Хун Сюцюань

213

ХУН СЮЦЮАНЬХун Жэнькунь, Хун Хосю, главный идеолог и вождь крестьянского движения тайпинов в Китае. Родился в крестьянской семье в уезде Хуасянь провинции Гуандун 1 января 1814, был учителем и четырежды терпел неудачу при попытках сдать экзамены на низшую ученую степень сюцай, открывавшую путь к чиновничьей карьере. Во время одной из поездок на экзамен в столицу провинции, портовый город Гуанчжоу (Кантон), он познакомился с христианскими миссионерами, которые обратили его в свою веру, а после визионерского опыта стал именовать себя братом Иисуса Христа. В 1843 он основал идейно направленное против официального конфуцианства, даосизма и буддизма "Общество поклонения Богу" (Бай Шанди хуй), в котором объединил своих родственников и земляков, склонившихся к принятию христианства.

Одним из первых к нему примкнул его двоюродный брат Хун Жэньгань (1822-1864), впоследствии также ставший лидером движения тайпинов. В конце 1850 в провинции Гуандун Общество начало мобилизацию своих сторонников на вооруженную борьбу с правившей маньчжурской династией и создание "священных кладовых", т.е. Общественных хранилищ, для их снабжения продовольствием и одеждой на основе уравнительных норм. 11 января1851 было публично объявлено восстание, направленное на свержение царствующего дома Цин и установление Небесного государства Великого равновесия (Тай пин тянь го), давшего название всему движению тайпинов. 23 марта 1851 Хун Сюцюань провозгласил себя его вождем - Небесным князем (Тянь-ван). 19 марта 1853 повстанцы захватили крупнейший город центральной части страны, южную столицу предшествующей эпохи Мин (1368-1644) - Нанкин, который был объявлен центром Небесного государства и переименован в Небесную столицу (Тяньцзин).

В конце мая 1864, когда Нанкин уже находился в окружении правительственными войсками, Хун Сюцюань выпустил манифест с извещением о том, что собирается вознестись в рай и прислать оттуда небесное воинство на помощь защитникам тайпинской столицы, после чего покончил с собой, приняв яд, 1 июля 1864. Его основные религиозно-утопические идеи выражены в многочисленных небольших произведениях. Поучение об обращении к истоку Пути и пробуждении мира (Юань дао син ши сюнь, 1845), Песнь об обращении к истоку Пути и спасении мира (Юань дао цзю ши гэ, 1845), Поучение об обращении к истоку Пути и познании мира (Юань дао цзюэ ши сюнь, 1846), Исправление порочного и возвращение правильного (Гай се гуй чжэн, 1846) и другие.

В Поучении об обращении к истоку Пути и пробуждении мира автор связал христианскую идею надгосударственного единства человечества ("града Божия") с ассимилированной конфуцианством и ассоциированной с историософским образом "Великого равновесия" (тай пин) древнекитайской социально-космической утопией "Великого единения" (да тун). "Если рассматривать наш современный грешный мир как состоящий из отдельных частей, то он представляет собой множество различных государств. А если рассматривать его как единое целое, то он представляет собой одну семью. Всемогущий верховный владыка - отец всех людей на этой грешной земле. Он - господин и творец всего, что есть как в нашей стране, так и в чужеземных государствах.

Он - защитник и хранитель всего живого как в чужеземных странах, так и в Китае. В Поднебесной все мужчины - братья, все женщины - сестры. Как же могут существовать между ними границы частного. Как же могут появляться у них мысли отнимать [[вещи]] друг у друга?" Христианские догматы получили у Хун Сюцюаня весьма своеобразную интерпретацию, во многом обусловленную традиционными верованиями и исторически сложившимися понятиями. В соответствии с бинарной оппозицией "инь - ян" Бог, именуемый "Верховным владыкой" (шан чжу) и "Августейшим верховным господином" (хуан шан ди), наделялся супругой. Признаваясь "единым корнем" (и бэнь) всего многообразия человеческих душ, из которого все они возникают и в который возвращаются, он, в согласии с общепринятым мировоззрением, трактовался как носитель "первозданной пневмы" (и юань чжи ци, см.

ЦИ-ПНЕВМА). Как и во всей классической китайской философии, у Хун Сюцюаня "небо и человек едины в пневме", а "небесный путь" (тянь чжи дао), т.е. Всеобщий закон, означает "обязательное обращение вещей в свою противоположность по достижении предела" (у цзи би фань). В этом круговращении явлений, предполагающем необходимую смену предельного хаоса порядком, человек представляет собой "[[самое]] ценное между небом и землей", "[[самое]] одухотворенное среди тьмы вещей" и такое место он занимает прежде всего благодаря своей созидательной деятельности. Идею "великого равновесия" как высшей стадии триадического развития общества, которой предшествуют периоды "впадения в хаос" (шуай луань) и "подъема к равновесию" (шэн пин), в конфуцианстве сформулировал Хэ Сю (129-182).

Примерно в то же время она легла в основу учения, изложенного в классическом даосском трактате Тай пин цзин (Канон Великого равновесия). Давший название этому тексту социальный идеал предполагал воспроизведение в обществе природной гармонии, уравнительное распределение продуктов труда и равновесие человеческих интересов. Вместе с тем подобное благоденствие считалось зиждущимся на строгой социальной иерархии, воспроизводящей иерархию природных и сверхприродных сил. Данное учение составило идеологическую основу восстания Желтых повязок в 184. Подобные эгалитаристско-утопические воззрения нашли продолжение в опубликованном Хун Сюцюанем в 1853 программном документе тайпинского государства Земельной системе Небесной династии (Тянь чао тянь му чжи ду).

