Хуан Цзунси

106

ХУАН ЦЗУНСИХуан Тайчжун, Хуан Наньлэй, Хуан Личжоу. Выдающийся китайский философ-неоконфуцианец (см. Неоконфуцианство), общественно-политический деятель и ученый-энциклопедист, занимавшийся историей, географией, математикой, астрономией, теорией музыки и календарных расчетов, основавший Чжэцзянскую историческую школу. Родился 24 сентября 1610 в округе Юйяо провинции Чжэцзян. Был сыном крупного политического деятеля, представителя Дунлиньской группировки, окончившего свои дни в тюрьме в 1626. Сам Хуан Цзунси также был близок к Дунлиньской школе, создав унаследовавшее ее идеи "Общество возрождения" (Фу шэ), и являлся учеником янминиста(см. Ван Янмин. Ван Янмина Школа) Лю Цзунчжоу (1578-1645). Хуан Цзунси вел политическую и вооруженную борьбу с вторгшимися в Китай маньчжурами как до, так и после их воцарения в Пекине в 1644.

Прекратив сопротивление в 1649, он поселился у себя на родине в уезде Юйяо провинции Чжэцзян (откуда происходил и Ван Янмин) и занялся исключительно научной и литературной работой. Умер Хуан Цзунси 12 августа 1695. Славу Хуан Цзунси принесли прежде всего его исторические сочинения, в особенности связанные с событиями недавнего прошлого - эпохи Мин (1368-1644). Он создал классические работы по истории китайской философии периода ее высочайшего развития при династиях Сун, Юань, Мин (10-17 вв.). Сун Юань сюэ ань (Отчет об учениях [[эпох]] Сун и Юань), Мин жу сюэ ань (Отчет об учениях конфуцианцев [[эпохи]] Мин). Первый его самостоятельный трактат Мин и дай фан лу (Записки для ожидаемого с визитом [[правителя в период]] Поражения Света или, в другом возможном понимании, Записки, просвещающие варваров в ожидании прихода [[совершенномудрого правителя]]), написанный в 1662, посвящен обществоведческой проблематике (переиздан в Пекине в 1955).

В общетеоретическом плане Хуан Цзунси критиковал как буддийскую ересь отстаивавшийся школой Чэн И (1033-1108) - Чжу Си (1130-1200) и доминировавший в официальном неоконфуцианстве приоритет "принципа" (ли1), всячески подчеркивая первичность коррелятивной ему "пневмы" (ци1). "то, что проницает небо и землю, пронизывает древность и современность, не может не может не быть единой пневмой (и ци) и только". Всенаполняющая, являющаяся "единым корнем" (и бэнь) пневма "рождает людей, рождает вещи", а принципы представляют собой упорядоченность ее "распространяющегося действия" (лю син), поэтому "без пневмы нет принципов" и "принцип - это принцип пневмы". Поддерживая отстаивавшийся противоположным направлением в неоконфуцианстве, школой Лу Цзююаня (1139-1192) - Ван Янмина (1472-1529) приоритет "сердца" (синь1), Хуан Цзунси утверждал, что "все наполняющее небо и землю суть сердце" и "поэтому исчерпывающее [[исследование]] принципов означает исчерпание тьмы особенностей в собственном сердце, а не исчерпание тьмы особенностей тьмы вещей".

Совмещение этих двух установок привело Хуан Цзунси к "отождествлению сердца и пневмы" (синь цзи ци). "человек получает пневму от неба, чтобы жить, и обладает только одним сердцем и все", "в небе это пневма, в человеке это сердце, в небе это принцип, в человеке это [[индивидуальная]] природа (син1)". Динамичный характер пневмы как субстрата гносеопсихологического центра - сердца, в свою очередь, обусловил деятельностную трактовку познания, выразившуюся в интерпретации "доведения до конца" (чжи5) из фундаментального тезиса Ван Янмина о "доведении знания до конца" (чжи лян чжи) с помощью категории "действие" (син3, см. ЧЖИ - СИН). Согласно Хуан Цзунси, всеми людьми от рождения движут частные интересы и стремление к пользе/выгоде (ли3).

