Бхригу

129

(др.-инд. Bhrgu, от корня bhrâj, «пылать», «сиять»), в ведийской и индуистской мифологии мудрец, один из семи великих риши. В «Ригведе» имя Б. Употребляется во множественном числе и означает группу божественных существ, передавших небесный огонь людям и бывших его хранителями (I 60, 1. 58, 6 и др.). По-видимому, эти Б.- одна из манифестаций Агни. В той же «Ригведе» и в позднейшей литературе Б. Рассматриваются также как жреческий род, установивший жертвоприношения на огне, а основателем этого рода считается мудрец Б. По одной версии, Б. Родился из семени Праджапати и был воспитан Варуной (Айт.-бр. V 10), по другой,- он сын самого Варуны (Шат.-бр. XI 61, 1), по третьей, - его отцом был Ману, который передал своему сыну космогоническое учение, а тот сообщил его людям (Мбх.

XII 182-192). Слово «Б.» в индуистской мифологической традиции обладает непререкаемым авторитетом. В одном из вариантов мифа о Нахуше именно Б. Обращает его своим проклятием в змею и сбрасывает с неба (Мбх. XIII 100). Б. Проклинает также Вишну, когда тот обезглавливает жену Б. - Пулому, предоставившую убежище асурам. По этому проклятию Вишну был обречён семь раз родиться среди смертных (см. Аватара) и в одном из этих рождений (в облике Рамы) разлучиться со своей женой Ситой (Падма-пур. V 13. Рам. VII 51). «Падма-пурана» связывает с именем Б. Миф о провозглашении Вишну верховным богом. Согласно этому мифу, однажды риши, собравшиеся для жертвоприношения, вступили в спор, кто из богов наивысший. Разрешить этот спор взялся Б. Сначала он отправился к Шиве, но не был допущен к нему, потому что Шива предавался в это время любви со своей супругой.

За это Б. Лишает его положенных жертв и заставляет принять форму линги. Далее Б. Идёт к Брахме, но Брахма не воздаёт Б. Должных почестей, и Б. Отказывает ему в почитании со стороны брахманов. Наконец, он приходит к Вишну, застаёт Вишну спящим и, чтобы разбудить его, ставит ему на грудь ногу. Вишну не только не гневается, но смиренно растирает ногу мудреца руками. Тогда Б. Провозглашает Вишну единственным богом, достойным почитания у остальных богов и у людей (Падма-пур. VI 282). Б. Имел сына Шукру, который был наставником асуров и идентифицировался с планетой Венера.п. А. Гринцер.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Бхригу

БХРИГУ - один из ведийских мудрецов-риши, основатель рода жрецов огня.. ..

Бхригу

Мифич. Мудрец, упоминаемый еще в "Ригведе", чьи потомки принесли людям огонь, найденный ими в водах. В послеведийской мифологии Б. Причисляется к Праджапати, сыновьям Брахмы. Мифы рассказывают о его великом могуществе. В числе его потомков - Парашурама и Аурва, чей гнев породил вселенский огонь, таящийся на дне океана (Лгни).В. Эрман . ..

Бхима Волчебрюхий

Никто из мальчиков не мог превзойти умом и сообразительностью Юдхиштхиру. Первым в стрельбе из лука был Арджуна, а самым сильным еще с младенчества Бхима. Ведь когда он упал с колен матери, то проломил детским тельцем скалу. Во время игр он хватал двоюродных братьев за головы и валил их на землю. Сотню сильных мальчиков и еще одного он побеждал без малейшего труда. Играя в воде, он обхватвгаал руками десять мальчиков и, погрузившись, сидел там, а затем отпускал их полумертвых. Поступал он так н..

Бхишма

(др.-инд. Bhîsma, «грозный»), герой древнеиндийского эпоса «Махабхарата», двоюродный дед пандавов и кауравов. Б. Был сыном царя Шантану и богини Ганги. Когда его отец вторично женился на дочери царя рыбаков Сатьявати, Б. Дал обет безбрачия и отказался от царства в пользу своих младших братьев Читрангады и Вичитравирьи. После их смерти Б. Воспитал наследников трона Панду и Дхритараштру, а затем их сыновей - пандавов и кауравов. Будучи советником царя Дхритараштры, Б. Всячески пытался предотвратит..

Бхуджью

(др.-инд. Bhujyú от bhuj-, «сгибаться», «искривляться»), в древнеиндийской мифологии сын Тугры, покинутый во время бури своими спутниками и спасённый Ашвинами, трое суток нёсшими его над волнами. Этот сюжет неясно упоминается уже в «Ригведе» (несколько раз в 1-й и 10-й мандалах). Известны и некоторые другие детали. Кораблекрушение в море, безуспешные вначале призывы Б. О помощи, попытки уцепиться за бревно среди океана, мотив стовёсельного корабля как убежища Б., освобождение Б. С помощью одушев..

Бхуты

(др.-инд. Bhûta, букв. «бывший»), в индуистской мифологии демонические существа, принадлежащие к свите Шивы (одно из имён Шивы - Бхутешвара, «Владыка Б.»). Иногда идентифицируются с претами, духами умерших. Б. Обычно враждебны людям, живут на кладбищах и питаются человеческим мясом, но могут быть также хранителями деревни или дома, где они поселились. По суеверным представлениям, Б.- оборотни, принимающие облик свиней, лошадей, великанов, карликов и т. Д.п. Г.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Дополнительный поиск Бхригу Бхригу

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Бхригу" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бхригу, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 6 символа