Бесы

120

(общеславянское слово. Старослав. Ед. ,ч. Бъсъ, укр. Бic, болг. Бяс, бес, сербо-хорв. Вйjес, словен. Бês, чеш. Bus, польск. Bies и т. Д. Исконно родственно литов. Baisus, «страшный» и в конечном счёте восходит к индоевроп. Bhoi-dho-s, «вызывающий страх, ужас». Б. - того же корня, что слово «бояться»), в древнеславянских языческих религиозно-мифологических представлениях злые духи (следы такого употребления термина - в архаичных фольклорных текстах, особенно в заговорах). Из языческой терминологии слово попало в христианскую традицию, где было использовано для перевода греч. Δαίμονς- демоны. В старых церковных поучениях против язычества слово «Б.» продолжало использоваться в первоначальном значении «злой дух», хотя категория злых духов расширена за счёт включения сюда старых слав.

Языческих богов (Перун, Велес, Мокошь и др. Называются здесь тоже Б.).в. И., в. Т. В христианских религиозно-мифологических представлениях Б. - духи зла, антагонисты троицы и ангелов, слуги, воины и шпионы дьявола. «враги невидимые» человеческого рода. Как сеятели дурных внушений, болезней (особенно душевных расстройств - «беснования») и всякой скверны и порчи, как разрушители социальных связей, с особенной ненавистью относящиеся к браку и строящие против него всякие козни, Б. Сопоставимы со злыми духами различных мифологий (см. Духи), начиная с самых примитивных. Но согласно христианским представлениям, Б. Не только опасны, как амбивалентные фольклорные персонажи, но абсолютно злы и не могут быть партнёрами никакого договора, ведущего к добру.

Идейный комплекс «священной войны» против злых духов сближает христианские представления о Б. С иранской мифологией (мотив борьбы с дэвами). Но с точки зрения христианства живущее в Б. Зло - не свойство, изначально присущее их природе, а следствие ложного выбора их свободной воли. Б. И сам дьявол - не порождение какой-то иной, неподвластной богу «теневой» стороны бытия (как Ангро-Майнью в его отношении к Ахурамазде), но создание самого бога, его неверные слуги. Когда-то они были ангелами, но не сохранили «своего достоинства» (Иуд. 6), отпали от бога в акте измены и стали «ангелами сатаны» (Апок. 12, 9 и др.), «ангелами бездны». (В церковно-славянском и русском народном обиходе иногда было принято называть Б. В отличие от добрых ангелов «аггелами», что соответствует орфографии, но не произношению греч.

Слова άλλελος «ангел».)От своего ангельского прошлого Б. Удержали, хотя и в умалённой мере, прерогативы сверхчеловеческого знания и могущества, поставленные у Б. На службу злу. Помимо несвязанности условиями пространства и власти над стихиями, они имеют возможности тонкого проникновения в ход человеческих мыслей и вкладывания в ум и сердце человека нужных им внушений. Но Б. Не обладают полным и достоверным знанием о глубинах человеческих душ. Тайное решение очень твёрдой и праведной воли имеет шанс скрыться от глаз Б.Деятельность Б. Как искусителей направлена на всех людей, но с особым вниманием они относятся к монахам, аскетам и пустынникам, находящимся с ними в отношении объявленной войны (отшельники ранней поры монашества с особым намерением избирали для проживания места, пользовавшиеся наиболее недоброй славой по части «нечистой силы», чтобы сразиться с Б.

В самом их гнезде). Уже основатель христианского монашества египетский пустынник 4 в. Антоний Великий стал героем красочных рассказов о преодолении бесовских козней.Б. Имеют общую с ангелами способность быть невидимыми и являться людям лишь по собственному произволу. Образ, который они принимают, также зависит от их выбора. А так как самая сущность бытия Б. - ложь, образ этот - фальшивая видимость, маска. По характерной русской пословице, «у нежити своего облика нет, она ходит в личинах». Чтобы добиться полного доверия соблазняемого, Б. Могут принять образ светлого ангела или даже Иисуса Христа. Явившиеся в этом образе Б. Говорят возгордившемуся монаху о его святости и богоизбранности (частый агиографический мотив), а малодушного, напротив, запугивают мнимой неизбежностью его осуждения (итальянская легенда о молодом ученике Франциска Ассизского, которому учитель велел ответить сверхъестественному посетителю простецкой, намеренно грубой бранью, после чего Лже-Христос исчез с сильным шумом и серным запахом).

Считается, что видения, инспирированные Б., вызывают тяжёлое чувство смущения и тоски или, напротив, судорожной весёлости, которыми они сопровождаются (обычный симптом видимой или невидимой близости Б. - тошнота, ср. Название Б. В русском фольклоре - «тошная сила»). Чтобы вкрасться в доверие, Б. Принимают облик реальных отсутствующих людей, напр. Друзей соблазняемого (легенда о Феодоре и Василии Печерских). Другие личины нужны Б. Для побуждения похотливых чувств, обычно в пустыннике (явления в виде женщин, напр., герою апокрифической повести о Макарии Римском). Тоскующую вдову Б. Могут навещать и ласкать в обличье её умершего мужа и т. П. Для позднего западноевропейского средневековья особенно характерны представления о Б., предлагающих себя для блуда мужчине - в виде женщины («суккуб»), а женщине - в виде мужчины («инкуб»).

