Римско-католическая Церковь
Религиозное сообщество, объединенное исповеданием единой христианской веры и участием в единых таинствах, руководимое священниками и церковной иерархией, во главе которой стоит папа Римский. Слово "католический" ("вселенский") указывает, во-первых, на обращенную ко всему роду человеческому миссию этой церкви и, во-вторых, на тот факт, что членами церкви являются представители всего мира. Слово "римский" говорит о единстве церкви с епископом Римским и его главенстве над церковью, а также служит для отличия от других религиозных групп, использующих в своем названии понятие "католический".История возникновения. Католики верят, что церковь и папство были учреждены непосредственно Иисусом Христом и пребудут до конца времен и что папа есть законный преемник св.
Петра (а значит, наследует его примат, первенство среди апостолов) и викарий (заместитель, наместник) Христа на земле. Они верят также, что Христос дал своим апостолам власть. 1) проповедовать его Евангелие всем людям. 2) освящать людей посредством таинств. 3) руководить и управлять всеми теми, кто принял Евангелие и крестился. И наконец, они верят, что этой властью наделены католические епископы (как преемники апостолов), возглавляемые папой, который обладает верховной властью. Папа, будучи учителем и защитником богооткровенной истины церкви, непогрешим, т.е. Безошибочен в своих суждениях по вопросам веры и морали. Христос гарантировал эту непогрешимость, когда обещал, что истина всегда будет с церковью.Признаки церкви.
В соответствии с традиционным учением, эту церковь отличают четыре характеристики, или четыре существенных признака (notae ecclesiae). 1) единство, о котором св. Павел говорит. "одно тело и один Дух", "один Господь, одна вера, одно крещение" (Еф 4:4-5). 2) святость, которую усматривают в церковном учении, богослужении и святой жизни верующих. 3) католичность (определенная выше). 4) апостоличность, или происхождение установлений и юрисдикции от апостолов.Учение. Главные моменты учения Римско-католической церкви изложены в Апостольском, Никейско-Константинопольском и Афанасьевском символах веры, в более полном виде они содержатся в исповедании веры, используемом при посвящении епископов и священников, а также при крещении взрослых.
В своем учении Католическая церковь опирается также на постановления вселенских соборов, и прежде всего Тридентского и Ватиканских, особенно в отношении первенства и непогрешимой учительной власти папы Римского. К главным моментам вероучения Римско-католической церкви относятся следующие. Вера в единого Бога в трех божественных Лицах, различных между собой и равных друг другу (Отец, Сын и Святой Дух). Учение о воплощении, страданиях, смерти и воскресении Иисуса Христа, и соединение в его личности двух природ, божественной и человеческой. Божественное материнство Пресвятой Марии, девственной до рождения Иисуса, при рождении и после него. Вера в подлинное, реальное и субстанциальное присутствие Тела и Крови с душой и божественностью Иисуса Христа в таинстве евхаристии.
Семь таинств, установленных Иисусом Христом для спасения человечества. Крещение, миропомазание (конфирмация), евхаристия, покаяние, елеосвящение, священство, брак. Вера чистилище, воскресении мертвых и вечной жизнь. Учение о первенстве, не только чести, но и юрисдикции, епископа Римского. Почитание святых и их образов. Авторитет апостольского и церковного Предания и Священного Писания, которые могут быть истолкованы и поняты только в том смысле, которого придерживалась и придерживается католическая церковь.Организационная структура. В Римско-католической церкви высшая власть и юрисдикция над духовенством и мирянами принадлежит папе, который (начиная со Средних веков) избирается коллегией кардиналов на конклаве и сохраняет свои полномочия до конца жизни или законного отречения.
Согласно католическому учению (зафиксированному в римско-католическом каноническом праве), вселенский собор не может состояться без участия папы, за которым закреплено право созывать собор, председательствовать на нем, определять повестку дня, переносить, временно приостанавливать работу вселенского собора и утверждать его решения. Кардиналы образуют коллегию при папе и являются его главным советниками и помощниками в управлении церковью. Папа не зависит от принятых законов и назначенных им или его предшественниками должностных лиц и обычно свою административную власть осуществляет в соответствии с Кодексом канонического права через посредство конгрегаций, судов и канцелярий Римской курии. На своих канонических территориях (называемых обычно диоцезами, или епархиями) и в отношении своих подчиненных патриархи, митрополиты, или архиепископы, и епископы действуют в рамках ординарной юрисдикции (т.е.