Но в жизни общества ("Поднебесной") должна осуществляться общая польза/выгода, за что ответствен прежде всего правитель. В оценке роли последнего китайский мыслитель следовал положению Мэн-цзы о приоритете народа над правителем и допустимости свержения порочного государя (Мэн-цзы, VII Б, 14, I Б, 8). Отсюда Хуан Цзунси заключал, что следует "рассматривать Поднебесную в качестве субъекта (буквально. Хозяина), а правителя - в качестве объекта (буквально. Гостя), но не наоборот. Подобное идеальное положение, по его мнению, существовало при древних совершенномудрых государях, которые были способны по собственной воле отказываться от власти. В дальнейшем государи в силу общечеловеческого стремления к личной пользе/выгоде стали считать Поднебесную своей частной собственностью и рассматривать ее в качестве объекта, а себя - в качестве субъекта.

Поскольку такое же стремление естественно возникало и у других претендентов на престол, в государстве образовывался неисчерпаемый источник борьбы и смуты. Кроме того, когда правитель подменяет общественные интересы своими личными, интересы его подданных оказываются неудовлетворенными. Поэтому такой правитель олицетворяет собой "великий вред Поднебесной". В целом, ссылаясь на различные исторические и мифические прецеденты, Хуан Цзунси признавал легитимной как наследственную, так и ненаследственную монархию, полагая главным критерием легитимности стремление монарха к общественной пользе/выгоде, соблюдению интересов всей Поднебесной, а не интересов его самого или его семьи. Согласно Хуан Цзунси, легитимной китайская монархия была с глубокой древности до конца 3 в.

До н.э., т.е. При трех идеальных династиях - Ся, Шан-Инь и Чжоу. Нарушение правильных устоев государственности произошло при последующих династиях, основатели которых считали Поднебесную своим семейным достоянием. В качестве гарантий легитимности правления Хуан Цзунси предлагал различные мероприятия, главным образом относящиеся к трем областям - законодательной, административной и идеологической. В противоположность распространенному тогда мнению, что порядок или смута в стране зависят прежде всего от конкретных людей, а не законов, он выдвинул принцип, согласно которому сначала должны "иметься упорядоченные законы, после чего появятся упорядочивающие люди". Сами законы (фа) Хуан Цзунси разделял на "законы [[в интересах всей]] Поднебесной" (тянь ся чжи фа) и "законы [[в интересах]] одной семьи [[правителя]]" (и цзя чжи фа).

Первые суть также "не законнические законы" (у фа чжи фа), а вторые - "незаконные законы" (фэй фа чжи фа). Чем больше в первых простоты, тем меньше смуты в стране. Чем больше во вторых изощренности, тем больше смуты ими порождается. Хуан Цзунси отрицал неизменяемость законов, утверждая, что "каждая эпоха имеет законы данной эпохи", и доказывая это с помощью исторических изысканий. Законодательные нововведения он обосновывал принципом, согласно которому "соответствие законов [[своему]] времени обусловливает порядок" в стране. Следуя традиционной вере в "золотой век" древности, в качестве нововведений в данной области Хуан Цзунси предлагал "идеальные" законы трех первых династий (Ся, Шан-Инь, Чжоу) и предшествовавшего им мифического времени.

При действии этих законов "пользу/выгоду из гор и водоемов не нужно было извлекать до исчерпания. Не возникало опасений утратить равновесие наград и наказаний. Благородные пребывали не при дворе, худородные - не в захолустье. В последующие века, когда взялись за осуждение простоты сих законов, люди Поднебесной не увидели [[в этом]] ни возможной алчности верхов, ни возможной ненависти низов". В историческом процессе изменения, т.е. Деградации, законов Хуан Цзунси выделил два завершенных периода - от изначальной древности до падения Чжоу и воцарения династии Цинь (221-206), от Цинь до падения Сун (960-1279) и воцарения династии Юань (1279-1367) - и один незавершенный, охватывающий современную ему эпоху. Видимо, в завершении последнего периода он видел реализацию традиционной для китайской идеологии схемы триадического цикла, присутствующей, в частности, у Мэн-цзы, на которого ориентировался философ (Мэн-цзы, VII А, 30, III Б, 9, III А, 2, VII Б, 38, II Б,13), а затем Дун Чжуншу (2 в.

