В нашей базе магии слов: 194 словаря. 2 207 871 слов

У Син

32

"Пять элементов" ("пять стихий", правильнее - "пять действий", "пять фаз" или "пять рядов"). Одна из основополагающих категорий китайской философии, обозначающая универсальную классификационную схему, согласно которой все основные параметры мироздания - пространственно-временные и двигательно-эволюционные - имеют пятичленную структуру. Этимологическое значение иероглифа "син3" - "перекресток дорог" - определяет его семантику - "ряд", "шеренга", "движение", "ходьба". "У син" в так называемом космогоническом порядке суть "вода", "огонь", "металл", "дерево", "почва". Это не первосубстанции космоса, а символы, или первые и главные члены, пяти рядов-классов, на которые разделяются все предметы и явления мира, как вещественные, так и невещественные. Каждый из этих рядов дает характеристику некоего состояния в процессуальной связи с другими рядами-состояниями, которые связаны с "огнем", "водой" и т.п. не субстанциально, как "первоэлементы" древнегреческой философии, а функционально. В генетическом смысле "у син" также не первичны, поскольку их появлению предшествуют по крайней мере два этапа - изначального "Хаоса" (хунь дунь) или "Великого предела" (тай цзи) и дуализированности космоса силами инь ян. Возглавляя обширный набор всевозможных пятичленных множеств, как-то: "пять сторон света", "пять времен года", "пять чисел", "пять благодатей", "пять пневм", "пять цветов", "пять вкусов" и т.д., "у син" образуют сложную мироописательную систему. Она включает в себя значительное количество различных порядков "у син", связанных между собой четкими структурными соотношениями и взаимопереходами. Важнейшие среди этих порядков "взаимопорождение" ("дерево" - "огонь" - "почва" - "металл" - "вода" - "дерево"...) и "взаимопреодоление" ("почва" - "дерево" - "металл" - "огонь" - "вода" - "почва"...) преобразуются друг в друга путем считывания противоположной последовательности элементов через один, что в геометрическом плане выступает как соотношение правильного пятиугольника и вписанной в него пентаграммы (см. рис. 1). Истоки учения об "у син" восходят к древнейшим (конец II тысячелетия до н.э.) представлениям о пятеричном устройстве земной поверхности (у фан - "пять сторон света", у фэн - "пять ветров-направлений") или более поздним (1-я половина I тысячелетия до н.э.) классификациям результатов хозяйственно-трудовой деятельности человека (лю фу - "шесть складов", у цай - "пять материалов"). В Гуань-цзы (3 в. до н.э.) говорится, что "у син" были созданы мифическим императором Хуан-ди наряду с пентатоникой и пятью чиновничьими рангами. Древнейший текст, излагающий систематизированные представления об "у син" - гл. Хун фань из Шу цзина. Развитую форму учение об "у син" обрело в 4-2 вв. до н.э., чему во многом способствовали Цзоу Янь и Дун Чжуншу. В дальнейшем оно соединилось с учением об инь ян (см. рис. 2) и образовало теоретический фундамент общеметодологического "учения о символах и числах" (сян шу чжи сюэ), став неотъемлемой частью практически всех философских и научных построений, а в настоящее время продолжает играть ведущую роль в теории китайской медицины.

Рис. 1. СОВРЕМЕННАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ пентаграммно-кругового расположения пяти элементов в двух основных порядках: взаимопорождения (непрерывная стрелка) и взаимопреодоления (прерывистая стрелка).
Рис. 1. СОВРЕМЕННАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ пентаграммно-кругового расположения пяти элементов в двух основных порядках: "взаимопорождения" (непрерывная стрелка) и "взаимопреодоления" (прерывистая стрелка).
Рис. 2. СРЕДНЕВЕКОВАЯ СХЕМА ПОРОЖДЕНИЯ Великим пределом (тай цзи) двух образцов (солнца - луны, инь - ян) и пяти элементов.
Рис. 2. СРЕДНЕВЕКОВАЯ СХЕМА ПОРОЖДЕНИЯ Великим пределом (тай цзи) двух образцов (солнца - луны, инь - ян) и пяти элементов.
ЛИТЕРАТУРА
Быков Ф.С. Учение о первоэлементах в мировоззрении Дун Чжун-шу. - В кн.: Китай. Япония. История и филология. М., 1961 Древнекитайская философия, т. 1. М., 1972 История китайской философии. М., 1989 Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990 Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1994 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994 Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб, 1998





Значения в других словарях
У Вэй

"Недеяние", "отсутствие [[целенаправленной]] деятельности" - термин китайской философии, в особенности даосизма. Состоит из иероглифов - "у" ("отсутствие/небытие", см. Ю - У), выполняющего роль оптативного отрицания, и "вэй" ("деяние, свершение, осуществление"), означающего целенаправленный процесс деятельности, по достижению конкретного состояния. Согласно прямой дефиниции Мо-цзы (гл. 40, опр. 75 ...

У Ну

(Nu, U)(1907-1995), премьер-министр Мьянмы (Бирмы), родился 25 мая 1907 в г. Вагема, к востоку от Мьяунмья, в семье торговца. После окончания Рангунского университета преподавал в средней школе в Пантавано, затем вернулся для изучения права в университет, из которого в 1936 был исключен за организацию студенческой забастовки. Стал видным деятелем Партии такинов (Добама асиайон), из рядов которой в ...

У Тан

(Thant, U) (1909-1974), бирманский государственный деятель. В ноябре 1962 был избран генеральным секретарем ООН, исполнять обязанности которого начал с ноября 1961, после гибели своего предшественника Дага Хаммаршельда. У Тан получил образование в Рангунском университете, где подружился с У Ну, позже ставшем премьер-министром. По окончании университета оба преподавали английский язык и современную ...

Дополнительный поиск У Син

Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "У Син" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением У Син, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "У". Общая длина 9 символа