Сюань Сюэ

127

"Учение о таинственном", "учение о сокровенном" - философское течение 3-4 вв., в западной литературе часто называемое "неодаосизмом" и представляющее собой своеобразный синтез даосизма и конфуцианства, испытавшей также влияние протологической методологии "школы имен" (мин цзя) и буддийской метафизики. Один из его основоположников Хэ Янь (190-249) предлагал "опираясь на Лао[[-цзы]] проникать в конфуцианство". Специфику учения определила разработка онтологической проблематики, выделявшейся из традиционной для китайской философии погруженности в космологию с одной стороны и антропологию - с другой, что иногда квалифицируется как уход в "метафизику и мистику", а бином "сюань сюэ" понимается как "таинственное учение".

Осуществлялось это главным образом в форме комментариев к конфуцианской и даосской классике. Чжоу и, Лунь юй, Дао дэ цзин, Чжуан-цзы, которые впоследствии сами стали классическими. Трактаты Чжоу и, Дао дэ цзин и Чжуан-цзы в эту эпоху назывались "Тремя Таинственными" (сань сюань). Давшая название "учению о таинственном" категория "сюань" ("тайна, таинственное, сокровенное, непостижимое") восходит к первому параграфу Дао дэ цзина, в котором она означает сверхъестественное "единение" (тун) "отсутствия/небытия" (у) и "наличия/бытия" (ю, см. Ю - У). В связанном с даосизмом древнейшем медицинском трактате Хуан-ди нэй цзин ("Канон Желтого императора о внутреннем", 3-1 вв. До н.э.) подчеркнута процессуальность, входящая в понятие "сюань".

"Изменения и превращения суть деятельное проявление(юн, см. Ти-юн).В [[сфере]] небесного - это таинственное (сюань), в [[сфере]] человеческого - это дао, в [[сфере]] земного - это превращение (хуа). Превращение рождает пять вкусов, дао рождает разумность (чжи), таинственное рождает дух (шэнь)". В центр философской авансцены категорию "сюань" выдвинул Ян Сюн (53 до н.э. - 18 н.э.), посвятивший ей свой главный труд Тай сюань цзин (Канон Великой тайны), который представляет собой альтернативное продолжение Чжоу и, то есть универсальную теорию мировых процессов, и трактует дао, "пустое по форме и определяющее путь (дао) вещей", в качестве ипостаси "тайны", понимаемой как "предел деятельного проявления" (юн чжи чжи).

Как показывает история категории "сюань", знаменуемая ею "тайна" общемирового взаимодействия вещей конкретизируется в диалектике "наличия/бытия" и "отсутствия/небытия", "телесной сущности" (ти) и "деятельного проявления" (юн). Именно эти понятийные антиномии и оказались в центре внимания "учения о таинственном", в котором, в свою очередь, произошла внутренняя поляризация, обусловленная контроверзой "теории превознесения отсутствия/небытия" (гуй у лунь) и "теории почитания наличия/бытия" (чун ю лунь). Хэ Янь и Ван Би (226-249), исходя из определений дао и тезиса "наличие/бытие рождается из отсутствия/небытия" в Дао дэ цзине (В§ 40), осуществили прямое отождествление дао с "отсутствием/небытием", трактуемым как "единая" (и, гуа2), "центральная" (чжун), "предельная" (цзи) и "главенствующая" (чжу, цзун) "первосущность" (бэнь ти), в которой совпадают друг с другом "телесная сущность" и ее "деятельное проявление".

Развивая тезис Дао дэ цзина (В§ 11) об "отсутствии/небытии" как основе "деятельного проявления", то есть "использования", всякого предмета, крупнейший представитель "учения о таинственном" Ван Би признал возможность для отсутствия/небытия выступать не только в качестве юн, но и в качестве ти, таким образом в комментарии к В§ 38 Дао дэ цзина он первым ввел в философский оборот прямую категориальную оппозицию "ти - юн". Его последователь Хань Канбо (332-380) в комментарии к Чжоу и достроил до конца эту понятийную конструкцию из двух пар коррелятивных категорий соотнесением наличия/бытия с юн. Главенство универсального дао Ван Би понимал как законосообразное, а не фаталистическое, истолковывая и дао, и "предопределение/судьбу" (мин1) с помощью категории "принцип" (ли1).

"Принципы" он считал конститутивными компонентами "вещей" (у3) и противопоставлял "делам/событиям" (ши3). Многообразие непредсказуемых явлений, по Ван Би, обусловлено также противоположностью (фань, см. Гуа) между их телесной сущностью и чувственными свойствами (цин2), природной основой (чжи4, см. ВЭНЬ) и устремлениями, реализуясь прежде всего во времени. Ван Би интерпретировал учение Чжоу и как теорию временных процессов и изменений, определив, что главные элементы трактата - символические категории гуа - суть "времена" (ши1). Однако зафиксированные в гуа общепроцессуальные закономерности не сводимы к конкретным образам и не могут служить основой для однозначных предсказаний - "вычислений жребия" (суань шу).

Это философское истолкование учения Чжоу и было направлено против его мантической интерпретации в предшествующей нумерологической (сян шу чжи сюэ) традиции и получило дальнейшее развитие у неоконфуцианца Чэн И (11 в.). В неоконфуцианстве была развита также предложенная Ван Би трактовка категории ли1, а положение о дихотомии ли1 и ши3 - в учении буддийской школы хуаянь. Главный теоретический оппонент Ван Би - Пэй Вэй (267-300), в трактате Чун ю лунь (О почитании наличия/бытия) утверждавший онтологический примат наличия/бытия над отсутствием/небытием настаивал на том, что именно первое представляет собой ти и все в мире возникает благодаря "самопорождению" (цзы шэн) из этой телесной сущности. Сян Сю (227-300) и Го Сян (252-312) заняли компромиссную позицию признания тождественности дао с отсутствием/небытием.

