Финская Литература

95

Литература Финляндии развивается на двух языках - финском и шведском (носители последнего, т.н. "финские шведы", составляют около 7% населения страны). Литература на финском языке - продукт сравнительно позднего времени. Хотя устная традиция существовала еще в Средневековье (руны Калевалы, повествующие о мифологии дохристианской Финляндии, и огромный пласт народных песен), первые письменные памятники относятся лишь к эпохе Реформации. Это Азбука (1542) епископа М.Агриколы (ок. 1508 или 1510-1557) и его же перевод Нового Завета (1548). Литература на финском языке оставалась достаточно фрагментарной вплоть до 1831, когда в Хельсинки было создано "Финское литературное общество", поставившее перед собой задачу собирания фольклора и содействия развитию литературы на финском языке.

До тех пор языком литературы, равно как и языком управления и торговли, был шведский, первым памятником которого в Финляндии считается Книга Йенса Будде (1487-1491) - сборник переводов латинских религиозных трактатов, составленный неким монахом из монастыря Наантали (Нодендаль) неподалеку от Турку (Або), финляндской столицы в продолжение долгого шведского владычества. Под власть Швеции страна попала в результате "крестового похода" (ок. 1155), предпринятого с целью христианизации язычников-финнов. В 17-18 вв. Выходили произведения подражательного характера - "ренессансная" поэма Физика (1611) пастора и астронома С.А.Форсиуса (1550-1624). Барочные эротические стихи профессора из Або Т.Рюдена (1661-1729).

Элегии Я.Фресе (ок. 1690-1729). Подобно Фресе, такие фигуры, как дипломат и автор идиллий в стиле рококо Г.Ф.Крейц (1731-1785), П.Кальм (1716-1779), оставивший записки о путешествии по Северной Америке (1753-1761), и талантливый поэт эпохи предромантизма Ф.М.Францен (1772-1847), равно принадлежат культуре Швеции и Финляндии. Предромантизм благоприятствовал активной заинтересованности в сохранении финского изустного наследия, имея своим средоточием Академию в Або (осн. В 1640), тогдашний центр интеллектуальной жизни страны. Основополагающим остается трактат Х.Г.Портана (1739-1804) О финской поэзии (1766-1778). Присоединение Финляндии к России после войны 1808-1809 только ускорило становление национального самосознания и истинно национальной литературы.

Многие десятилетия российская власть в Финляндии носила вполне либеральный характер. В известных пределах - как противовес шведской традиции - поощрялся финский национализм, цари поддержали строительство новой столицы автономии, города Хельсинки (Гельсингфорса), куда в 1828 был переведен и университет. Появилась блестящая плеяда студентов и преподавателей. Э.Ленрот (1802-1884), будущий собиратель народных сказаний и песен знаменитой Калевалы (впервые опубл. В 1835-1836, в расширенной редакции в 1849. Рус. Перевод 1888), выпустивший также сборник народных лирических рун Кантелетар (1840-1841). Пламенный защитник финского языка Ю.В.Снельман (1806-1881). Физик, поэт и философ Й.Й.Нервандер (1805-1848). Но ярче всех сверкало имя Ю.Л.Рунеберга (1804-1877).

Сжатая, лаконичная лирика Рунеберга, эпическая поэма Охотники на лосей (1832) и сельские идиллии, выдержанная в оссиановском духе поэма Король Фьялар (1844) и воспевающие героизм финнов в русско-шведской войне 1808-1809 Сказания прапорщика Столя (1848, ч. 1. 1860, ч. 2), - все это снискало ему славу национального поэта Финляндии, хотя писал он на своем родном шведском языке. К более молодому поколению принадлежали религиозный поэт Л.Стенбек (1811-1870), ориенталист Г.А.Валлин (1811-1851), исследователь финно-угорских языков М.А.Кастрен (1813-1852) (двое последних - авторы превосходных путевых очерков), а также Ц.Топелиус (1818-1898). "Эпоха Рунеберга" закончилась трагически. Экстремизм Снельмана и его последователей, желавших сделать Финляндию одноязычной страной, привел к расколу в национальном самосознании и бесконечным спорам по поводу языка, утихшим только с "зимней войной" 1939-1940.

