Асуры
(др.-инд. Asura, букв. «обладающий жизненной силой»), в ведийской и индуистской мифологии. 1) класс небесных персонажей, обладающий колдовской силой майя. В «Ригведе» А. Могут быть и боги [адитьи (прежде всего Варуна и Митра), Агни, Индра и др.], и (редко) небесные демоны - противники богов. Но уже в «Атхарваведе» под А. Понимаются только демоны (изредка выступающие и как враги людей - АВ VIII 6, 5). Ср. «Каушикасутра» (87, 16. 88, 1), тогда как боги называются исключительно дева (deva-). В упанишадах боги также - сура (sura-), откуда толкование имени А. Как «не-боги» (а-сура). К этому времени окончательно складывается противопоставление А. Богам. Вместе с тем уже в позднеиндийской литературе формируется представление об А.
Как высшем классе демонов, противостоящем богам.Боги побеждают А. (РВ Х 157, 4). Агни обещает исполнить гимн, с помощью которого боги разобьют А. (X 53, 4). К Брихаспати. Обращаются с мольбой сокрушить А. (II 30, 4). Индра побеждает тех или иных представителей асурского рода, прежде всего Вритру, асуру по преимуществу, Пипру (X 138, 3), Варчина (VII 99, 5. Вместе с Вишну), поэтому Индру (иногда и Агни, солнце) называют асурахан («убийца А.»). После гибели А. Идут в царство Варуны. В эпоху брахман А., связанные с тьмой и ночью (Шат.-бр. II 4, 2, 5. Тайтт.-самх. I б, 9, 2), окончательно становятся врагами богов, и битвы между ними образуют большую часть сюжетов, в которых участвуют А.В качестве создателя А. Обычно называют Праджапати (или Брахму - в более поздних вариантах).
А. Возникли из его ожившего дыхания («Тайттирия-брахмана». В другой версии этого же текста из брюшной полости). Из нижнего дыхания («Шатапатха-брахмана»), из капель («Тайттирия-Араньяка». Вместе с другими видами демонов), из паха Брахмы-Праджапати (« Вишну-пурана», «Ваю-пурана») и т. Д. Весь состав А. Не поддаётся точному определению, но часто под А. Понимали дайтьев, данавов и других потомков Кашьяпы. С А. Связан ряд мифологических сюжетов. А. Рождены Брахмой, они - старшие братья богов, обладающие мудростью, мощью и майей. На небе у них было три града - железный, серебряный и золотой, а также грады в подземном царстве. Верховный жрец А. И их наставник - Ушанас, сын Бхригу. Их царь - Хираньякашипу. А. Возгордились, исполнились зла, и счастье отвернулось от них.
Индра сокрушил их в битвах, а Рудра испепелил три града А. И низверг их с неба. Демон-вепрь Эмуша крадёт у богов зерно для жертвоприношения и собирается варить кашу, но Индра поражает демона, а Вишну уносит зерно из царства А. И возвращает его богам. Многочисленны войны богов с А. Индра поражает А. Шамбару, Намучи, Пуломана и берёт дочь последнего Шачи в жёны. Боги во главе с Индрой и Рудрой освобождают Тару от Сомы, которому помогают А. Во главе с Ушанасом. Индра поражает Вритру и т. П. А. Вместе с богами участвуют в пахтанье океана. Боги похищают амриту (лишь асуру-демону Раху удаётся глотнуть её, и поэтому голова его становится бессмертной). А. Вступают в бой, но Вишну и боги загоняют их под землю и на дно океана. Вишну в облике вепря поражает асуру Хираньякшу и утверждает землю посреди океана.
Асура Хираньякашипу заточает в темницу своего сына Прохладу, почитавшего Вишну. Вишну в образе получеловека-полульва является царю А., поражает его и освобождает Прахладу. Вишну в облике карлика приходит к Бали-царю А. И помогает вернуть богам власть над вселенной, до того пребывавшую в руках А. Асуры участвуют и во многих других сюжетах (сказания о Яяти, о Сундеи его брате Упасунде, о Ваджранге и Тараке, о разрушении крепости асур Трипуры, о Раване, о том, как Агастья покарал Илвалу, царя А., и т. П.). Соотношение А. И дева находит параллель в др.-ираи. Ahura-:daeva- с той разницей, что у иранцев слово ahura (см. Ахуры) обозначало богов, daeva (см. Дэвы) - демонов.Лит. Kuiper F. В. J., The Basic Concept of Vedic Religion, «History of Religions», 1975, v.
16, p. 107-20.В. Н. Топоров. 2) В буддийской мифологии А. (санскр. И пали asura, «не бог») существа, образующие один из шести разделов сансары. А. Жили когда-то как боги в небе Траястринса (см. Девалока), но были изгнаны главой этого неба Шакрой. А. Обитают в основном в пещере горы Меру и ведут ожесточённые бои с богами, хотя всегда терпят поражение. Яблоком раздора между А. И богами является мифическое дерево Читтапатали, корни которого находятся во владениях А., но плоды созревают в небесах. В мифологии ваджраяны А. Символизируют зависть.л. М.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Асуры
На нашем сайте Вы найдете значение "Асуры" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Асуры, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "А". Общая длина 5 символа