Троица

108

Догмат троичности, в христианстве, утверждает, что Бог существует в трех Лицах ("ипостасях") Отца, Сына и Святого Духа, объединенных общей сущностью. Обычно догмат троичности рассматривается как тайна, превосходящая человеческий разум, но совместимая с ним. Рационалисты либо вообще отрицают учение о Троице, либо пытаются радикально переосмыслить его. Пантеисты и теософы учат, что троичность отображает эволюцию Бога. Консервативные протестанты (в частности, лютеране, кальвинисты и англикане) исповедуют традиционный догмат. Современные либеральные протестанты обычно придерживаются учения о "троичности Откровения". О Боге, как о всеобщем Отце, учил Иисус Христос, чей Дух покоится на последователях его учения.

Модернисты рассматривают догмат Троичности как иудео-христианское учение, выработанное в первые четыре века после Рождества Христова.История догмата. Учение о Троице складывалось постепенно. Формулировка этого догмата уточнялась по мере развития соответствующей терминологии, а свою окончательную форму он получил прежде всего в ходе борьбы с ошибочными мнениями и еретическими уклонениями. Основные этапы развития этого учения можно охарактеризовать следующим образом.Писание. Св. Епифаний (ум. 403) писал, что единственность Божества была провозглашена Моисеем, двуединство божественных Лиц (Отца и Сына) ревностно утверждали пророки, а троичность открылась в Евангелии. Теологи, в большинстве своем, признают, что в Ветхом Завете содержатся лишь неясные намеки, но не положительное учение о Троице, которое явилось темой "расширяющегося" Откровения, сообщенного Христом своим апостолам и содержащегося в Новом Завете.

В евангельских текстах христиане обнаруживают указания на ипостасное различие и божественность каждого Лица Троицы, а в корпусе всего Нового Завета они находят все главные элементы учения о Троице. Однако эта интерпретация отвергается либеральными протестантами.Предание. В церковной традиции, связанной с развитием учения о Троице, можно выделить три основных этапа. До, во время и после арианской ереси 4 в. Христианские теологи, доказывая непрерывность предания, восходящего к древней церкви, ссылаются, во-первых, на крещальные формулы вероисповедания, во-вторых, на древние доксологии, в-третьих, на догматические учения ранних отцов церкви и, в-четвертых, на полемику с древними еретическими сектами (савеллианами, монтанистами).

Здесь можно обозначить несколько этапов. Апостольские мужи просто указали на тайну троичности, христианские апологеты, полемизируя с язычниками и гностиками, ввели в богословский обиход ряд философских понятий, а отцы 3 в. Предприняли рациональную разработку этого учения в ходе борьбы с еретиками, отрицавшими единственность или троичность Божества (Ноэт, Савеллий, Павел Самосатский). В целом, доникейские отцы церкви учили о действительном различии и божественности трех Лиц и о единственности Божества, откуда логически вытекало учение о всесовершенном равенстве и единосущии трех Лиц. Однако в своих попытках дать философскую интерпретацию этого догмата доникейские отцы использовали ряд терминов, открывавших двери субординационизму.

В конце 17 в. Социниане ссылались на эти формулировки, чтобы доказать, что доникейская традиция соглашалась скорее с Арием, чем с Афанасием Александрийским. Эту точку зрения разделяли и антитринитарии. Однако большинство христианских богословов признает ортодоксальность (правоверие) доникейских отцов, хотя и допускает, что некоторые их выражения были опрометчивыми и рискованными. Учение Ария было осуждено на I Никейском соборе (325), постановившем, что Слово (Сын) "единосущно" Отцу. Великим защитником ортодоксии и противником Ария был Афанасий Александрийский (ум. 373). На I Константинопольском соборе (381) было осуждено учение епископа Македония, подчинявшего Св. Духа двум другим Лицам Троицы, и провозглашено учение о единосущии Св.