До н.э.), в школе текстов новых письмен, традиции Гунъян чжуань (5-2 вв. До н.э.) и Хэ Сю (129-182)(см. Да Тун-великое Единение). В рассуждениях об административной сфере Хуан Цзунси также опирался на Мэн-цзы, у которого описана следующая система титулов и званий. Император ("сын неба"), герцог (гун1), маркиз (хоу1), граф (бо), виконт (цзы), барон (нань). Правитель (цзюнь), канцлер (цин2), сановник (да фу), служилый (ши4) (Мэн-цзы, V Б, 2). Хуан Цзунси истолковывал эту систему как свидетельство того, что в древности правитель государства или даже сам император не был принципиально отделен от административной иерархии, но включался в нее подобно всем нижестоящим инстанциям. Иными словами, отношение правителя к канцлеру аналогично отношению канцлера к сановнику и т.д., а отношение императора к герцогу аналогично отношению последнего к маркизу и т.д.

"Изначально смысл появления правителя состоял в том, чтобы упорядочивать Поднебесную. Поднебесная не может быть упорядочена одним человеком, поэтому учреждено чиновничество для ее упорядочения. Так что чиновники суть телесные воплощения (фэнь шэнь) правителя". Эта единотелесность служит у Хуан Цзунси основанием для распространения принципов формирования административной иерархии на самого правителя, что прежде всего касается порядка престолонаследования. "В древности [[власть]] передавалась не сыну, а достойному. На лишение сына неба [[его]] положения или оставление в таковом смотрели так же, как на [[положение]] первого министра. Впоследствии сын неба стал передавать [[свою власть]] сыну, а первый министр - нет.

Не все сыновья сынов неба были достойными, но благодаря тому что это восполнялось передачей [[поста]] первого министра достойным, не утрачивался и смысл, [[заложенный ранее в]] передачу достойным [[власти]] сына неба. При упразднении же [[поста]] первого министра для недостойного наследника сына неба нет достойного восполнителя и смысл передачи [[власти]] сыну также утрачивается!". Упразднение поста первого министра (цзай сян) Хуан Цзунси рассматривал как вполне конкретную политическую акцию, осуществленную основателем династии Мин - Чжу Юаньчжаном в 1380 и повлекшую за собой, по мнению философа, нарушение порядка во всю эпоху правления этой династии. Согласно Хуан Цзунси, в государстве помимо наследственного или ненаследственного правителя необходим ненаследственный первый министр, т.е.

Глава правительства. Последнее же он предлагал создавать по модели, предложенной знаменитым первым министром эпохи Тан (618-907) - Чжан Шо (667-730). Такое правительство, образуемое первым министром, должно состоять из кабинета административных дел (чжэн ши тан) и подчиненных ему пяти палат. Палаты чиновников (ли фан), палаты верховного управления (шу цзи фан), военной палаты (бин фан), палаты народонаселения (ху фан), палаты наказаний и ритуалов (син ли фан). С известной долей условности кабинет административных дел можно считать аналогом кабинета министров, а пять палат - соответственно аналогом министерства внутренних дел, государственного совета, военного министерства, министерства финансов, министерства юстиции и церемоний.

Ненаследственный характер должностей в структуре государственного аппарата, пропагандируемой Хуан Цзунси, подразумевает назначаемость сверху, а не избираемость снизу. Высшей, т.е. Назначающей, инстанцией для правителя в ненаследственной монархии признавались либо его предшественник, добровольно передающий или завещающий ему престол, либо само небо, согласно древней теории "небесного предопределения" (гэ мин, см. Мин-предопределение)объявляющее своим "сыном" носителя наибольшей благодати (дэ) среди людей и заменяющее им автоматически утратившего это "сыновство" порочного правителя. Описываемый Хуан Цзунси аппарат власти для правильного выполнения своих функций нуждается еще в по крайней мере двух инстанциях - выдвигающей или обсуждающей законы и контролирующей их выполнение.