Вдобавок Финляндия рано потеряла два своих крупнейших таланта - писавшего по-шведски поэта и драматурга Й.Ю.Векселля (1838-1907) и Алексиса Киви (наст. Имя - Алексис Стенвалль, 1834-1872). Киви - истинный гений финской литературы, создатель блестящего первенца финского романа - Семерых братьев (1870), первой финской трагедии Куллерво (1864), первой финской комедии Сапожники Нумми (1864). Небольшое по объему стихотворное наследие Киви отражает характерные для его творчества дерзновенный порыв и смирение. Киви открыл путь целому потоку литературы на финском языке, впрочем, испытавшей сильное влияние зарубежных образцов. Так, в пьесах Минны Кант (1844-1897) четко прослеживаются ибсеновские мотивы. Рассказы Юхани Ахо (наст.

Имя - Юханнес Бруфельдт, 1861-1921) своей жесткой стилистикой напоминают новеллы Г.Мопассана. А.Ярнефельт (1861-1932) в своих первых романах подражает студенческой хронике норвежца А.Гарборга, позже он попадает под влияние толстовства. С.Ивало (1866-1937) от идеализма в духе Топелиуса приходит к реализму стриндберговских исторических новелл. Т.Паккала (1862-1925), изображая трудовые деревенские будни, явно находился под влиянием норвежцев Ю.Ли, а затем К.Гамсуна. Опять-таки ориентируясь на зарубежные образцы, шведскоязычные писатели Финляндии разнообразили социальную географию своих романов. Труднейшую задачу ставил перед собой К.А.Тавастшерна (1860-1898), рисуя в своих романах широкую панораму жизни - от Хельсинки и финской провинции до континентальной Европы.

В поэзии же Тавастшерна был поначалу певцом моря, а позже главной темой его стихов стало безысходное положение шведскоязычного меньшинства. Я.Аренберг (1847-1914) сосредоточился на проблемах юго-восточной Финляндии, где взаимодействовали карельская, русская, шведская и балтийская культуры. О незавидной участи малых городов, укромных летних вилл и умирающих усадеб поведал М.Любек (1864-1925). Неоромантизм - движущая сила в финскоязычной литературе на рубеже веков и в первые десятилетия 20 в. Крупнейший представитель эпохи - Э.Лейно (1878-1926), самый глубокий лирический поэт Финляндии. В окружении Лейно было немало талантливых поэтов - автор исторических баллад Л.Киести (1873-1948). Поэт академического склада О.Маннинен (1872-1950), стремившийся перевести на финский язык всю мировую классику.

В.Коскенниеми (1885-1962), чей стих все более тяготел к классической архаике. Близко связаны с Лейно были авторы изысканной прозы, в частности А.Каллас (1878-1956) и Л.Онерва (1882-1972). В этот же период на литературном небосклоне блистали Майла Талвио (1871-1951), плодовитая романистка, склонная к морализаторству, и Й.Линнанкоски (1869-1913). Склонность к мелодраме несколько снизила их значимость, тогда как иные из их современников, напротив, поднялись на более высокую ступень - не в последнюю очередь благодаря выдержанности стиля. Отметим горький лаконизм рассказов Марии Йотуни (1880-1943) и столь же горький гротеск И.Кианто (1874-1970), раскованность Й.Лехтонена (1881-1934) и языковые поиски В.Килпи (1874-1939).

В шведскоязычной литературе Финляндии также произошла основательная критическая переоценка. Яркие поэты, такие, как Я.Прокопе (1868-1927), Б.Грипенберга (1878-1947) и Я.Хеммера (1893-1944) при всем их формальном совершенстве воспринимались уже как старомодные, зато публицистически острый А.Мерне (1876-1946) прославился благодаря своей зрелой саркастической лирике, равно бичующей и Финляндию, и Европу. Настроение предвоенных лет (когда и русский деспотизм, и "антишведский" финский национализм приобрели особенно гнетущий характер) лучше всего выразилось в прозе - в новеллах Р.Шильда (1888-1925) и полемических выступлениях Г.Маттссона (1873-1914), выдержанных в духе Дж.Б.Шоу. Ущемленные финские шведы - герои рассказов Шильда о деревнях Восточного Нюланда и рассказов Г.Альма (1877-1944), писавшего об охотниках и рыбаках.

