Агни

189

(др.-инд. Agni, букв. «огонь»), в ведийской и индуистской мифологии бог огня, домашнего очага, жертвенного костра. По числу упоминаний в «Ригведе» занимает второе место после Индры (ок. 200 гимнов). А. - главный из земных богов, персонификация священного огня, стоит в цетре основного древнеиндийского ритуала.Основная функция А. - посредничество между людьми и богами (А. - божественный жрец). Жертвенный огонь возносит жертву языками пламени на небо. При слабой антропоморфизации А. (часто не ясно, идёт ли речь о божественном персонаже или о самом огне) характерно обилие упоминаний о частях его тела, при этом описания нередко противоречат друг другу (у А. Три головы, РВ I 146, 1, и ни одной головы, IV 1, 11. VI 59,6). Обычно эти телесные элементы уподобляются огню по форме, цвету (золотой, сияющий и т.

П.) и т. Д. - ср. Волосы, лицо, глаза, рот, зубы, язык, борода, тело, спина, руки, пальцы, ноги (но он же и безногий, IV 1, 11) и даже одежды. Нередок мотив поглощения пищи и возрастания в величине А. (-огня). У А. Множество ипостасей. Огонь на небе (солнце, молния), огонь в водах, огонь жертвенного костра. Он и старый и молодой (I 144,4. II 4, 5. X 4,'5). Именно для А. Характерны длинные ряды отождествлений типа «Ты, Агни, - Индра..., ты, Агни, - царь Варуна..., ты Анша..., ты, Агни, - Тваштар..., ты, Агни, - Рудра...» (II 1. V 3 и др.). По этой же причине А. Постоянно сравнивается с разными богами, людьми, животными, птицами, отдельными предметами. Также многочисленны версии происхождения А. Он рождён в водах, возник на небе, родился от самого себя, произошёл от трения двух кусков древесины, понимаемого как акт зачатия, его родители - небо и земля (III 1 и др.).

А. - сын Дакши, Дакшины, Илы (Иды), Пришни, жреца, жертвователя, утренних лучей, растений и т. П. Он един (бог) и множествен (жертвенные костры). Говорится о тройственной природе А. Он родился в трёх местах. На небе, среди людей и в водах. У него три жилища, у него троякий свет, три жизни, три головы, три силы, три языка (X 45).Многоформенность и абстрактность А. Способствовали философским спекуляциям об А. Как о всеобъемлющем начале, пронизывающем мироздание (X 88 и др., особенно - упанишады и некоторые поздние концепции), или как о свете, присутствующем среди людей и внутри человека (VI 9). В поздних гимнах «Ригведы» обсуждаются вопросы о соотношении небесного огня с бесчисленными земными огнями. Но для большинства гимнов характерно, что А.

Горит, сияет, освещает, обладает всеми силами, заполняет воздушное пространство, открывает двери тьмы, укрепляет небо и землю, охраняет их, восходит на небо, рождает оба мира, живёт в воде. Знает все пути, все мудрости, все миры, все людские тайны. Наблюдает за всем на свете, правит законом. Приводит богов на жертвоприношение. А. Дружествен к людям, к долгу, соединяет супругов, приносит богатство, поощряет певцов, поражает врагов, тьму. Многочисленны имена А., хотя высшее из них хранится в тайне (X 45, 2). Он - асура, пожиратель жертвы, первый Ангирас, Митра, Рудра, Матаришван, Бхарата и т. П. Из его эпитетов особенно известны. Джатаведас - «знаток всех существ» [или «знающий о (предшествующих) рождениях»], Танунапат - «сын самого себя».

Вайшванара - «принадлежащий всем людям», Нарашанса - «хвала людям». Связи А. С богами очень многообразны. В текстах А. Выступает совместно с адитьями, Индрой, марутами, Ямой, Сомой и др., но эти связи, как правило, не образуют сюжета. То же можно сказать и об отдельных мотивах, в которых А. Действует вместе с человеческими персонажами (ср. А. Освобождает Атри, Х 80, 3. А. Должен доставить Аулану на небо, Х 98, 11. А. И Пуруравас, А. И Ушидж, А. И Ману, А. И Аю, А. И Дадхьянч и др.).В эпический период А. Сохраняет свои прежние функции. Функция А. Как космической силы вводится в рамки учения о четырёх мировых периодах (см. Юга), а функция А. Как стихии преобразуется в концепции пяти элементов, из которых состоит мир. Как особое божество А.

Отходит на второй план, становясь одним из четырёх или восьми хранителей мира (см. Локапалы). Ему отдаётся во власть юго-запад, иногда и восток.Из отдельных сюжетов и мотивов с участием А. Можно отметить несколько. Скрывается в водах, расчленяется и распределяется («Брахаддевата»), ср. Ведийский мотив исчезновения А. И его укрывания в водах. А. Прячется в водах и проклинает рыбу, лягушек (Тайтт.-самх., Мбх.)-. А. Соблазняет жён мудрецов и рождает бога войны Сканду (Мбх., ср. Мат.-пур.). А. Превращается в голубя, а Индра в сокола (в сказании о царе Ушинаре, Мбх. III). Повинуясь Брихаспати, А. Оборачивается женщиной и отправляется на поиски испуганного Индры (сказание о Нахуше, Мбх. V). Мудрец Бхригу проклинает А. За то, что он выдал демону Пуломану имя его жены Пуломы (I).

