1952), венгерский писатель. Родился 12 января 1878 в Будапеште, где жил до отъезда в США в 1940. Сын обеспеченного врача, Мольнар изучал право и получил диплом юриста, хотя юридической практикой никогда не занимался, отдав предпочтение журналистике. Его рассказы, романы и пьесы, не отличаясь глубиной, всегда свежи и интересны, герои причудливым образом совмещают искушенность, сентиментальный порыв и наивную приверженность символам. После нескольких фарсов первы..

Моменты Атомов И Ядер

Термин "момент" применительно к атомам и атомным ядрам может означать следующее. 1) спиновый момент, или спин, 2) магнитный дипольный момент, 3) электрический квадрупольный момент, 4) прочие электрические и магнитные моменты. Различные типы моментов по отдельности рассматриваются ниже. Существование у атома момента импульса и магнитного момента следовало из теории Н. Бора (1913) и подтверждалось обнаруженным еще в 1896 П.Зееманом влиянием магнитных полей на спектральные линии атома. Прямое измер..

Дополнительный поиск Мольер Мольер

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мольер" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мольер, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 6 символа