Первое десятилетие после восстановления независимости Финляндии в 1917 ознаменовалось в шведскоязычной литературе появлением группы писателей-"модернистов. Зачинателем и в дальнейшем кумиром этой группы, многое перенявшей от немецкого экспрессионизма, русского символизма, французского дадаизма и американского имажизма, стала поэтесса Эдит Седергран (1892-1923). Идейным вождем группы была драматург и новеллистка Хагар Ульссон (1893-1978), наиболее радикальную позицию занимал Э.Диктуниус (1896-1961), автор стихов, музыкально-критических статей, рассказов и экспериментального романа Янне Куб (1932). В сфере языка смелым реформатором проявил себя Г.Бьерлинг (1887-1960). Мастером бесстрастной иронии был Г.Парланд (1908-1930), законодателем вкуса - Р.Энкелль (1903-1974).

Финская группа "пламеносцев" ("факельщиков") стремилась соперничать с модернистами, и два ее представителя, поэты У.Кайлас (1901-1933) и Катри Вала (1901-1944) благодаря переводам Диктуниуса и его единомышленников приобрели известность в Швеции. Другие члены группы или примыкающие к ней, включая певца природы А.Хеллаакоски (1893-1952), меланхоличного П.Мустапяя (1899-1973), сверхрафинированного К.Саркиа (1902-1945), подражающую античным образцам Элину Ваару (р. 1903) и интеллектуала А.Тюни (р. 1913), в самой Финляндии были более популярны, поскольку скорее попадали в общий тон, нежели крайний в своих эмоциях Кайлас и Вала, с ее гражданским пафосом. Из представителей этой группы доходчивее всех писал эссеист и автор путевых очерков О.Пааволайнен (1903-1964).

Два романиста тех лет, чуждые стилистическим и прочим экспериментам, снискали мировую славу. Нобелевский лауреат (1939) Ф.Э.Силланпя (1888-1964) и М.Валтари (1908-1980), чьи книги составили галерею картин отдаленного прошлого и из жизни современного Хельсинки. Окончание "затяжной войны" (1941-1944) с СССР способствовало тому, что литература в большей степени повернулась к читателю. Обратившийся к сельской тематике Силланпяя был отнюдь не одинок. Традицию, начатую Киви, продолжили Х.Топпила (1885-1963), В.Койо (1891-1966) и У.Сеппянен (1904-1955). Теперь же появляется множество книг из жизни индустриальных рабочих. Романы Т.Пекканена (1902-1957) о фабрично-портовом городе Котка и Морена (1950) Л.Вийты (1916-1965), хроника Писпалы, бедняцкого предместья Тампере.

Ни Пекканен, ни Вийта не исповедовали какой-либо политической доктрины. Как и у необычайно яркого романиста и рассказчика П.Хаапняя (1905-1955), их интерес сосредоточивался в первую очередь на судьбах отдельных людей и семейств. Этим они разительно отличались от драматурга Хеллы Вуолийоки (1886-1954), поборницы марксизма, или от литераторов левой группы "Кийла" (фин. "Клин") - А.Туртиайнена (р. 1904), Я.Пеннанена (1906-1969) и Эльви Синерво (р. 1912). Тампере вообще превратился в литературного соперника Хельсинки. О нем был написан роман - Беспокойное детство (1942) О.Палохеймо (1910-1973). Его воспевал в своих стихах В.Каява (р. 1909). Там живет крупнейший писатель послевоенной Финляндии В.Линна (р. 1920), автор классического романа Неизвестный солдат (1954) о "зимней войне" 1939-1940.