У Хуан Цзунси они совмещаются в одной инстанции, обладающей также учебно-воспитательной и научно-просветительной функциями. Этой инстанцией он считал учебные заведения, школы всех ступеней, вводя таким образом свою программу в область идеологии. Хуан Цзунси утверждал, что начиная с династии Цинь, т.е. Прежде всего благодаря восторжествовавшему тогда легизму, идеология в стране стала централизованно декретироваться. "правда и ложь в Поднебесной устанавливались только двором". Независимые умы при разных династиях создавали неофициальные объединения, частные школы и академии, пытаясь с их помощью воздействовать на администрацию, но, как правило, подвергались различного рода репрессиям, что подрывало устои государственной жизни и даже приводило к политическому краху.

Хуан Цзунси указывал и на обратные, положительные примеры. Так, при династии Восточная Хань (25-220) 13 тысяч человек, состоявших в высших школах (тай сюэ), активно и успешно воздействовали на правительственные органы. Учебные заведения в Китае всегда играли особо важную роль. И дело здесь не только в повышенном почтении к труднодостижимой грамотности и учености, но и в социально-политической функции образования. Со 2 в. До н.э. В стране начала действовать экзаменационная система, обусловливавшая получение чиновничьих должностей соответствием определенному образовательному цензу. Таким образом административная и учебная системы сближались друг с другом. Поэтому Хуан Цзунси определял школы как "места, где взращиваются служилые".

Но тут же он добавлял, что их значение этим не ограничивается, а состоит в том, чтобы "все средства упорядочения Поднебесной исходили из школ". В изображении Хуан Цзунси учебные заведения становятся не только кузницей руководящих кадров, но и своеобразными представительными органами, выражающими общественное мнение и доносящими его до всей администрации, включая императора. Система образования должна быть единой, общегосударственной, но при этом составляющие ее учебные заведения должны быть интеллектуально независимыми, допускающими свободное выражение взглядов. В высшей школе, играющей роль столичного университета, старейшине-ректору (буквально. Совершающему возлияние жертвенного вина - цзи цзю) предоставляется право выбирать в ее состав крупнейших ученых-конфуцианцев своего времени.

По статусу он приравнивается к первому министру и в случае отставки последнего может занять его место. В первый день каждого лунного месяца императору в сопровождении высших чиновников и советников следует посещать лекции старейшины-ректора в столичной высшей школе. "Старейшина-ректор, обратившись лицом к югу, произносит наставления. Сын неба располагается среди учеников". Обращенность лицом к югу - каноническая поза императора, т.е. Носителя наивысшей власти (см., например, Лунь юй, VI, 1, XV, 4/5). Следовательно, в данной ситуации таковым, естественно - на время, становится наставляющий сына неба старейшина-ректор. Здесь, как и в рассуждениях о роли достойного первого министра при недостойном правителе, явно проглядывает стремление Хуан Цзунси через функции высших должностных лиц как-то ограничить всевластие императора.

В классическом конфуцианстве с самого его возникновения присутствовало подобное стремление, служившее основой для возвеличивания роли и расширения прав советников-конфуцианцев. По определению Конфуция, идеальный государь, "бездействуя, упорядочивает" Поднебесную (Лунь юй, XV, 4/5). "Бездействие" (у вэй) здесь подразумевало отсутствие прагматического вмешательства в заведенный порядок дел, гарантиями нормального хода которого должны были служить прямое духовно-нравственное воздействие государя на народ и правильная деятельность выбранных им достойных министров. В отличие от этой классической конфуцианской теории, Хуан Цзунси попытался ввести некоторые ограничения не в "бездействие", а в действия императора.