Представления эти не чужды Византии (в «Житии Василия Нового», 10 в., упоминается грех соития с Б.) и Древней Руси («Повесть о бесноватой жене Соломонии», 17 в.). Третий род личин - гротескные подобия фантастических, уродливых чудищ (огнедышащий змий, псоглавец, «единаок», напоминающий одноглазых киклопов) или животных, либо хищных и опасных (лев, медведь, волк и т. П.), либо «нечистых» и внушающих отвращение (жаба, ср. Апок. 16, 13, мышь и т. П.). Сюда же примыкают образы чёрного пса, а в Западной Европе - чёрного кота (в порядке ложной этимологии связывавшегося с наименованием средневековой ереси катаров). Фольклор часто представлял Б. В обличье иноверцев (иудеев, мусульман) и иноземцев, либо наиболее экзотических («чёрные мурины», т.

Е. Эфиопы, - постоянное обозначение Б. В старинной русской литературе), либо, напротив, наиболее известных и одиозных (арабы в византийской литературе, ляхи и литвины в древнерусских текстах). Тёмные фигуры «муринов» являются мучить и томить после смерти человека его душу, вышедшую из тела и страшащуюся неведомого пути. Наиболее обычный образ Б. В народной фантазии и в иконографических традициях православного и католического средневековья совмещает антропоморфные и териоморфные черты, приближаясь в этом отношении к языческому образу сатира или фавна. Он тёмен, рогат, хвостат, ноги его оканчиваются копытцами, хотя в воспоминание о своей изначальной ангельской природе он имеет крылья (впрочем, в западной традиции это обычно крылья летучей мыши - ещё одного «нечистого» животного).

Особенно богатой иконография Б. Становится на исходе средневековья. «Дьяблерии» на Западе и аналогичные явления русской фантазии неразрывно связаны с судьбами низовой сатиры. Образы Б. Как мучителей грешников в аду у Данте («Божественная комедия»), отмеченные неприкрашенной убедительностью, сохраняют связь с ортодоксальной традицией. В позднейшей литературе необходимо отметить образ чёрта из «Братьев Карамазовых» Ф. М. Достоевского (и его почти цитатное отражение в «Докторе Фаустусе» Т. Манна), стилизацию апокрифических историй о Б. У А. М. Ремизова, декоративное использование «дьяблерии» в «Мастере и Маргарите» М. Булгакова и др.Лит. Буслаев Ф. И., Бес, в его кн. Мои досуги, т. 2, М., 1886, с. 1-23. Дурново Н. Н., Легенда о заключенном бесе в византийской и старинной русской литературе, в сб.

Древности. Труды славянской комиссии императорского Московского археологического общества, т. 4 в. 1, М., 1907, с. 64-152. Успенский А. И. Бес. (Из материалов для истории русской живописи), «Золотое Руно», 1907, № 1, с. 21-27 Спасский А. А., Вера в демонов в древней церкви и борьба с ними, «Богословский вестник» 1907, т. 2, с. 357-91. Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила, СПБ, 1903. Рязавовский Ф. А., Демонология в древнерусской литературе, М., 1915.С. С. АверинцеВ. В Западной Европе начиная с 15 в. В изобразительном искусстве особую популярность обретает сюжет «Искушение святого Антония», дававший широкий простор воображению живописцев в воплощении фигур Б. (произведения М. Шонгауэра, И. Босха, М. Грюневальда, Яна Госсарта, Л.

Кранаха Старшего, Лукаса Лейденского, П. Веронезе, X. Голциуса и др.). Среди произведений литературы на этот сюжет философская драма Г. Флобера «Искушение святого Антония». Фигуры Б. Встречаются в миниатюрах средневековых рукописей и в пластике соборов 11-15 вв. Особенно причудливые порождения фантазии художников содержатся в числе гротескных деталей готического орнамента соборов. Изображение Б. В живописи связано также с воплощением сцен ада (напр., у Босха) и особенно страшного суда.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Бесы

БЕСЫ - в древнеславянской мифологии злые духи. В христианских представлениях то же, что черти.. ..

Бесы

Biessi, Βίεσσοι — имя славянского народа, жившего во время Птолемея в теперешней Галиции, у подножия Карпат. О них писал Шафарик ("Славянские Древности", I).. ..

Бес

См. Бэс(Источник. «Древнеегипетский словарь-справочник».). ..

Бессмертие

Кельты верили в бессмертие души. Они были в числе первых европейских народов, усвоивших такие представления. Притом это не было учение о реинкарнации, а верование, в основе которого лежал тот факт, что, когда человек умирает, он просто отправляется в иной мир. Вот почему кельты клали в могилу вместе с умершим все необходимое для будущей жизни в Потустороннем мире. По-видимому кельты верили в постоянный "взаимообмен" душами между этим миром и Потусторонним. Поскольку кельты верили не только в то,..

Бетэль

(иврит, араб., bt'l, «дом бога»), Битилу (угарит.), в западносемитской мифологии бог. В финикийской теогонии Санхонйатона - Филона - брат Илу, Дагона я др., сын Урана (Баалшамема?) и Геи, Одновременно Б. - обозначение культового объекта, распространённого также у древних арабов (см. Древнеарабская мифология).и. Ш(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Бефана

(итал. Befana, Befania, искажённое Epifania, «богоявление»), в низшей мифологии (у итальянцев) мифологический персонаж, бродящий по земле с 1 по 6 января (праздник богоявления) в облике страшной старухи. Иногда считается доброй, приносит подарки детям, проникая в дом через дымоход (плохим детям достаётся только зола), иногда - злой. В народных обрядах Б. - ведьма. Её воплощает тряпичная кукла, которую возят на тележке и сжигают на главной площади (ср. Сожжение слав. Марены, воплощения смерти, и ..

Дополнительный поиск Бесы Бесы

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Бесы" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бесы, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 4 символа