Аменхотеп Сын Хапу

228

Аменхотеп сын Хапу — выдающийся архитектор, художник и мудрец, фаворит и доверенное лицо фараона Аменхотепа III, одна из самых значительных личностей в истории древнего Египта эпохи Нового царства.— Родился во время правления фараона Тутмоса III (1479 - 1425 гг. До н. Э.) в городе Атрибисе (Дельта), где занимал пост верховного жреца местного божества Хора Хентихтаи. С воцарением Аменхотепа III (1388 - 1351 гг. До н. Э.) переехал в Фивы. Именно под его руководством были возведены храм Амона в Луксоре и заупокойный комплекс Аменхотепа III в Ком эль-Хеттан. Аменхотеп сын Хапу также был главным управителем работ царя в Нубии, где на стенах гигантского храма в Солебе он запечатлен вместе со своим повелителем во время церемонии освящения комплекса.— В обширных дворах храма Амона в Карнаке были обнаружены многочисленные статуи Аменхотепа сына Хапу, по праву считающиеся выдающимися произведениями древнеегипетского искусства.

Одна из них, кубообразная, с четырех сторон покрыта иероглифическим текстом, повествующим о его долгой жизни, службе отечеству и головокружительной карьере от «царского писца» до «распорядителя всеми работами царя», т. Е. Главного архитектора. «...Благой бог, царь Верхнего и Нижнего Египта Небмаатра, сын старший Ра-Хорахте, наградил он меня, назначив писцом царским для приказов владыки. Я постиг тексты тайные, и я вижу пользу трудов Тота. Стал я сразу же господином слов сокровенных, освещающим то, что мраком сокрыто. Получали от меня разъяснения на все вопросы, что задавались. Мой повелитель, сын Ра Аменхотеп, властитель Фив, наградил меня и в третий раз. Воистину он сын Ра, которому даны в вечности празднества Сед бесконечно.

Мой господин назначил меня распорядителем всех работ царя. Навечно утвердил я имя царя. Не было сделано подобного предками. Для него, для преемника Атума нашел я (лит. Сделал) гору из кварцита. Творил я согласно воле моего сердца, руководя созданием образа его в доме великом (т. Е. В Карнаке) в каждом камне прочном, словно небо. Никто никогда не совершал подобного со времен создания Обеих земель. Был я главой работ, когда создавались статуи его, те, что велики в ширину, те, что выше столбов, красота которых затмевала пилон. Высота которых сорок локтей. Вырублены (они) из горы кварцита прекрасного вблизи Ра и Атума (совр. Гебель Ахмар). Построил я корабль в восемь саженей, перевез я ее (статую) через реку и была она установлена в доме великом, незыблемая, словно небеса».

Увы, от упомянутой колоссальной статуи, называвшейся «Монту властителей» и установленной к югу от X пилона храма Амона в Карнаке осталась лишь база и обломки ног.— Статуи великого художника, установленные в Карнаке, предназначались для публичного обозрения. На двух из них даже сохранился призыв ко всем проходящим воззвать к Аменхотепу сыну Хапу для обретения через его посредничество милости бога Амона. «О, люди Карнака, вы, желающие узреть Амона, придите ко мне. Передам я ваши прошения. Ибо я — посредник этого бога. Небмаатра установил меня передавать о делах Обеих земель».— Безусловно, самые знаменитые памятники, созданные под руководством Аменхотепа сына Хапу, это Колоссы Мемнона, называвшиеся в древности «Владыки владык» и являющиеся в наши дни практически единственным значительным свидетельством о существовании на западе Фив грандиозного заупокойного храма Аменхотепа III.— Один из сохранившихся текстов, также на статуе, гласит о том, что архитектор достиг возраста 80 лет в желании достичь заветного для каждого древнего египтянина срока земной жизни в 110 лет.

К этому времени он носил еще и титул «наставник дочери царской и супруги царской великой Сатамон». На рельефе со сценой погребального пира из гробницы великого везира Рамосе, Аменхотеп сын Хапу изображен вместе с миниатюрной женщиной, имя которой, увы, не упомянуто.— Аменхотеп сын Хапу был погребен в скальной гробнице в южной части холма Гурнет Мурраи на западном берегу Фив в непосредственной близости к своему шедевру — заупокойному комплексу Аменхотепа III в Ком эль-Хеттан. Кроме того, он стал одним из нескольких вельмож, которым ввиду их заслуг перед страной, было даровано право на строительство собственного заупокойного храма среди царских поминальных комплексов на западном берегу в Фивах. Вход в храм традиционно открывался пилоном, за которым располагался открытый двор с обрамленным деревьями озером и портиками перед вторым пилоном и двором.