Поскольку основной вектор политической инициативы в программе Хуан Цзунси оставался направленным сверху вниз, нормальные формы воздействия на императора снизу сводились к идейно-воспитательной сфере, что приводило к мысли об определенных педагогических мерах по отношению к наследнику престола. Хуан Цзунси предлагал обучать сына императора в столичной высшей школе по достижении им пятнадцати лет вместе с детьми высших чиновников (параллель этому - проект Царскосельского лицея в России начала 19 в.). Цель этого обучения - "знать настоящие и показные свойства людей" и "понемногу приобщаться к труду". По замыслу Хуан Цзунси, руководители нижележащих уровней административной иерархии - чиновники окружного и уездного масштабов должны получать наставления в соответствующих учебных заведениях еще чаще, чем император и его приближенные, а именно два раза в месяц - первого и пятнадцатого числа.

При этом в случае обнаружения крупных административных нарушений и упущений ученым наставникам следовало объявлять о них публично под барабанный бой. Хуан Цзунси выступал за уравнительное перераспределение земель, восстановление древней системы "колодезных полей"(цзин тянь, см. Цзин Тянь. Цзин Вэй),снижение налогов с крестьян и их (налогов) пятиступенную дифференциацию в зависимости от плодородности земли. За то, чтобы не только земледелие, но также торговля и ремесло считались "основным занятием". За унификацию денежной системы, эмиссию бумажных денег и учреждение банков. За такую систему воинской повинности, при которой каждые пятьдесят человек выставляют одного рекрута, а десять семей снабжают его продовольствием.

Социально-политические, экономические и правовые идеи Хуан Цзунси оказали большое влияние на китайских реформаторов конца 19 - начала 20 в., в особенности Лян Цичао (1873-1929), использовавших их в борьбе за демократические преобразования в стране.ЛИТЕРАТУРАФилософская энциклопедия, т. 5. М., 1970.

Значения в других словарях
Хуан Австрийский

(Don Juan de Austria)(1545-1578), испанский военный деятель, известный в Испании как Дон Хуан Австрийский. Незаконнорожденный сын Карла V, императора Священной Римской империи, Хуан родился в Регенсбурге 24 февраля 1545. Пять лет спустя его перевезли в Испанию и поселили в замке Луиса де Кияда близ Вальядолида. Когда в 1556 Карл умер, Хуан, согласно завещанию, был признан его сыном, а в 1559 его признал и единокровный брат Филипп II, король Испании, который присвоил Хуану титул принца и позволил..

Хуан Де Ла Крус

СВ. (Juan de la Cruz) (1542-1591), испанский мистик и поэт. Родился в кастильской деревушке Фонтиверос в Авиле в 1542 в семье торговца шелком. При крещении получил имя Хуан де Йепес-и-Альварес. В детстве Хуан не обнаружил желания пойти по стопам отца. Прослужив несколько лет санитаром в больнице, вступил в кармелитский орден. До 1567 изучал теологию в Саламанкском университете, после чего принес монашеские обеты. Годом позже встретился с кармелитской монахиней, прославившейся впоследствии как св..

Хуарес Бенито Пабло

БЕНИТО ПАБЛО ХУАРЕС(Juares, Benito Pablo) (1806-1872), президент Мексики в 1858-1872. Родился в бедной семье индейцев сапотеков 21 марта 1806 в Сан-Пабло-Гелетао (шт. Оахака). Окончил духовную семинарию в Оахаке, с 1827 изучал юриспруденцию в Институте искусств и наук Оахаки и в 1833 получил степень бакалавра. Хуарес быстро поднимался по служебной лестнице. В 1842 стал адвокатом в Верховном суде штата, в 1846 - депутатом в конгрессе, а в 1847 - губернатором штата Оахака. На этом посту Хуарес про..

Хубилай

(1215-1294), пятый из монгольских великих ханов, основатель династии Юань в Китае (1279-1368). На Западе известен благодаря Марко Поло под именем "Кублай-хан". Это имя произносилось также как "Кубилай", или "Кубла" (последнее стало особенно распространенным после поэмы С.Т.Колриджа Кубла-хан). Как и его непосредственный предшественник великий хан Мункэ (1251-1259), Хубилай был сыном младшего сына Чингисхана - Тулуя и кереитской царевны Соркоктани (христианка несторианской церкви, она была племян..

Дополнительный поиск Хуан Цзунси Хуан Цзунси

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Хуан Цзунси" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Хуан Цзунси, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Х". Общая длина 11 символа