Сян Шу Чжи Сюэ

116

"Учение о символах и числах", зап. "нумерология". В широком смысле - универсальная теоретическая система, генетически производная от архаических познавательных структур, прежде всего мантического классификационизма. Играла в традиционном Китае роль наиболее общей формальной методологии философского и научного знания, выступая в качестве функционального аналога формальной логики, не возникшей там как самостоятельная наука. В узком смысле - одно из концептуальных оформлений указанной системы, создано в период правления династии Хань (3 в. До н.э. - 3 в. Н.э.) главным образом усилиями комментаторов Чжоу и, синтезировавших общеметодологические принципы конфуцианства, даосизма и инь-ян цзя и связавших их с природными закономерностями, почерпнутыми в основном из астрономии, техники календарных расчетов и теории музыки.

Сян шу чжи сюэ строится на всеобъемлющем классификационизме и особом типе обобщения-генерализации (гун1), т.е. Представлении класса объектов путем выделения из него самого характерного (ценного, главного и т.п.) объекта в качестве репрезентанта без абстрагирования свойств класса. Так, репрезентантом класса людей является царь, поэтому, напр., в разных списках Дао дэ цзина термины "жэнь1" ("человек") и "ван1" ("царь") взаимозаменимы при описании четвертого уровня бытия, следующего после дао, Неба и Земли (гл. 25). Фундамент сян шу чжи сюэ составляют три типа нумерологических построений, каждый из которых представлен в двух разновидностях. 1) "символы" (сян1) - триграммы, гексаграммы. 2) "числа" (ту1) - Хэ ту ("план [[из Желтой]] реки"), Ло шу (документ [[из реки]] Ло), 3) "символы и числа" - инь ян (темное и светлое), у син1 ("пять элементов [[фаз]]").

Сама эта система нумерологизирована, поскольку основана на двух исходных нумерологических числах - 3 и 2. В ней также отражены все три главных вида графической символизации, использовавшиеся в традиционной китайской культуре. 1) "символы" - геометрической формы, схемы, рисунки, 2) "числа" - цифры, 3) инь ян, у син1 - иероглифы. Образующие сян шу чжи сюэ элементы - математические и математикоподобные построения, т.е. Пространственные ("геометрические") структуры и числовые ("арифметические") комплексы, - связаны друг с другом широким кругом связей. Математических, символических, ассоциативных, фактуальных, эстетических, мнемонических, суггестивных и других Так, приведены во взаимное соответствие члены фундаментальных нумерологических пар.

Круг-квадрат/прямоугольник, 3 - 2, Небо - Земля, ян1-инь1, Цянь-Кунь (см. ГУА) и т.д. Всем важнейшим категориям сян шу чжи сюэ - тай и ("Великое единое"), лян и ("два образца"), сань цай ("три начала"), сы сян ("четыре символа"), у син1 ("пять элементов"), ба гуа (восемь триграмм), Ло шу (магический квадрат из чисел от 1 до 9), Хэ ту ("магический крест" из чисел от 1 до 10) и другим - присуща как "арифметическая", так и "геометрическая" ипостась. Онтологический базис этого тотального классификационизма осмыслялся с точки зрения общепринятого в кит, философии представления об органической ("телесной") целостности мироздания, однородные (тун лэй) элементы которого взаимодействуют по принципу резонанса.

Подобно пифагорейству, сян шу чжи сюэ может быть определено как учение о музыкально-числовой структуре космоса. В Цзо чжуани (Си-гун, 15-й г., 11-й мес. [[645 до н.э.]]) происхождение сян шу чжи сюэ выведено из соединения двух древнейших (конец II - начало I тысячелетия до н.э.) видов гадательной практики - на панцирях черепах (бу) и с помощью стеблей тысячелистника (ши7). Результатами более древней и авторитетной практики бу были геометризированные и соотнесенные с пространственными координатами (странами света) мантические фигуры, то есть "символы" (сян1) - первичные элементы сян шу чжи сюэ. Результатами появившейся позднее практики ши7 являлись вероятностные комбинации стеблей, прототипа счетных палочек, то есть "числа" (шу1), - вторичные элементы сян шу чжи сюэ.