Связанной по закону с должностью, в отличие от делегированной юрисдикции, связанной с конкретным лицом). Своей юрисдикцией обладают также некоторые аббаты и прелаты, а также главные иерархи привилегированных церковных орденов, но последние только по отношению к собственным подчиненным. И наконец, священники обладают ординарной юрисдикцией в пределах своего прихода и по отношению к своим прихожанам. В Римско-католической церкви папа либо назначает епископов, либо утверждает их избрание. Епископы, в свою очередь, назначают приходских священников и епархиальных должностных лиц. В настоящее время, за некоторыми исключениями, миряне не участвуют в избрании церковного руководства. Учительная власть католической церкви осуществляется либо в форме торжественного догматического вероопределения (прерогатива вселенского собора и папы), либо в обычном общем поучении (катехизации и проповеди).
Членом церкви верующий становится, исповедав христианскую веру (в случае младенцев за них это делают крестные родители), приняв крещение и подчинившись авторитету церкви. Членство дает право участия в остальных церковных таинствах и литургии (мессе). После достижения разумного возраста каждый католик обязан подчиняться предписаниям церкви. Участвовать в мессе по воскресным и праздничным дням. Поститься и воздерживаться от мясной пищи по определенным дням. Исповедоваться по крайней мере один раз в год. Причащаться во время празднования Пасхи. Вносить пожертвования на содержание своего приходского священника. Соблюдать церковные законы касательно брака.Различные обряды. Если Римско-католическая церковь едина в вопросах веры и морали, в послушании папе, то в области литургических форм богослужения и просто дисциплинарных вопросов допускается и все больше поощряется разнообразие.
На Западе доминирует Латинский обряд, хотя сохраняются еще Лионский, Амвросианский и Мосарабский обряды. Среди восточных членов Римско-католической церкви встречаются представители всех существующих ныне восточных обрядов.Религиозные ордена. Историки отмечают важный вклад в развитие культуры и христианской культуры, сделанный орденами, конгрегациями и другими религиозными институтами. И сегодня они играют заметную роль, как в собственно религиозной сфере, так и в области образования и социальной деятельности.Образование. Католики считают, что право на образование детей принадлежит их родителям, которые могут пользоваться помощью других организаций, и что подлинное образование включает образование религиозное.
Для этой цели католическая церковь содержит школы всех уровней, прежде всего в тех странах, где в программы государственных школ не включены религиозные дисциплины. Католические школы бывают понтификальными (папскими), епархиальными, приходскими или частными. Часто преподавание поручается членам религиозных орденов.Церковь и государство. Папа Лев XIII подтвердил традиционное католическое учение, заявив о церкви и государстве, что каждая из этих властей "имеет определенные границы, в которых она и пребывает. Эти границы определяются природой и непосредственным источником каждой. Вот почему их можно рассматривать как определенные, четко очерченные сферы деятельности, причем каждая власть в рамках своей сферы действует в соответствии с собственным правом" (энциклика Immortale Dei, 1 ноября 1885).
Естественное право возлагает на государство ответственность только за вещи, имеющие отношение к земному благу людей. Позитивное божественное право возлагает на церковь ответственность только за вещи, относящиеся к вечному уделу человека. Поскольку человек является одновременно и гражданином государства и членом церкви, возникает необходимость регулирования правовых отношений между обоими властями.Статистические данные. По оценкам статистиков в 1993 в мире насчитывалось 1040 млн. Католиков (ок. 19% населения земного шара). В Латинской Америке - 412 млн. В Европе - 260 млн. В Азии - 130 млн. В Африке - 128 млн. В Океании - 8 млн. В странах бывшего Советского Союза - 6 млн. См. ТакжеМария, ПРЕСВЯТАЯ ДЕВА;Кодекс Канонического Права;Месса;Монашество;Непогрешимость;Папство;Пресуществление;Соборы Церковные;Таинство;Чистилище.ЛИТЕРАТУРАКовальский Я.В.
Папы и папство. М., 1991 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Катехизис Католической Церкви. М., 1996 Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 1998.
Дополнительный поиск Римско-католическая Церковь
На нашем сайте Вы найдете значение "Римско-католическая Церковь" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Римско-католическая Церковь, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Р". Общая длина 27 символа