"Дао везде и везде оно ничто", но отрицания исходного порождения наличия/бытия из отсутствия/небытия. Более того, "не только отсутствие/небытие не может стать наличием/бытием, но и наличие/бытие не может стать отсутствием/небытием". Подобная позиция устраняла возможность креационно-деистической трактовки дао. Согласно Го Сяну, вечно и постоянно существующее наличие/бытие представляет собой естественно и спонтанно гармонизированное множество "самодовлеющих" (цзы дэ) вещей (у1), которые, обладая "собственной природой" (цзы син, см. Син), "самопорождаются" и "самостоятельно превращаются" (ду хуа). В зависимости от признания всепроникающей мощи отсутствия/небытия в "теориии превознесения отсутствия/небытия" ли трактовки порождения им наличия/бытия лишь как самопорождения вещей в "теории почитания наличия/бытия" "совершенномудрие" сводилось к воплощению в его носителе (желательно государе) отсутствия/небытия в качестве своей телесной сущности (ти у) или к "недеянному" (у вэй), т.е.

Безынициативному, и "непреднамеренному" (у синь), т.е. Безустановочному, следованию вещам в согласии с их "естественным" (цзы жань) самодвижением. "Учение о таинственном", развивавшееся в аристократических кругах, было связано с диалогической традицией умозрительных спекуляций - "чистых бесед" (цин тань) и эстетизированным культурным стилем "ветра и потока" (фэн лю), оказавшим значительное влияние на поэзию и живопись. В области философии "учение о таинственном" сыграло роль понятийно-терминологического моста, по которому буддизм проник в недра традиционной китайской культуры. Это взаимодействие привело к упадку "учения о таинственном" и расцвету буддизма, который также мог называться "сюань сюэ". В дальнейшем "учение о таинственном" оказало существенное влияние и на неоконфуцианство.ЛИТЕРАТУРАПетров А.А.

Ван Би (226-249). - Из истории китайской философии. М. - Л., 1936Малявин В.В. Даосизм как философия и поэзия в раннесредневековом Китае. - Государство и общество в Китае. М., 1978 Малявин В.В. Жуань Цзи. М., 1978 Бежин Л.Е. Се Линъюань. М., 1980 Бежин Л.Е. Под знаком "ветра и потока". М., 1983 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994 Торчинов Е.А. Даосизм. Опыт историко-религиозного описания. СПб, 1998 Фэн Ю-лань. Краткая история китайской философии. СПб, 1998.

Значения в других словарях
Сэр Гавейн И Зеленый Рыцарь

(Sir Gawain and the Green Knight), анонимная поэма, написанная в Англии во второй половине 14 в. Сэр Гавейн - один из главных рыцарей Круглого стола и герой рыцарских романов. Он приходится племянником королю Артуру и братом сэру Гахерису и сэру Гарету и часто именуется "учтивым" и "безупречным". В поэме повествуется о том, как король Артур получил вызов на поединок от таинственного Зеленого рыцаря, чьи руки, лицо и одежда - ярко-зеленого цвета. Вызов принимает сэр Гавейн. По условиям поединка, ..

Сю Эжен

СЮ, МАРИ ЖОЗЕФ ЭЖЕН(Sue, Marie Joseph Eugene)(1804-1857), французский писатель. Родился 20 января 1804 в Париже. Литературное творчество начал "морскими" романами - Кернок-пират (Kernock le pirate, 1831), Плик и Плок (Plick et Plock, 1831), затем обратился к романам светским - Артюр (Arthur, 1838), Маркиз де ла Леторьер (Marquis de la Ltorire, 1839) - и историческим - Латреомон (Latraumont, 1837). Под влиянием тогдашней волны интереса к социальным проблемам он создал два самых известных своих ро..

Сюдов Макс Фон

(Sydow, Мах) (р. 1929) Швеция. Широкий спектр ролей на сцене. Генрих IV (Henry IV) Л. Пиранделло, Буря (The Tempest) Шекспира, Фауст (Faust) Гете, После дождя (After the Rain). Снялся в фильмах Ингмара Бергмана Седьмая печать (The Seventh Seal, 1956), Лицо (The Magician, 1959), Источник (The Virgin Spring, 1959), Стыд (Shame, 1968), Прикосновение (The Touch, 1971). Другие фильмы. Величайшая история, когда-либо рассказанная (The Greatest Story Ever Told, 1965), Эмигранты (The Emigrants, 197), Пос..

Сюита

Музыкальная композиция, чаще всего инструментальная. Состоит из нескольких лаконичных и контрастирующих между собой пьес. Первоначально термин относился к циклу стилизованных танцев. Позже стал обозначать также собрание фрагментов из оперы, балета или произведения другого масштабного жанра и даже собрание самостоятельных пьес, часто имеющих программную основу. Предшественником сюиты можно считать распространенное в конце эпохи Ренессанса парное сочетание танцев - медленного, важного (например, п..

Дополнительный поиск Сюань Сюэ Сюань Сюэ

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сюань Сюэ" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сюань Сюэ, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 9 символа