Первый и главный теоретический синтез того и другого был осуществлен в каноне Чжоу и (8-4 вв. До н.э.), основу которого составляют геометрические символы (черты, триграммы, гексаграммы и другие), обладающие числовыми значениями и даже цифровыми обозначениями ("шесть" и "девять" - названия двух типов черт). В указанном месте Цзо чжуани была также определена онтологизированная иерархия "символов" и "чисел". "Рождаются вещи, а затем возникают символы. Вслед за символами возникает размножение. Вслед за размножением возникают числа". Эго положение получило методологическую формулировку в Чжоу и, где при теоретическом движении в обратом направлении "за доведением до предела чисел следует установление символов Поднебесной" (Си цы чжуань, I, 10), и нашло отражение в исходном математическом каноне Чжоу би.

"Законы чисел исходят из круглого и квадратного". Однако позднее Шао Юн (11 в.) выдвинул противоположный тезис о первичности чисел. "Числа рождают символы". Особое развитие сян шу чжи сюэ получило в период правления династии Хань, обретя общепризнанный методологический статус и подавив зачатки протологики, возникшие в учениях моистов (см. Моизм) и "школы имен" (мин цзя). Венцом этого процесса стало создание трактатов Цянь цзо ду (Проникающее измерение Творчества), Тай сюань цзин (Канон Великой тайны) Ян Сюна (1 в. До н.э. - 1 в. Н.э.), И линь (Лес перемен) Цзяо Гуна (1 в.) или Цуй Чжуаня (1 в. До н.э. - 1 в. Н.э.). Развитие сян шу чжи сюэ стало одним из факторов возникновения неоконфуцианства, в рамках которого ведущие нумерологические учения создали Шао Юн и Цай Шэнь (11-12 вв.).

Печать сян шу чжи сюэ в той или иной мере лежит не только на всех главных философско-религиозных учениях (конфуцианство, неоконфуцианство, даосизм, буддизм и других) и научных дисциплинах (особенно математике, астрономии, хронометрии, топографии, медицине, алхимии), но и на литературе, искусстве и в целом культуре традиционного Китая.ЛИТЕРАТУРАКобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1994 Щуцкий Ю.К. Китайская классическая "Книга перемен". М., 1997.

Значения в других словарях
Сюита

Музыкальная композиция, чаще всего инструментальная. Состоит из нескольких лаконичных и контрастирующих между собой пьес. Первоначально термин относился к циклу стилизованных танцев. Позже стал обозначать также собрание фрагментов из оперы, балета или произведения другого масштабного жанра и даже собрание самостоятельных пьес, часто имеющих программную основу. Предшественником сюиты можно считать распространенное в конце эпохи Ренессанса парное сочетание танцев - медленного, важного (например, п..

Сюлли-прюдом

(Sully-Prudhomme. Псевдоним, настоящее имя Рене Франсуа Арман Прюдом)(1839-1907), французский поэт. Родился 16 марта 1839 в Париже. Поначалу его стихи были отражением меланхолических настроений юности. Сборник Стансы и стихотворения (Stances et pomes, 1865) содержал несколько вещей, входивших затем во все школьные хрестоматии, - например, стихотворение Разбитая ваза (Vase bris). Стихи были написаны изящным и правильным стилем, что свойственно и более поздним книгам поэта - Испытания (Les preuves..

Табак Настоящий

Табак курительный (Nicotiana tabacum), травянистое растение семейства пасленовых (Solanaceae), широко разводимое ради своих листьев, которые скручивают в сигары, режут для набивания сигарет, папирос и трубок, перерабатывают в жевательный и размалывают в нюхательный табак. Кроме того, они служат сырьем для промышленного получения никотина, используемого для производства многих инсектицидов. Табак настоящий - мощное быстрорастущее растение с неветвистым цилиндрическим стеблем высотой 1,2-2,4 м. Ко..

Тагор Рабиндранат

РАБИНДРАНАТ ТАГОР(1861-1941), индийский поэт и просветитель. Родился 6 мая 1861 в Калькутте в семье лидера религиозно-реформаторского общества. Выросший в высокоинтеллектуальной семье, Тагор сложился как писатель благодаря изучению разных литератур - санскритской, родной бенгальской и английской (особое предпочтение отдавалось поэтам-романтикам), сочетая, таким образом, культуру классической и народной Индии с европейской культурой. После женитьбы в 1883 Тагор некоторое время жил в своем поместь..

Дополнительный поиск Сян Шу Чжи Сюэ Сян Шу Чжи Сюэ

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сян Шу Чжи Сюэ" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сян Шу Чжи Сюэ, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 14 символа