Гражданская война и конфликты с Советским Союзом стали для финских романистов неисчерпаемым источником творчества - о них писали и плодовитый Ю.Талви (р. 1920), и мастер "черного юмора" В.Мери (р. 1928), и любимый массовым читателем П.Ринтала (р. 1930), и авторы политизированного авантюрного романа А.Руут (р. 1943) и др. За исключением Мери, создатели эпических полотен о недавнем прошлом заботились прежде всего о содержании, а не о стиле и композиции. Озабоченная творческими проблемами группа прозаиков сложилась в 1950-е годы. Своего рода экспериментальное крыло представляют в ней А.Хюрю (р. 1931) и П.Холаппа (р. 1927). Более традиционны, хотя и не безличны в стилистическом отношении произведения Эйлы Пеннанен (р.

1916), Эвы Йоэнпелто (р. 1921) и Марии-Лийсы Вартио (1924-1966). Авторы не забывают о том, что их долг - поведать "историю". Что до поэзии, то после заключения мира она заявила о себе сенсационным дебютом Айли Мерилуото (р. 1921), познакомившей Финляндию с Р.М.Рильке. Вскоре ее затмили поэты, сумевшие найти собственный, оригинальный голос. Эва-Лийса Маннер (р. 1921), Т.Анхава (р. 1927), П.Хаавикко (р. 1931) и П.Саарикоски (р. 1937). Можно предположить, что популярность Саарикоски отчасти объясняется мастерством, с каким он предает гласности свою богемную жизнь. Времена не слишком изменились с 1930-х годов, когда шокирующая откровенность Ирис Уурто (р. 1905) щекотала нервы читающей публики. В самом деле, ряд нашумевших современных романов - Танец Ивановой ночи (1964) Ханну Салама (р.

1936), Земля - грешная песня (1964) Т.Мукки (1944-1973), Песня Сольвейг (1971) и Сольвейг и Юсси (1973) Л.Синконена (1937-1976), - показывая убогое качество жизни в обществе изобилия, терял в остроте, отвлекаясь на рассуждения о границах пристойного в литературе. Шведскоязычная литература, казалось бы, исчерпала себя в модернизме. Однако 1950-е и 1960-е годы явили возрождение талантов по всем направлениям. Среди писателей старшего поколения романист и драматург В.Корелль (р. 1912) продемонстрировал плодовитость, уникальную для шведскоязычной литературы Финляндии. Т.Коллиандер (р. 1904) и Сульвей фон Шульц (р. 1907), получившие известность еще в 1930-е годы (первый - романами религиозно-мистического характера, вторая - как последовательница модернистов), выступили в новом качестве.

Коллиандер как мемуарист, фон Шульц как автор первоклассных новелл. Туве Янссон (р. 1914) прославилась на весь мир прежде всего своими детскими книгами о Муми-троллях. В поэзии видное место занимал дебютировавший в 1946 Бу Карпелан (р. 1926), чей неповторимый элегический стиль усвоил наследие модернизма. Произведения виртуозного мастера каламбура Л.Хульдена (р. 1926) пронизаны искрометным юмором, безусловно не менее ярким, чем у К.Андерссона (р. 1937), поэта "новой простоты" и общественного деятеля. Среди романистов ведущую роль играет К.Чильман (р. 1930). Острый, вдумчивый автор, он особенно много размышлял над упадочными тенденциями в шведскоязычном обществе Финляндии. Карпелан и Чильман, автобиограф Х.Тикканен (р.

1924), литературный "мастер на все руки" Е.Доннер (р. 1933) и сатирик Й.Баргум (р. 1943) - вот представители шведскоязычного литературного истеблишмента Хельсинки. Процветала и провинциальная литература. Если прежде, например, Эстерботтен дал лишь несколько талантливых литераторов, из которых можно назвать поэта Р.Р.Эклунда (1894-1946) и романистку Анну Бундестам (р. 1907), то в 1950-е годы финляндская провинция стала поистине плодородной нивой, взрастившей целую плеяду авторов, начиная с Э.Хульдена (1895-1968), крестьянского поэта, дебютировавшего в 56-летнем возрасте. За ним последовали, в частности, феминистка Вава Штюрмер (р. 1929), философическая поэтесса Инга-Бритт Вик (р. 1930) и шумный агитатор Е.Огрен (р.

