Сковорода Григорий Саввич

75

(1722-1794), русский и украинский философ, поэт, педагог. Родился в с.Чернухи Полтавской губернии 22 ноября 1722. Сын простого казака. Учился в Киево-Могилянской академии, много путешествовал (побывал в Польше, Венгрии, Австрии, Италии, Германии), овладел несколькими языками (в том числе греческим и древнееврейским), знал как древнюю, так и новоевропейскую философию. В 1759-1769 преподавал в Харьковском коллегиуме. При жизни Сковороды его сочинения были известны только в списках. Он был автором философских диалогов. Асхань, Наркисс, Беседа, нареченная двое, Разглагол о древнем мире, Разговор пяти путников о истинном щастии в жизни, Кольцо и др., а также трактатов и разнообразных поэтических сочинений, переводов греческих и латинских текстов (в том числе трудов Плутарха, Теренция, Цицерона).

Большая часть жизни философа прошла в странничестве. Широко известна эпитафия на могиле мыслителя-странника, написанная им самим. "Мир ловил меня, но не поймал". В.В.Зеньковский в своей Истории русской философии писал о религиозном чувстве отчуждения от мира как важнейшем в мироощущении Сковороды. Речь шла о мистическом переживании двойственности мирового бытия и об отчуждении именно от того, что воспринималось религиозным мыслителем как внешняя, "суетная", не-бытийственная сторона жизни. Этим "миром" Сковорода и не желал быть "пойманным". В то же время ему было присуще переживание реальности иного, высшего уровня бытия, к познанию которого, по его убеждению, человек может и должен стремиться. "Если хочешь что-либо узнать в истине, усмотри сначала во плоти, т.е.

В наружности, и увидишь в ней следы Божии, обличающие безвестную и тайную премудрость". К познанию "следов Божиих" в мире можно придти, только храня верность древнему философскому завету. Познай самого себя. "Не измерив себя прежде всего, - писал мыслитель, - какую пользу извлечешь из знания меры в прочих существах?" В обосновании исключительного значения философской рефлексии Сковорода не останавливался и перед отождествлением процесса самопознания с богопознанием. "Познать себя и уразуметь Бога - один труд". В антропологии Сковороды присутствуют мотивы, характерные для русской средневековой мысли. Это, в частности, относится к его учению о сердце как средоточии духовного и телесного бытия человека. Влияние платонизма проявляется в обосновании им роли эроса в эстетических переживаниях человека и в том, что сама любовь предполагает определенное "сродство" с ее предметом - изначальную, метафизическую предрасположенность сердца.

В учении о "таящемся в человеке Духе Божием", о том, что каждый человек в своем земном существовании есть лишь "сон и тень истинного человека", Сковорода близок к построениям европейских мистиков, в частности к Майстеру Экхарту с его учением о "сокровенной глубине" в Боге и человеке. Присутствуют у мыслителя и мистико-пантеистические мотивы. "Бог всю тварь проницает и содержит...", "Бог есть основание и вечный план нашей плоти...", "Тайна пружина всему..." и т.п. "О, Отче мой. Трудно вырвать сердце из клейкой стихийности мира!" - восклицает Сковорода уже в конце жизни. В его понимании этическая задача человека состоит в том, чтобы осознать и обрести мистическое начало в себе, и в этом смысле стать наконец самим собой.

Но превращению эмпирического субъекта в "истинного человека" препятствует воля, влекущая личность в мир борьбы и страданий. "Всяк обоживший свою волю, враг есть Божией воле, не может войти в Царствие Божие", - писал Сковорода. Мотив "безвольности" в самых разнообразных вариантах характерен для мистических традиций как Запада, так и Востока. Присутствует он и в творчестве Сковороды. Отчасти как результат определенных идейных влияний, но в гораздо большей мере как отражение личного духовного опыта, опыта постоянной и мучительной борьбы с "клейкой стихийностью мира", с "эмпирическим человеком" в себе самом. В конце жизни Сковорода, как и многие мистики до него, склонялся к тому, чтобы признать эмпирическую действительность уже непосредственным воплощением зла.

Уходя в мистических прозрениях из этого мира в "мир первородный", человек тем самым оказывается и "по ту сторону добра и зла". Умер Сковорода в с. Ивановка Харьковской губернии 29 октября 1794.ЛИТЕРАТУРАЭрн В.Ф. Г.С.Сковорода. Жизнь и учение. М., 1912 Сковорода Г.С. Сочинения, тт. 1-2. М., 1973.

Значения в других словарях
Склеродермия

(буквально - отвердение кожи), диффузное заболевание соединительной ткани, при котором в отдельных участках кожи, а иногда и во всей коже повсеместно, откладывается рубцовая ткань. При распространении процесса рубцовая ткань образуется не только в коже, но и в легких, пищеварительном тракте, сердце и почках - в этом случае заболевание называют системной склеродермией или прогрессирующим системным склерозом. Во всем мире склеродермией страдают несколько сотен тысяч человек. Женщины болеют примерн..

Склодовская-кюри Мария

(Sklodowska Curie, Maria)МАРИЯ И ИРЕН КЮРИ (1867-1934), французский физик и химик польского происхождения, один из основоположников учения о радиоактивности. Родилась 7 ноября 1867 в Варшаве в семье преподавателей. В 1883 окончила гимназию в Варшаве, несколько лет преподавала в одной из варшавских средних школ, давала частные уроки. В 1891-1894 училась в Парижском университете, получила два диплома - по физике (1893) и математике (1894). В 1895 вышла замуж за французского физика Пьера Кюри и нач..

Скопас

(расцвет деятельности 375-335 до н.э.), греческий скульптор и архитектор, родился на острове Парос ок. 420 до н.э., возможно, сын и ученик Аристандра. Первое известное нам произведение Скопаса - храм Афины Алеи в Тегее, на Пелопоннесе, который надо было возвести заново, поскольку прежний сгорел в 395 до н.э. Проект имеет интересное решение. Необычно стройные дорические колонны по периметру и коринфские полуколонны внутри целлы. На восточном фронтоне была изображена охота на Калидонского вепря, н..

Скотт Вальтер

(Scott, Walter)ВАЛЬТЕР СКОТТ(1771-1832), английский поэт, прозаик, историк. По происхождению шотландец. Родился 15 августа 1771 в Эдинбурге. Его родителями были юрист У. Скотт и дочь профессора медицины Эдинбургского университета Энн Резерфорд. В раннем детстве Скотт жил в Сандиноу, на ферме деда, восстанавливая силы после "зубной лихорадки" (теперь полагают, что это был полиомиелит). Там он услышал рассказы и баллады о шотландских разбойниках, хозяйничавших тут в прежние времена. Большую часть ..

Дополнительный поиск Сковорода Григорий Саввич Сковорода Григорий Саввич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сковорода Григорий Саввич" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сковорода Григорий Саввич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 25 символа