А. Исцеляет Индру (V). А. Посылается Индрой к царю Марутте (XIV). А. Как предводитель васу (напр., в войне с Раваной, «Рамаяна»). При создании богини Кали А. Даёт ей глаза, копьё («Маркандейя-пурана»). А. - сын Ангираса (пураны), но Ангирас - приёмный сын А. (Мбх. Ill). A. - муж Свахи, персонифицированного ритуального возглашения, и др. Эти сюжеты и мотивы недостаточно чётки. В них А. Обычно выступает как зависимый персонаж (посланец, посредник, сопровождающее лицо). Культ обожествлённого огня в том виде, как он засвидетельствован в ведах, восходит к периоду индо-иранского единства (ср. «Авесту»). Впрочем, само имя А. Обнаруживает надёжные индоевропейские параллели, ср. Слав. Огнь, литов. Ugnis, лат. Ignis и др. Следы А., возможно, сохранились в имени божества Akni во 2-м тыс.

До н. Э. В Малой Азии.Лит. Ригведа, М., 1972, с. 93-110, 270-83;Невелева С. Л., Мифология древнеиндийского эпоса, М., 1975, с. 84-87. Holtzmann A., Agni nach den Vorstellungen des Mahâbhârata, Strassburg, 1878. Hertel J., Die arische Feuerlehre, Bd 1, Lpz. 1925. Hauschild R., Das Selbstlob (Atmastuti) des somaberauschten Gottes Agni, в сб. Asiatica. Festschrift F. Weller, Lpz., 1954, S. 247-88. Harle J. C., Two Images of Agni and Yajnapurusa in South India, «Journal of the Royal Asiatic Society», 1962, № 1, p. 1-17 и др.В. Н. Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Агни

бог огня в древнеиндийской ведической религии (См. Ведическая религия).. ..

Агни

АГНИ - бог огня в ведической религии.. ..

Агни

Санскритское название огня и бога огня. Последний является не только олицетворением светящей и поражающей силы этого элемента, но и носителем жертвы и благодаря этому — посредником между богами и людьми, охранителем домашнего очага и противником духов тьмы. Между ведскими божествами Агни занимает выдающееся положение. Но в позднейшей мифологии он отступает на задний план.. ..

Агни

(индейск. Миф.) бог огня.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков Ф., 1907)(санскр. Agni - огонь). Индийский бог огня.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)индийск. Бог огня.(Источник. "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907). ..

Агни

Сущ., кол-во синонимов. (1). ..

Агни

Бог огня в ведической религии.. ..

Агни

АГНИ (древнеиндийское agni - огонь) (ср. Латинск. Ignis, русское огонь) - индийское божество огня. Гимны к А., которыми начинаются почти все 10 книг Риг-Веды, восхваляют его как посредника между богами и людьми, домашнего жреца богов и бессмертного гостя смертных, щедрого подателя благ и защитника людей от демонов, нищеты и голода. Религиозно-эпические произведения - пураны и Хариванса - очеловечивают его. Позднее значение А. Умаляется. Он становится одним из восьми богов-миродержцев, царящим н..

Агни

- в мифах древних индийцев бог огня, домашнего очага, жертвенного костра. Как посредник между людьми и богами Агни (жертвенный огонь) возносит жертву языками пламени на небо.. ..

Агни

Бог огня в др.-инд. Ведической религии.. ..

Агни

(Огонь) - бог огня. В "Ригведе" - второе по числу упоминаний божество, культ к-рого сохраняет черты, восходящие к индоиранскому периоду. В гимнах его образ еще не отграничивается отчетливо от священного огня, к-рый он олицетворяет и к-рый занимает центральное место в ведийском ритуале наряду с Сомой, с которым А. Чаще всего ассоциируется в Ведах. В гимнах А. Прославляется как Пожиратель жертвы (Хуташана), возносящий ее к богам, жрец богов, посредник между ними и людьми. Связанный с повседневной ..

Агни

Одна из наиболее почитаемых богинь ведического пантеона.. ..

Аглая

(Aglaja, Αγλαι̃α). Одна из Харит или Граций. См. Хариты.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Аглибол

[арам. 'gibl, «колесничий Бола (Бела)»], в западносемитской мифологии бог луны, почитавшийся в Пальмире. Входил в триады богов (Бел - Йарихбол - А. И Баалшамем - Малакбел - А.), игравших там наиболее заметную роль. Возможно, считался колесничим Бела. Известны изображения А. В облике воина с полумесяцем на плечах и короной из лунных лучей на голове.и. Ш.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Агноман

В мифологии ирландских кельтов - отец Немхеда.(Источник. «Кельтская мифология. Энциклопедия.» Пер. С англ. С. Головой и А. Голова, Эксмо, 2002.). ..

Агрескуи

Арескои, в мифологии ирокезов олицетворение солнца, бог войны и охоты. К нему обращались при любой опасности в лесах, на воде, во время охоты. В жертву ему приносили плоды и дичь. Перед выступлением в поход воины жертвовали А. Собаку (вздёргивая её на высокий шест), иногда - пленников.А. В.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Дополнительный поиск Агни Агни

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Агни" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Агни, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 4 символа