Скрипка

165

Важнейший из современных струнных смычковых инструментов. Происхождение струнных смычковых неясно. Согласно К.Заксу, смычок впервые упоминается в Персии и Китае в 9 в., а фидели начинают появляться в Европе в 10 в. Один из типов инструмента, по-видимому, пришедший из Византии, оказывается в это время в Испании. Именно этот тип, обычно грушевидной формы и без шейки, с одной-пятью струнами, стал главным смычковым инструментом, фигурировавшим под разными названиями - фидель, виела или виола - в средневековой Европе. Второй тип, длинный и узкий, называемый ребеком, вероятно, арабского происхождения, появился в Европе в 11 в. И сохранялся в различных видах около шести столетий. К концу 16 в. Ясно различались два основных семейства струнных смычковых инструментов.

Виолы и скрипки. Главные отличия между ними относились к конструкции инструмента. Виолы имели плоскую нижнюю деку, покатые плечи, резонаторные отверстия в форме буквы s (эсы), широкую шейку, лады на грифе и 6-7 тонких струн, в то время как для скрипок были характерны выпуклая нижняя дека, округленные плечи, отверстия в форме буквы f (эфы), узкая шейка, отсутствие ладов на грифе и 4 толстых струны. На виолах всех разновидностей играли, упирая их в колено или держа между коленями, как и более крупные разновидности семейства скрипок. Другие разновидности скрипок держали на плече, позже под подбородком. Помимо обозначения самого инструмента, термином "скрипка" называлось также семейство, включавшее альт, виолончель и некоторые виды контрабаса.

Четыре струны скрипки настроены по квинтам. Соль, ре1, ля1, ми2. Струна соль обвита металлической канителью, струна ми обычно делается из металла. Прием защипывания струн пальцами называется пиццикато (pizzicato). Иногда на струны, а именно на подставку надевается маленькое деревянное приспособление для приглушения звука, называемое сурдиной. В отличие от большинства современных инструментов, которые были усовершенствованы только после долгого развития и экспериментирования, скрипка вступила в свой "золотой век" в начале собственной карьеры. Первыми скрипичными мастерами, достойными упоминания, были Гаспаро Бертолотти (или "да Сало") (ок. 1542-1609) и Джованни Паоло Маджини (ок. 1580-1632), оба из Брешии на севере Италии.

Однако уже при их жизни расположенная неподалеку Кремона стала завоевывать славу мирового центра скрипичного производства. Более ста лет (ок. 1575-1680) главную роль в этом процессе играла семья Амати, особенно Николо (1596-1684), который сделал более плоским выпуклый корпус старинной виолы да браччо, заузил ее "талию", заострил уголки, усовершенствовал резонаторные отверстия и улучшил лаковое покрытие. Самым знаменитым учеником Н.Амати был Антонио Страдивари (ок. 1644-1737), более 1100 инструментов которого (свыше 600 из них известны сегодня) считаются вершиной в области скрипичного мастерства всех времен. Третье место в великом триумвирате кремонцев занимает семьи Гварнери, особенно Джузеппе дель Джезу (1698-1744), который изготавливал инструменты, обладавшие яркой индивидуальностью и сильным звучанием.

К 1750 славный период скрипичных мастеров закончился, хотя Германия, Франция, Англия и другие страны, а также Италия и продолжали делать скрипки. Современная скрипка отличается от экземпляров, сделанных триста лет назад, главным образом более блестящей звучностью, которой она обязана более толстым жильным струнам, удлиненным шейке и грифу и более высоким подставкам. Около 1820 композитором и скрипачом Людвигом Шпором, был изобретен подбородник. Хотя многие современные скрипки - массового фабричного производства и предназначаются они для учащихся музыкальных школ и музыкантов-любителей, а многие другие представляют собой подделки или копии известных старых инструментов, изготавливают и некоторые прекрасные экземпляры, которые выдерживают сравнение с кремонскими.

Считавшаяся поначалу молодой громкоголосой выскочкой (а во Франции - инструментом, подходящим только для танцев), скрипка вытеснила виолу ренессансных времен лишь тогда, когда в 18 в. Музыка из гостиных перешла в концертные залы и на большую оперную сцену. По чувствительности и выразительности звучания, бесконечному разнообразию технических возможностей, от всевозможных приемов игры смычком до щипковых и ударных эффектов, скрипка является непревзойденным сольным инструментом - как для "пропевания" простой мелодии, так и для виртуозного исполнения. В течение трех столетий она играет ведущую роль в оркестровой и камерной музыке. В 16 и 17 вв., помимо альта и виолончели, были известны и несколько других разновидностей скрипки, ныне вышедших из употребления.

Инструмент маленького размера, впервые упомянутый в 1618, используется сегодня как трехчетвертная скрипка при обучении детей.См. Также Амати. Гварнери. СТРАДИВАРИ, АНТОНИО. Альт. Виолончель.ЛИТЕРАТУРАРаабен Л. Скрипка. М., 1963 Витачек Е.Ф. Очерки по истории изготовления скрипичных инструментов. М. - Л., 1964.

Значения в других словарях
Скофилд Пол

(Scofield, Paul) (р. 1922), Англия, США. Актер классического репертуара, с1942 в театрах Бирмингема, Стратфорда-он-Эйвон, Лондона. Работал с режиссером П.Бруком. Сила и слава (The Power and the Glory, 1955) Г.Грина, Семейный праздник (The Family Reunion, 1955) Т.С.Элиота, Человек на все времена (A Man for All Seasons, Лондон, 1960. Нью-Йорк, 1961, премия "Тони"". Экранизация, 1966, премия "Оскар") Р.Болта, Амадей (Amadeus, 1979) П.Шаффера. Фильмы. Поезд (The Train, 1965), Бартлби (Bartleby, 1970..

Скриб Эжен

СКРИБ, ОГЮСТЕН ЭЖЕН(Scribe, Augustin Eugene)(1791-1861), французский драматург. Родился 24 декабря 1791 в Париже. Один из самых известных и плодовитых драматургов своего времени, хотя многие из пьес созданы в соавторстве с другими драматургами. Диапазон сюжетов и жанров у него был очень широк - от комедий интриги и комедий исторических до трагикомедии и серьезной драмы. Среди самых известных его пьес - Бертран и Ратон (Bertrand et Raton, 1833), Стакан воды (Le Verre d'eau, 1840), Адриенна Лекувр..

Скрябин Александр Николаевич

(1872-1915), русский композитор и пианист. Родился 6 января 1872 в Москве. Окончив Московскую консерваторию (где занимался, в частности, у А. С. Аренского и С. И.Танеева), Скрябин начал давать концерты и преподавать, однако вскоре сосредоточился на композиторской деятельности. Основные достижения Скрябина связаны с инструментальными жанрами (фортепианными и оркестровыми. В некоторых случаях - Третья симфония и Прометей - в партитуры вводится партия хора). Мистическая философия Скрябина нашла отр..

Скюдери Мадлен Де

(Scudery, Madeleine de)(1607-1701), французская писательница. Родилась в 1607 в Гавре. В 1629 с братом Жоржем переехала в Париж, где оба они посвятили себя писательству и салонно-литературной жизни. Мадлен де Скюдери принадлежат многотомные галантные романы, в героях которых читатели легко узнавали своих знаменитых современников. Самые известные из этих сочинений - Артамен, или Великий Кир (Artamne ou le Grand Cyrus, 1649-1653) и Клелия (Cllie, 1654-1660). В Клелии, среди прочего, была помещена ..

Дополнительный поиск Скрипка Скрипка

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Скрипка" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Скрипка, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 7 символа