Шестов Лев

240

(1866-1938), русский философ, литературовед. Настоящее имя - Лев Исаакович Шварцман. Родился в Киеве в семье коммерсанта 31 января 1866. В 1884 поступил на математический факультет Московского университета, через год перешел на юридический факультет. Был исключен из университета за участие в политических выступлениях студентов. Завершил образование на юридическом факультете Киевского университета (1889). В дальнейшем Шестов ушел мир литературной критики и философской эссеистики, и выбор этот оказался окончательным. Он участвовал в Религиозно-философских собраниях в Петербурге, поддерживал отношения с ведущими представителями российского религиозно-философского движения начала века - с Д.С.Мережковским, С.Н.Булгаковым, В.В.Розановым, М.О.Гершензоном, Вяч.Ивановым и др.

Особенно близкие отношения связывали его с Н.А.Бердяевым. В 1898 выходит первая книга Шестова - Шекспир и его критик Брандес. Важной вехой в творческой биографии Шестова стали его книги Добро и зло в учении гр. Толстого и Фр.Ницше (1900), Достоевский и Ницше. Философия трагедии (1903) и Апофеоз беспочвенности (1905). Октябрьский переворот Шестов не принял категорически и охарактеризовал власть большевиков как "деспотическую" и "реакционную". В 1919 он эмигрировал из России. В 1920 обосновывается в Женеве, с 1921 и до конца жизни - во Франции. Период эмиграции стал наиболее продуктивным в творчестве Шестова. В эти годы вышли его работы. Власть ключей (1923), На весах Иова (1929). После смерти Шестова были опубликованы.

Афины и Иерусалим (1938), Киркегард и экзистенциальная философия (1939), Умозрение и откровение (1964), Sola fide - Только верою (1966). Шестов был активным участником европейского философского процесса 1920-1930-х годов. Дружеские отношения связывали его с Э.Гуссерлем, А.Мальро, Л. Леви-Брюлем, А.Жидом, М.Бубером, К.Бартом, Т.Манном и др. А.Камю в своей книге Миф о Сизифе (1942), характеризуя экзистенциальный тип философствования, обращается к творчеству Шестова. Уже в первой большой работе Шестова - Шекспир и его критик Брандес (1898) - основные темы его творчества намечены вполне определенно. Судьба человека в равнодушном и беспощадном мире. Наука и "научное" мировоззрение, по существу благословляющие безысходность человеческого существования, лишающие жизнь даже ее трагического смысла.

Уже в этой работе Шестов обнаруживает своего главного противника - философский рационализм, который, по его убеждению, всей силой разума санкционирует необходимость и закономерность "объективных обстоятельств", унижающих и уничтожающих человека, и в то же время требует от него оптимизма в осознании "разумной необходимости" (Спиноза, Гегель, Маркс). Критика разума вообще и философского умозрения составляют содержание творчества Шестова. В этой борьбе он искал и находил "союзников" (Ницше, Достоевский) и даже "двойников" (Кьеркегор). Даже учение своего близкого друга Н.А.Бердяева об иррациональной, "несотворенной" свободе представлялось Шестову излишне умозрительным. Критикуя любые попытки умозрительного отношения к Богу (философские и богословские в равной мере), Шестов противопоставлял им исключительно индивидуальный, жизненный (экзистенциальный) путь веры.

Экзистенциальная философия, утверждал Шестов, начинается с трагедии, она исходит из предположения, что "неизвестное ничего общего с известным иметь не может, что даже известное не так уж известно, как это принято думать, и что, следовательно, все предположения. Были только обманчивыми иллюзиями". Шестов предлагает забыть о том привычном образе мира, который навязан человеку наукой, рационалистической философией и здравым смыслом. В мире экзистенциальной философии будущее совершенно неизвестно. "Всякое подлинное творение есть творение из ничего. Творчество есть непрерывный переход от одной неудачи к другой. Общее состояние творящего - неопределенность, неизвестность". Истина, которой владеет философ в настоящий момент, имеет значение ("чего нибудь да стоит"), только если он признает, "что она безусловно не может быть ни для кого обязательной".