1936). На Аландских островах были найдены записные книжки художника Й.Петтерссона (1892-1937), изданные (1971) романистом и историком В.Нюманом (р. 1904). Наибольшую популярность из аландских авторов снискала Анни Блумквист (р. 1909), выступившая в 1966 с романом о жизни в шхерах.ЛИТЕРАТУРАФинская драматургия XIX-XX веков. Л. - М., 1960 Поэзия Финляндии. М., 1962 Карху Э.Г. Финляндская литература и Россия, 1800-1850. Таллин, 1962 Карху Э.Г. Финляндская литература, 1850-1900. М. - Л., 1964 Финские повести XIX-XX веков. Л., 1970 Карху Э.Г. Очерки финской литературы начала ХХ века. Л., 1972 Современная финская повесть. Л., 1976 Йотуни М. Просто жизнь. Повесть. Рассказы. Ребро Адама. Пьеса. Вуолийоки Х. Семья рабочего. Роман. Женщины Нискавуори. Пьеса.

М., 1979 Карху Э.Г. История литературы Финляндии. От истоков до конца XIX века. Л., 1979 Поэзия Финляндии. М., 1980 Повести и рассказы. М., 1982 Карху Э.Г. Финская лирика ХХ века. Петрозаводск, 1984 Карху Э.Г. История литературы Фиинляндии. ХХ век. Л., 1990.

Значения в других словарях
Финляндия

Финляндская Республика, государство на севере Европы. Его северная часть находится за Северным полярным кругом. На западе Финляндия граничит со Швецией, на севере - с Норвегией, на востоке - с Россией. Морские границы страны проходят по Финскому заливу на юге и Ботническому - на западе. Площадь страны 338 145 кв. Км. Население 5,1 млн. Человек (1998). Наибольшая протяженность страны с севера на юг 1160 км, максимальная ширина - 540 км. Общая длина береговой линии 1070 км. У берегов Финляндии нах..

Финни Алберт

(Finney, Albert) (р. 1936), Англия. Актер и режиссер. На лондонской сцене. Юлий Цезарь (1956) Шекспира, Билли-лжец (Billy Liar, 1960) К.Уотерхауса и У.Холла, Сельская жена (The Country Wife, 1976) У.Уичерли. На нью-йоркской сцене. Лютер (1961) Д.Осборна, Последнее прости Армстронга (1965) Д.Ардена, Джо Эгг (Joe Egg, 1968) П.Николса. Фильмы. В субботу вечером, в воскресенье утром (Saturday Night and Sunday Morning, 1960), Том Джонс (Tom Jones, 1963), Чарли Баблз (Charly Bubbles, 1967, режиссер эт..

Фирдоуси Абулькасим

(Firdausi) (ок. 940 - 1020 или 1030), персидский эпический поэт. Родился в г.Тус (историческая область Хорасан в Восточной Персии), там же и умер. Пользовался расположением Махмуда Газневи, султана Кабула в 998-1030, который покровительствовал персидской литературе. Шедевром Фирдоуси, результатом двадцати лет напряженной работы, является его великая эпическая поэма Шахнаме (букв. Книга царей), завершенная в 1010. Поэт Дакики (ум. Ок. 977) уже обращался к этой теме, и тысяча строк, созданных им, ..

Фисгармония

(гармониум, мелодиум), музыкальный инструмент, представляющий собой большую гармонику с механическими мехами и клавиатурой. Отличительной особенностью этого инструмента является свободно проскакивающий язычок - источник звука, заимствованный в Европе в конце 18 в. От шэна, китайского губного органа, состоящего из тыквы (резервуара) и вставленных в нее трубок с язычками. Многочисленные изобретатели на Западе использовали язычок в музыкальных инструментах (эти эксперименты дали два успешных резуль..

Дополнительный поиск Финская Литература Финская Литература

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Финская Литература" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Финская Литература, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 18 символа