Шопенгауэр Артур

126

(Schopenhauer, Arthur)АРТУР ШОПЕНГАУЭР(1788-1860), немецкий мыслитель, представитель философии пессимизма. Родился 22 февраля 1788 в Данциге (Пруссия, ныне Гданьск, Польша). Получил среднее образование в частной школе в Гамбурге, впоследствии учился в гимназии в Готе, брал уроки по древним языкам в Веймаре. Благодаря отцу был знаком с жизнью многих европейских стран, знал несколько языков. Родители предназначали его к карьере коммерсанта, однако Шопенгауэр всегда стремился к интеллектуальным занятиям. По достижении совершеннолетия он получил наследство, позволившее ему продолжить обучение в Геттингене (вначале он изучал медицину, однако затем занялся философией) и Берлине (где слушал Фихте и Шлейермахера) и получить степень доктора в Йенском университете (1813).

Зиму 1813 Шопенгауэр жил в Веймаре, где недолгое время был связан с Гете и встречался с посетителями салона, устроенного его матерью, - Виландом, Шлегелем, братьями Гримм и другими знаменитыми людьми, в том числе с ориенталистом Ф.Майером, который ввел его в курс индийской философско-религиозной мысли. Последующие годы он провел, сочиняя философские произведения и переезжая с места на место. В 1820-1831 эпизодически и без особого успеха преподавал в Берлинском университете в должности приват-доцента, пытался заниматься переводами. Впрочем, его предложения перевести Юма на немецкий язык, а Канта на английский не нашли отклика у издателей. В 1833 обосновался во Франкфурте-на-Майне, где жил в уединении до самой смерти 21 сентября 1860.

В последние десять лет жизни Шопенгауэр наконец получил признание, на которое тщетно уповал все предшествующие годы. Докторская диссертация Четвероякий корень принципа достаточного основания (ber die vierfache Wurzel des Satzes vom zureichenden Grunde, 1813, второе издание 1847) заложила предпосылки главной его работы - Мир как воля и представление (Die Welt als Wille und Vorstellung, 1819, второе издание 1844, третье - 1859), первая и третья книги которой посвящены миру как идее, а вторая и четвертая - миру как воле. Критически оценивая некоторые идеи Канта, Шопенгауэр воспринял многие взгляды великого мыслителя, в частности кантовскую теорию пространства и времени как априорных субъективных форм чувственности и причинности как категории рассудка.

Согласно Шопенгауэру, истина в том, что мир - это воля, а именно воля к жизни и ее продолжению. Кант утверждал, что последняя реальность (noumenon, вещь в себе) непознаваема. Шопенгауэр настаивал, что наше знание о ней является непосредственным. Она есть не что иное, как наша собственная неутолимая и мучительная воля, или желание. Эта воля, существование которой мы осознаем непосредственно внутри себя, также одушевляет всю природу. Мы не только чувствуем волю в себе самих, но и воспринимаем ее в объективации, т.е. Как развернутую во времени и пространстве. В неорганическом мире воля проявляется в конфликте природных стихий. Она восходит от растений и животных к человеку по все более высоким ступеням объективации и определяется множеством все более специфичных законов.

Каждый организм приближается к идеям (в платоновском смысле), отражением которых он является, и чем он ближе к идеальному образцу, тем прекраснее. Царство платоновских идей представляет собой высшую объективацию воли. В отличие от феноменального мира, здесь нет времени, пространства, изменения. Вечные и бесстрастные идеи, составляющие сущность изменчивых явлений и познаваемые только в созерцании, становятся темой всего изобразительного искусства. Следующей ступенью является поэзия. Музыка же не является отражением идей, скорее она - отражение самой воли. Эстетический опыт представляет собой незаинтересованное созерцание, оставляющее в стороне все "почему", "по какой причине", "для чего". Таким образом, искусство дает возможность временной передышки от непрестанной борьбы и разочарований, присущих этому миру.