Шестов отрицал "оправданность" любого универсализма в истории и был готов ниспровергать идею прогресса под любым обличьем. Гегелевского панлогизма, "становления абсолютного всеединства" Вл.С.Соловьева или "творчества богочеловечности" Бердяева. Историческое познание в научно-рационалистическом смысле вообще невозможно. История - "простое повествование". Отношение к прошлому всегда должно носить личный характер. Открыть истину в истории может "только тот, кто ее ищет для себя, а не для других, кто дал торжественный обет не превращать свои видения в общеобязательные суждения". Идея веры-свободы в творчестве Шестова оказывается единственно возможным положительным ответом на вопрос о смысле исторического существования человека.

Нельзя метафизически доказать, что "бывшее станет небывшим" и волею Абсурда "железная" логика исторического и природного процессов может быть отменена, но в это можно поверить. "Для Бога нет ничего невозможного - это самая заветная, самая глубокая, единственная, я готов сказать, мысль Кьеркегора - а вместе с тем она есть то, что коренным образом отличает экзистенциальную философию от умозрительной". Умер Шестов в Париже 20 ноября 1938.ЛИТЕРАТУРАШестов Л. Начала и концы. СПб, 1908 Шестов Л. Великие кануны. СПб, 1910 Шестов Л. Сочинения, тт. 1-6. СПб, 1911 Грифцов Б. Три мыслителя. В.Розанов, Д.Мережковский и Л.Шестов. М., 1911 Баранова - Шестова Н. Жизнь Льва Шестова. По переписке и вопоминаниям современников, тт. 1-2. Париж, 1983 Шестов Л.

Сочинения, тт. 1-2. М., 1993.

Значения в других словарях
Шеридан Ричард Бринсли

(Sheridan, Richard Brinsley)(1751-1816), англо-ирландский драматург и общественный деятель. Родился 30 октября 1751 в Дублине. Его отец Томас Шеридан - известный актер и театральный деятель, преподаватель риторики. Мать, Фрэнсис Шеридан, дочь дублинского священника, - автор популярных романов и пьес. Получив домашнее образование, в 1762-1769 Шеридан учился в Харроу и до переезда семьи в 1770 в Бат занимался с отцом в Лондоне, постигая основы риторики. В Бате встретил прелестную шестнадцатилетнюю..

Шеррингтон Чарлз Скотт

(Sherrington, Charles Scott)(1857-1952), английский физиолог, удостоенный в 1932 Нобелевской премии по физиологии и медицине (совместно с Э.Эдрианом) за исследование функций нейронов. Родился 27 ноября 1857 в Лондоне. В 1885 окончил Кембриджский университет. Работал в лабораториях Р.Коха и Р.Вирхова в Берлине. В 1891-1895 был профессором Броуновского института в Лондоне, параллельно читал курс лекций по физиологии в больнице св. Фомы. В 1895-1913 - профессор физиологии в Ливерпульском университе..

Шефтсбери Антони Эшли Купер

(Shaftesbury, Anthony Ashley Cooper, Third Earl of Shaftesbury)(1671-1713), английский философ и литератор. Родился 26 февраля 1671 в Лондоне в доме своего деда, знаменитого лорда-канцлера в царствование Карла II. Получил домашнее образование под присмотром Джона Локка (в 1686-1689), который был личным секретарем хозяина дома. Учился в Уинчестере. В 1695 стал членом палаты общин от Пула, находившегося под контролем вигов. По состоянию здоровья был вынужден оставить должность и посвятил себя глав..

Ши Сань Цзин

Тринадцатиканоние, Тринадцать канонов (канонических книг). Собрание авторитетнейших памятников древнекитайской мысли (конец II - конец I тысячелетия до н.э.), канонизированных конфуцианством и являвшихся в Китае вплоть до начала 20 в. Основой традиционной философии, науки, системы образования и государственных экзаменов для получения ученых степеней и официальных должностей (кэ цзюй). В Ши сань цзин входят произведения самой широкой тематики (философской, религиозной этической, ритуально-дидакти..

Дополнительный поиск Шестов Лев Шестов Лев

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Шестов Лев" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Шестов Лев, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ш". Общая длина 10 символа