Рефлекс

106

Непосредственная реакция организма на стимул. Примером может служить слезотечение при попадании в глаз пыли или сгибание ноги в ответ на болевое раздражение стопы. Обычно рефлекс носит биологически целесообразный характер. Слезы вымывают раздражающие соринки из глаза, а сгибание ноги удаляет стопу от источника боли. Многие сложные реакции, такие, как рвота, кашель или чихание, представляют собой комбинацию или последовательность нескольких более простых рефлексов, связанных друг с другом различными способами. Первоначальное раздражение, даже ограниченное небольшим участком, может запустить один или несколько рефлексов, которые, в свою очередь, инициируют другие реакции, так что может быть приведен в действие весь организм.

Многие сложные цепи рефлексов изучены экспериментально. Ходьба и поддержание определенной позы - примеры сложной комбинации рефлексов. Рефлексы, как и любая деятельность организма, - результат функционирования различных органов и тканей. Нервные клетки образуют т. Н. "рефлекторную дугу", т.е. Проводящий путь, который соединяет место раздражения с центром в спинном или головном мозге, где возбуждение "отражается" обратно в место действия (термин "рефлекс" происходит от лат. Reflexus - отражение).См. Также Нервная Система. Рефлексы можно классифицировать в соответствии с уровнем участвующих в них отделов нервной системы. К первому уровню относятся рефлексы, дуга которых замыкается в спинном мозге. Она начинается в каком-то участке тела, идет по нервам до спинного мозга и в конце концов возвращается на периферию, к мышце, через другое нервное волокно спинного мозга.

Именно таков коленный рефлекс. Дуга рефлексов второго уровня продлевается до нижних отделов головного мозга. Примером такого рефлекса является дыхание. Путь рефлексов третьего уровня захватывает и верхние отделы головного мозга. Произвольные движения связаны с рефлексами этого типа. Простые рефлексы подробно изучены, в первую очередь благодаря работам Ч.Шеррингтона. Измеряя минимальное время между раздражением и реакцией, можно оценить длину и сложность различных рефлекторных дуг. Большинство характеристик рефлексов определяется той частью дуги, где нервные клетки разветвляются и контактируют с другими нейронами в сером веществе спинного или головного мозга. Например, при повторной стимуляции происходит затухание рефлекса.

Ответная реакция становится все слабее и, наконец, полностью пропадает, хотя проводящие пути при этом по-прежнему способны к действию. Отсюда можно заключить, что механизм затухания связан с теми участками, где клетки контактируют друг с другом. Воздействие рефлексов осуществляется различными путями. Сразу несколько стимулов могут вызвать одну и ту же реакцию, в то время как один и тот же орган может отвечать несколькими способами. Предложены различные гипотетические схемы организации рефлекторных дуг, объясняющие, как рефлексы взаимодействуют друг с другом. Считается, что активация каких-то участков нервной системы, не включенных в рефлекторную дугу данного рефлекса, способна тем не менее вызывать его торможение (ослабление) или поддержание (усиление).

Если один из рефлексов полностью захватывает отвечающий орган - так, что другой рефлекс в данный момент реализоваться не может, - его называют "доминирующим". С другой стороны, один из рефлексов может усиливать либо, наоборот, ослаблять другой. Многие врожденные, или безусловные, рефлексы формируются еще до рождения, другие появляются по мере созревания организма. В процессе жизнедеятельности происходит также выработка т.н. Условных рефлексов. Они формируются в случаях, когда безусловный (т.е. Вызывающий безусловный рефлекс) раздражитель имеет более или менее длительную временню связь с каким-то фактором внешней среды. В результате последний становится сигналом, вызывающим ту же рефлекторную реакцию, что и безусловный раздражитель.

Классические исследования условных рефлексов были проведены И.П.Павловым..

Значения в других словарях
Ресселл Генри Норрис

(Russel, Henry Norris)(1877-1957), также Рессел, американский астроном. Родился 25 октября 1877 в Ойстер-Бей (шт. Нью-Йорк). Учился у Ч.Юнга в Принстонском университете и у Р.Болла в Кембриджском университете. В 1905 стал преемником Юнга в Принстоне. Занимал посты профессора астрономии и директора обсерватории до 1947. В 1922-1942 был также сотрудником обсерватории Маунт-Вилсон. В 1947-1952 работал в Гарвардской обсерватории. Долгое время Рессель занимался исследованием связи между спектрами зве..

Ретровирусы

Вирусы с необычным способом репликации генетического материала. Для цикла репродукции этого большого семейства вирусов характерен обратный поток генетической информации. Вместо обычной транскрипции (т.е. Переписывания) дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) в рибонуклеиновую кислоту (РНК), как это происходит в клетке, их геномная РНК переписывается в ДНК. Эта особенность репродукции ретровирусов отражена в названии. "ретро" значит "обратный". Члены семейства ретровирусов вызывают ряд тяжелых забол..

Реформатский Александр Александрович

(1900-1978), русский лингвист. Родился 16 (29) октября 1900 в Москве в семье профессора-химика. В 1923 окончил историко-филологический факультет Московского университета, ученик Д.Н.Ушакова. Преподавал в вузах, работал редактором в издательствах. С 1962 - профессор. В 1958-1970 заведовал сектором структурной и прикладной лингвистики Института языкознания АН СССР. Умер Реформатский в Москве 3 мая 1978. В студенческие годы увлекался поэтикой, участвовал в деятельности ОПОЯЗа (Общества изучения тео..

Реформация

..

Дополнительный поиск Рефлекс Рефлекс

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Рефлекс" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Рефлекс, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 7 символа