Буддисты, которыми Шопенгауэр восхищался, принимали мировое зло за нечто само собой разумеющееся. Шопенгауэр искал для своего пессимизма логическое оправдание. Человеческие желания, настаивал он, бесконечны, и удовлетворить их невозможно. На место удовлетворенного желания заступают десять других, и даже если бы все желания были удовлетворены, результатом была бы лишь скука. При этом Шопенгауэр замечает, что цели часто достигают после долгих лет борьбы, а удовлетворение длится краткий миг. Боль, говорил философ, позитивна, удовольствие негативно, это всего лишь временное облегчение. Иначе говоря, наш мир - наихудший из всех возможных миров, и если бы он был еще хуже, никто не захотел бы в нем жить. От борьбы и боли можно спастись тремя способами.

Первый - созерцание произведений творческого гения, в которых отражаются вечные идеи. Этот путь приносит временное облегчение. Второй - моральная жизнь, уменьшающая страдание, поскольку главной добродетелью является сострадание, т.е. Отождествление собственной страдающей воли с той, что присуща другим людям и животным. Полнота спасения достигается, однако, лишь через отрицание воли, отказ от самости и желаний - через бесстрастную аскетическую жизнь. Философия Шопенгауэра оказала значительное влияние на развитие немецкой и мировой философии. Последователями мыслителя были Р.Вагнер, Э.Гартман, Ф.Ницше, П.Дейсен и др.ЛИТЕРАТУРАШопенгауэр А. Полное собрание сочинений, тт. 1-4. М., 1900-1910.

Значения в других словарях
Шонгауэр Мартин

(Schongauer, Martin)(1435/1440-1491), немецкий живописец и гравер. Родился в Кольмаре (Эльзас), умер в Брейзахе (Баден). О его жизни известно мало. Юность он провел в Нидерландах, возможно, работая в мастерской Рогира ван дер Вейдена. Живописные произведения Шонгауэра сохранились только во фрагментах, а единственная, несомненно принадлежащая ему работа - алтарный образ в церкви Сен Мартен в Кольмаре Мадонна в беседке из роз (1465-1470). В этом произведении сочетаются изящество и монументальность..

Шопен Фридерик

ШОПЕН, ФРИДЕРИК ФРАНЦИШЕК (Szopen, Fryderyk Franciszek)ФРИДЕРИК ШОПЕН(1810-1849), польский композитор и пианист, долгое время живший и работавший во Франции (поэтому закрепилась французская транскрипция его имени - Chopin, Frderic Franois). Шопен - один из немногих композиторов, сочинявших практически только для фортепиано. Он не написал ни оперы, ни симфонии, его не привлекал хор, в его наследии нет ни одного струнного квартета. Но его многочисленные фортепианные пьесы в самых разных формах - м..

Шоссон Эрнест

ШОССОН, ЭРНЕСТ АМЕДЕ (Chausson, Ernest Amde) (1855-1899), французский композитор. Родился 20 января 1855 в Париже. По настоянию отца изучал юриспруденцию в Парижском университете. Диплом, полученный в 1877, принял равнодушно, полагая, что его призвание - литература, искусство и музыка. К музыке обратился под влиянием своей близкой подруги, госпожи де Рессак, но особую роль в его выборе сыграли оперы Вагнера, которые он слушал в Мюнхене. В 1879 Шоссон поступил в Парижскую консерваторию, где заним..

Шостакович Дмитрий Дмитриевич

ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ ШОСТАКОВИЧ.(1906-1975), русский композитор советского периода. Отличительные черты его стиля - интенсивная ритмика, разнообразное и часто самобытное использование оркестровых средств, высокая драматическая напряженность, оригинальный музыкальный юмор. Творчество Шостаковича то превозносилось властью, то подвергалось резкой критике. Его симфонии, в особенности Пятая и Седьмая, а также ряд фортепианных сочинений получили признание во всем мире. Дмитрий Шостакович родился 25 сент..

Дополнительный поиск Шопенгауэр Артур Шопенгауэр Артур

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Шопенгауэр Артур" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Шопенгауэр Артур, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ш". Общая длина 16 символа