Чжан Хэн

246

ЧЖАН ХЭНЧжан Пинцзы (78-139), китайский философ, мыслитель-энциклопедист, литератор, поэт, государственный деятель и выдающийся ученый, которому принадлежат мировые открытия и изобретения в математике, астрономии, механике, сейсмологии, географии. Родился в 78 в Сиао области Наньян (совр. Цяочжэнь уезда Наньчжао провинции Хэнань). Состоял на государственной службе, дважды занимал пост главного придворного историографа-астронома, в конце жизни был министром в удельном княжестве Хэцзянь (современная провинция Хэбэй). Создал армиллярную сферу (небесный глобус), приводившуюся в движение водой. Тележку-компас с шестеренными передачами. Прибор для регистрации подземных толчков (протосейсмограф). Чжан Хэн первым в Китае заявил, что Луна светит отраженным солнечным светом, явился родоначальником количественной картографии, основанный на прямоугольной сетке координат.

Уточнил значение числа p, предложив два его эквивалента. 1) ">">2) .Последним значением пользовался Брахмагупта в 7 в. И аль-Хорезми в 9 в. Теоретические труды Чжан Хэна сохранились лишь во фрагментарном виде, включенными в состав других произведений. Древнейшее описание его жизни и творчества содержится в специально посвященной ему гл. 89 Хоу Хань шу (Книга о Поздней [[династии]] Хань, конец 4 - начало 5 в.). Наиболее полным образом наследие Чжан Хэна представлено в антологии Янь Кэцзюня (1762-1843) Цюань шан-гу сань-дай Цинь-Хань, Сань-го, Лю-чао вэнь (Полное [[собрание]] литературы глубокой древности, трех [[первых]] эпох, [[династий]] Цинь и Хань, Троецарствия и Шести династий). Основные космолого-астрономические взгляды Чжан Хэна отражены в небольшом трактате Хунь-тянь и (ту чжу) - (Комментарий к плану) армиллярной сферы или (Комментарий к плану) коловращающегося неба, который, видимо, был описанием и разъяснением соответствующего астрономического инструмента.

В нем излагается геоцентрическая концепция "коловращающегося неба", согласно которой Земля подобна желтку в постоянно вращающемся яйцеобразном Небе. Носителем и наполнителем этого "мирового яйца" является "пневма" (ци1), основным вселенским воплощением которой выступает вода. Космологические и общефилософские взгляды Чжан Хэна, следовавшего за даосами, натурфилософской школой инь-ян цзя и особенно Ян Сюном (1 в. До н.э. - 1 в. Н.э.), выражены главным образом в трактате Лин сянь (Основоположения животворности) и прозопоэтическом сочинении Сы сюань фу (Ода мышлению о таинственном). Развивая, также в сочинении Сюань ту (План таинственного), воспринятую от Ян Сюна идею "тай сюань" - "великой тайны", лежащей в основе мироздания, Чжан Хэн сочетал признание непознаваемости Вселенной как "пространственно-временного универсума" (юй чжоу) со скрупулезными астрономическими расчетами, а веру в астрологическую взаимосвязь земных существ и небесных светил - с критикой гадательно-предсказательной традиции, расцветшей в современном ему "оракуло-апокрифическом учении" (чэнь вэй чжи сюэ, см.

Сян Шу Чжи Сюэ;Цзин Вэй). Определяя различные категории небесных тел, он указывал на существование 2500 "действующих звезд" и 11 520 "сокровенных звезд". 2500 - это округление наибольшего числа доступных невооруженному глазу небесных тел, то есть эмпирическая величина, а 11 520 - априорно заданное число из Си цы чжуани, продукт нумерологии (сян шу чжи сюэ) Чжоу и, символизирующий все "10 000 вещей" (вань у). Скорость перемещения небесных тел на небосводе им связывалась с их удаленностью от Земли. Близкие к ней двигаются быстро, далекие от нее - медленно. Наиболее известные художественные произведения Чжан Хэна - триптих политически идеологизированных од о Западной, Восточной и Южной столицах (Си цзин фу, Дун цзин фу, Нань цзин фу), проникнутая новаторским анакреонтическим духом Тун шэн гэ (Песнь о созвучии), соединяющие апологетику природы и культуры, даосизма и конфуцианства Гуй тянь фу (Ода о возвращении к полям) и Ду-лоу фу (Ода черепу).ЛИТЕРАТУРАЛисевич И.С.

Литературная мысль Китая на рубеже древних и средних веков. М., 1979 Березкина Э.И. Математика древнего Китая. М., 1980 Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990 Из китайской классической поэзии. Цзя И, Чжан Хэн, Сунь Чо, Тао Цянь. Перевод и вступительная статья Е.А.Торчинова. - Петербургское востоковедение, 1992, вып. 1 Кравцова М.Е. Поэзия древнего Китая. СПб, 1994 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994.

Значения в других словарях
Чешские Братья

Протестантская деноминация, выросшая из движения гуситов, последователей чешского реформатора Яна Гуса. Организационно религиозная община Чешских братьев оформилась в 1457 под названием "Братское единение" (Unitas fratrum). Единственным авторитетом в вопросах веры, религиозной практики и церковного устройства считалась Библия. Поскольку Чешские братья не признавали Римско-католическую церковь, первых их епископов рукоположил епископ вальденсов. Движение Чешских братьев быстро распространялось в ..

Чжан Дунсунь

Чжан Дуншэн (1884/1887-1972/1973), китайский философ и историк философии, пропагандист и интерпретатор западной мысли, политический деятель, ученик и последователь Лян Цичао. Родился в 1884/1887 в уезде Хансянь (совр. Юйхан) провинции Чжэцзян. Был самоучкой, занимался самообразованием в Японии. В 1919 Чжан Дунсун выступил инициатором "дискуссии о социализме". В 1910-1920-е годы сотрудничал с политическими организациями реформаторов - Прогрессивной партией и Исследовательской группой. Был президе..

Чжан Цзолин

(1873-1928), китайский военный деятель. Родился в 1873 в Маньчжурии в провинции Фэнцзян (ныне Ляонин). Начав жизненный путь как мелкий бандит (хунхуз), он оказался полезным японцам во время русско-японской войны. В ходе китайской революции 1911-1912 добился безраздельной власти в Маньчжурии и удерживал ее, находясь на различных постах, до самой смерти. В 1920 Чжан получил чин маршала и провозгласил административную независимость Маньчжурии в составе Китайской Республики. В 1928 объявил себя дикт..

Чжань Жошуй

Чжань Юаньмин, Чжань Минцзэ, прозвище Ганьцюань (1466-1560), китайский философ-неоконфуцианец, государственный деятель, педагог, член академии Ханлинь. Родился 20 ноября 1466 в Цзэнчэне (совр. Провинция Гуандун). Происходил из богатой семьи. В 1505 получил высшую ученую степень цзиньши. Сначала находился в фаворе у императора Ши-цзуна (1521-1566), в 1524 стал главой Государственного университета в Южной столице - Нанкине, в 1533-1540 возглавлял в Нанкине три ведомства. Ритуалов, чинов и военное,..

Дополнительный поиск Чжан Хэн Чжан Хэн

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Чжан Хэн" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Чжан Хэн, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ч". Общая длина 8 символа