В глубине храма, находились сводчатые святилища, окруженные многочисленными подсобными помещениями. Дошедший до нашего времени царский декрет, датированный временем правления XXI династии, и касающийся этого святилища, говорит о популярности культа художника-мудреца три века спустя его кончины.— В Позднее время вместе с Имхотепом, архитектором фараона III династии Джосера (2690 - 2670 гг. До н. Э.), он был обожествлен за свою мудрость и сакральное знание, которое он, в отличие от остальных смертных, получил от богов еще при жизни, увидев ах — дух бога Тота. Традиция также приписывает Аменхотепу сын Хапу и обретение 167 главы «Книги мертвых». Культ «равных богам» мудрецов, которые даровали паломникам исцеление от физических и душевных недугов, процветал в храме Хатхор и Маат в Дейр эль-Мединэ, в храме Тота в Каср эль-Агуз, а также в храме царицы Хатшепсут в Дейр эль-Бахри вплоть до конца времени правления Птолемеев.БиблиографияК.

Михаловский «Карнак». — Варшава. 1970.М. Э. Матье «Искусство древнего Египта». — М.— Л., 1961.«Amenophis III». «Le Pharaon-Soleil». — Paris, 1993.L. Kakosy «Imhotep and Amenhotep son of Hapu as patrons of the Dead». // Studia Aegyptiaca VII. Etudes Publiees par les Chaires d'Histoire Ancienne de l'Universite Lorand Eotvos de Budapest 33. — Budapest, 1981.W. J. Murnane «Servant, Seer, Saint, Son of Hapu, Amenhotep, called Huy».// K.M.T. 2 (1991).C. Robichon, A. Varille «Le temple du scribe royal Amenhotep fils de Hapou». — Le Caire, 1936.A. Varille «Inscriptions concernant l'architecte Amenhotep fils de Hapou». — Le Caire, 1968.H. Wild «Ex-voto d'une princesse saite a l'adresse d'Amenhotep-fils de Hapou». // MDAIK 16 (1958).D. Wildung «Egyptian saints.

Deification in pharaonic Egypt». — New York, 1977.ВНИМАНИЕ. Эта статья не может быть использована без ссылки на автора, так как составляет часть готовящейся к изданию работы «Древний Египет. Энциклопедия».© В. В. Солкин(Источник. «Древнеегипетский словарь-справочник».).

Значения в других словарях
Аментет

(imnt.t), в египетской мифологии богиня запада (царства мёртвых). Изображалась в образе женщины со своим иероглифом «аментет» («запад») на голове. Она, как покровительница умерших, протягивала к ним руки, встречая их в стране мёртвых. В период Нового царства образ А. Сливался с образом богини Хатор, которая также называлась «владычица прекрасного запада».р. Р.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Аменхотеп

Египетские фараоны эпохи Нового царства (XVIII династия). Из них:1) Аменхотеп II (около 1491-1465 до н. Э.) — сын Тутмоса III. Крупный завоеватель. Совершал походы в Сирию, Палестину. Доходил до реки Евфрат и страны Митанни. В результате своего 2-го похода в Палестину вывел в Египет свыше 100 тысяч пленников-рабов и захватил огромное количество различных ценностей. Аменхотеп II держал в подчинении Нубию, жестоко подавляя все попытки сопротивлений с ее стороны.2) Аменхотеп III (около 1455-1419 до..

Амертат

(авест., «бессмертие»), в иранской мифологии благой дух (см. Ахуры), входящий в состав семи божеств Амеша Спента. Упоминается с Аурватом. Оба - воплощения благой деятельности Ахурамазды (в «Гатах»). Амертат - дух растительности, Аурват - телесного здоровья, жизни, божества - покровители растительности и воды. Эта взаимосвязь восходит к древней мифологеме мирового дерева (см. Древо мировое) у источника живой воды, к идее телесного бессмертия. В «Гатах» сохранились лишь имена обоих, но не сама миф..

Амеша Спента

(авест., «бессмертные святые»), Амшаспанд (среднеперс.), в иранской мифологии шесть или семь божеств, ближайшее окружение верховного божества Ахурамазды. Ранние тексты изображают их существами нейтрального рода, другие («Ясна» 21, 1-2 и 39,3) - мужского и женского, третьи («Ясна» 51, 22) - только мужского. В период раннего средневековья А. С. Часто воспринимались как единый персонаж. Многие исследователи, отрицая самостоятельность каждого из А. С., склонны были видеть в них аспекты, аллегории бл..

Дополнительный поиск Аменхотеп Сын Хапу Аменхотеп Сын Хапу

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Аменхотеп Сын Хапу" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Аменхотеп Сын Хапу, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 18 символа