Духа Отцу и Сыну. Посленикейская традиция на Западе в основном сохраняла догматическое единомыслие. Однако вследствие неясности и расхождений в понимании терминов "Лицо" и "природа" отдельные богословы высказывали неправоверные мнения, и, с целью положить этому конец, Латеранский собор (1215) утвердил окончательную формулировку догмата троичности. Учение патриарха Фотия (ум. 891) об исхождении Св. Духа только от Отца, а не от Отца и Сына, было принято Православной церковью после окончательного раскола с Римом в 11 в., но осуждено Западной церковью в постановлениях Лионского (1274) и Ферраро-Флорентийского (1439) соборов.Богословская интерпретация. Если греческие отцы, рассуждая о Троице, чаще всего использовали аналогии, заимствованные из окружающего мира, то западные отцы следовали за Августином (ум.

430), разработавшим "психологическое" учение о Троице, указав на аналогию между отношениями божественных Лиц и внутренней активностью человеческого ума и воли. Впоследствии схоласты развили и усовершенствовали эту теорию, получившую свое классическое завершение у Фомы Аквинского. Под Словом (греч. Logos, Ин 1:1) стали понимать "мысленное слово", или интеллектуальное понятие. В соответствии с этим, порождение Сына Отцом (Никейский символ веры) истолковывалось как акт умопостижения, с необходимостью порождающего подобие постигаемому объекту. Однако в Боге акт умопостижения идентичен божественной сущности, а его актуализация, божественное Слово, обладающее ипостасностью и божественностью, есть второе Лицо Троицы.

Исхождение же Святого Духа понимается как осуществление акта божественной воли, и, соответственно, Дух Святой также обладает ипостасностью и божественностью, как третье Лицо Троицы. Эти три божественных Лица обладают равенством субстанции, природы и сущности. Каждое из них есть Бог, и усилием разума невозможно отнять у них ни один из абсолютных атрибутов их общей божественной природы. Однако как, в таком случае, они различаются между собой. И восточные, и западные богословы отвечают на этот вопрос одинаково. Поскольку в реальном процессе порождения или исхождения между principium (началом, первопотенцией) и terminus (целью, актуализацией) устанавливаются реальные отношения, порождение Сына и исхождение Духа подразумевает установление внутри Божества четырех действительных, объективных и ипостасных отношений, которые и определяют различия между лицами Троицы.

Это отношения отцовства (paternitas), сыновства (filiatio), активного исхождения Духа (spiratio activa) и пассивного исхождения Духа (spiratio passiva), а поскольку исхождение Духа не противоположно отцовству и сыновству, эти четыре типа отношений определяют существование только трех Лиц.См. ТакжеАрианство;Символ Веры;Монофизитство;Несторий,а также статьи об отдельных церковных соборах.ЛИТЕРАТУРАХристианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995.

Значения в других словарях
Трихинелла

Или трихина, паразитический круглый червь Trichinella spiralis (класс нематоды), вызывающий повсеместно распространенное на Земном шаре заболевание человека - трихинеллез. Заражение происходит при употреблении в пищу сырого либо недостаточно проваренного (прожаренного) мяса, обычно свиного, или мясопродуктов, содержащих инкапсулированные личинки червя. В желудке капсулы перевариваются, и освободившиеся личинки, проникнув в просвет тонкого кишечника, прикрепляются к его стенке. Через 5-7 дней они..

Трицератопс

Triceratops horridus Цератопсы Северной Америки. ..

Троллоп Антони

(Trollope, Anthony)ЭНТОНИ ТРОЛЛОП(1815-1882), английский романист. Родился 24 апреля 1815 в Лондоне. Его отец был незадачливым ученым. Ради исследований забросив небольшую юридическую практику и наделав долгов, он был вынужден бежать от кредиторов в Бельгию. Фрэнсис Милтон Троллоп (1780-1863), мать писателя, женщина решительная и с воображением, была лишена практической сметки. Собрав остатки денег, она эмигрировала в США, обосновалась в городке на фронтире в Цинциннати, открыла там магазин модн..

Тромбоз

Образование тромба (сгустка) в просвете кровеносного сосуда. Тромб может формироваться и в венах, и в артериях. Обычно тромбы локализуются в венах, особенно в венах ног и заднего прохода. Встречается также тромбоз сосудов тонкого кишечника и почечных лоханок, реже - воротной вены и бедренной артерии. Следствием тромбоза в какой-либо из коронарных артерий является недостаточность кровоснабжения одного из сегментов сердца и развитие острого инфаркта миокарда. Тромбоз часто возникает как послеопера..

Дополнительный поиск Троица Троица

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Троица" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Троица, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 6 символа