Земельная система гласила. "Все население Поднебесной - одна большая семья Небесного отца, господа бога". Однако конкретизация такого идеала равенства и братства вылилась в мелочно регламентированную систему патриархальных общин, тотально охваченных военно-демократической и теократизированной властью. Все жители Небесного государства разбивались на пятидворки во главе с командиром. Пять пятидворок, т.е. 25 семейств, образовывали ячейку тайпинского общества с собственной церковью, возглавлял эту ячейку лянсыма - начальник, в круг обязанностей которого входило награждать усердных и наказывать ленивых, надзирать за полевыми работами, заведовать "священной кладовой", ведать учетом урожая и других продуктов, выдачей средств на свадьбы, крестины и похороны, исполнять функции судьи и сельского пастыря, отправлять религиозные церемонии, читать проповеди, обучать детей по текстам Ветхого и Нового завета, священным обращениям и указам Небесного князя, а также возглавлять борьбу подчиненных ему жителей с вражескими солдатами и организовывать облавы на бандитов.

25 дворов составляли взвод (лян), четыре взвода - роту, пять рот - бригаду, пять бригад - дивизию, пять дивизий - корпус. Во главе всей этой военно-государственной иерархии стоял Небесный князь, правивший от имени Бога. Подчинявшийся ему главнокомандующий армией - Восточный князь (Дун-ван) - возглавлял исполнительную (административную) власть. В Небесном государстве сохранились наследственные ранги (ван, хоу и другие). Выдвижение на чиновничьи должности 11 степеней осуществлялось ежегодно. Повышение и понижение предполагалось проводить раз в три года. Пределом должностного понижения являлось разжалование в крестьяне, помимо которых в народе по традиции выделялись служилые, ремесленники и торговцы. Другими тайпинскими документами засвидетельствована и возможность временного обращения виновных в рабов.

Высшей мерой наказания была смертная казнь. Важным позитивным нововведением тайпинов стало уравнение в правах с мужчинами женщин, которые получили возможность владеть земельным наделом, сдавать экзамены на ученые степени и соответственно занимать чиновничьи должности, служить в армии. При этом подверглись запрету проституция, браки по расчету, купля-продажа невест и бинтование ног у женщин. В Небесном государстве был установлен гласный суд и отменены пытки. Важнейшее значение теоретических построений Хун Сюцюаня в том, что они образовали идейную основу первой в истории Китая широкомасштабной попытки практического внедрения фундаментальных западных ценностей в жизнь китайского народа. Подобные попытки со все большим размахом повторялись в 20 в., составляя единую линию развития от разрушения Хун Сюцюанем семейного алтаря и объявления Конфуция демоном до антитрадиционалистских погромов "культурной революции" и "кампании критики Линь Бяо и Конфуция" при Мао Цзэдуне (1893-1976).ЛИТЕРАТУРАТайпинское восстание.

М., 1960 Избранные произведения прогрессивных китайских мыслителей нового времени (1840-1898). М., 1961 Илюшечкин В.П. Крестьянская война тайпинов. М., 1967 Новая история Китая. М., 1972 История китайской философии. М., 1989 Кобзев А.И. Китай. - В кн. История политических и правовых учений XIX в. М., 1989.

Значения в других словарях
Хумпердинк Энгельберт

(Humperdink, Engelbert) (1854-1921), немецкий оперный композитор. Родился 1 сентября 1854 в Зигбурге близ Бонна. Учился в Кельне и Мюнхене, путешествовал по Италии, где в 1881 встретился с Р.Вагнером и был приглашен им в Байройт. Там Хумпердинк помогал Вагнеру в подготовке к изданию партитуры Парсифаля. Учился в Испании и Германии и в 1893 поставил в Веймаре самую удачную свою оперу - Гензель и Гретель (Hnsel und Gretel, на русской дореволюционной сцене - Ваня и Маша) по мотивам сказки братьев Г..

Хун Жэньгань

Хун Ицянь (Цяньи), Хун Цзифу. Родился в 1822 в уезде Хунсянь провинции Гуандун. Один из ведущих руководителей и идеологов движения тайпинов, двоюродный брат его вождя Хун Сюцюаня (1814-1864). Подобно последнему, пять раз безуспешно пытался сдать экзамен на низшую ученую степень сюцай. Был учителем в родном уезде Хунсянь. Под влиянием Хун Сюцюаня крестился и одним из первых примкнул к организованному в 1843 "Обществу поклонения Богу" (Бай Шанди хуй), которое проповедовало китаизированное христиан..

Хусейн Бен Талал

(Hussein) (1935-1999), король Иордании, урожденный Хусейн Бен Талал Бен Абдаллах Бен Хусейн, родился 14 ноября 1935 в Аммане (Трансиордания, ныне Иордания), первый ребенок эмира Талала и принцессы Заины из династии Хашимитов. Образование получил в английских школах Харроу и Сандхерст. Был любимцем своего деда, короля Абдаллаха. После смерти короля в 1951 иорданский парламент лишил престола психически больного Талала и провозгласил королем Хусейна, коронованного 2 мая 1953. С первых дней правлени..

Хусейн Саддам

(Hussein, Saddam) (р. 1937), иракский государственный деятель, президент и премьер-министр Иракской Республики. Родился 28 апреля 1937 на севере Ирака в городе Тикрит, родном городе Салах ад-Дина (Саладина), знаменитого мусульманского султана 12 в., и при рождении получил имя Саддам Хуссейн аль-Тикрити. Его отец умер до рождения сына, и Хуссейн воспитывался в доме дяди, набожного мусульманина-суннита. В 1955 Хуссейн переехал в Багдад, чтобы продолжить образование. На следующий год вступил в парт..

Дополнительный поиск Хун Сюцюань Хун Сюцюань

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Хун Сюцюань" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Хун Сюцюань, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Х". Общая длина 11 символа