Великаны

77

В мифологии, группа антропоморфных существ гигантского размера, относящихся к мифическому времени (см. Время мифическое) творения (в эпических традициях - к героическому времени). В строгом мифологическом смысле в категорию В. Не входят сказочные или эпические В. Типа циклопов в «Одиссее», уаигов в осетинском нартском эпосе, дэвов в эпосе грузин и т. П. Антропоморфные исполины этой разновидности, как правило, выполняют просто функции чудовищ-«вредителей», утрачивая черты первосуществ. Иногда чертами В. Наделяются злые духи (менкв в финно-угорской мифологии и т. П.). В. Рассматриваются носителями определённой мифологической традиции либо как их собственные предки или предки их богов (титаны, турсы), либо как некий враждебный народ (ётуны, абасы).

Даже в тех случаях, когда речь идёт о В.-предках, они гибнут от руки «своих» богов, составляющих пантеон данной традиции. Возможна (при сведении В. На уровень одних из многих чудовищ) и гибель их от руки культурного героя (ср. Осетинские сказания о Сослане, отвоёвывающем у В. Тёплую страну с сочными пастбищами), но всё-таки важнейшим вариантом сюжета гибели В. Является титаномахия (избиение титанов олимпийскими богами в греческой традиции, борьба Тора и ётунов в «Эдде», богов с асурами в индийской мифологии и др.). Таким образом, мотив гибели В. Соотносится с темой поколений богов, и само существование их (как и многих других тератологических существ) приурочивается к периоду до завершения творения, до установления нынешнего мира и пантеона.

В. Оказываются связанными с хаосом, откуда их хтонические качества [тартар у титанов, сторуких и циклопов, порождение великаншами (напр., Ангрбодой) хтонических чудовищ], маргинальное положение в тех случаях, когда они продолжают жить и после окончательного сотворения мира, связь с горами (Прометей, Амирани). Победа над В. Означает победу над хаосом и шаг к установлению космоса. Сюда же относится мотив расчленения тела гигантского существа (иногда после победы над ним) и сотворения мира из его частей (ср. Пуруша, Имир, Пань-гу). Единичность такого существа не противоречит данному выше определению В., т. К. Оно относится к периоду, когда все имеющиеся существа единичны и именно расчленение даёт начало множественности.

Вообще, в последовательных поколениях богов часто можно наблюдать уменьшение размеров, что особенно заметно в постмифологических, прежде всего эпических, традициях, сохраняющих миф в реликтовом виде. Здесь представлены случаи, когда протагонист является В. (или весь класс героев-«богатырей» наделён признаками В., как в нартском эпосе, ср. Вост.-слав. Асилки), и противоположные случаи, когда герой - не В. (человек), не-герой (противник) - В. Первый вариант иногда считают признаком архаического, второй - классического эпоса (В. Я. Пропп). В русском былинном эпосе, где богатырь не является В. (или выступает как В. Рядом с человеком и как обычный человек рядом с В., напр. «Илья и идолище», ср. Тему встречи на ртов с В., превосходящими их размерами), гибель богатырей воспроизводит сюжет гибели В.

В мифах (ср. Гибель нартов, гибель кауравов в битве с пандавами и др.). Есть в русском эпосе и мотив В.-предка - Святогора. Характерно при этом, что он обладает рядом общих признаков с богатырём Ильёй.Лит. Миллер В., Кавказские сказания о циклопах, «Этнографическое обозрение», 1890, кн. 4. Пропп В. Я., Русский героический эпос, 2 изд., М., 1958. Левинтон Г. А., К мотиву гибели великанов, в сб. Материалы Всесоюзного симпозиума по вторичным моделирующим системам I (б), Тарту. 1974. Olrik A., Ragnarök, die Sagen vom Weltuntergang, В., 1922.Г. А. Левинтон.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Велиал

Beлиар (евр. Belijja'al, греч.Βελίαρ), в иудаистической и христианской мифологиях демоническое существо, дух небытия, лжи и разрушения. Этимология имени В. Не ясна. В Ветхом завете это имя (в синодальном переводе Библии чаще всего передаётся описательно) употребляется в одном ряду с такими словами, как «суета», «ничто» и «не-бог» (ср. Втор. 32, 21), для обозначения «чуждых богов», ощущаемых одновременно как нечто нереальное и опасное, вредоносное именно своей призрачностью. В. Может причинять че..

Велизарий

(Belisarius). Полководец императора Юстиниана. Он победил вандалов в Африке и готов в Италии. Впоследствии он был обвинен в том, что составил заговор против жизни императора, и на время был подвергнут заключению в своем собственном доме. Он умер в 565 г. До Р. X.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Великий Союз

В то утро царь обезьян Сутрива покинул пещеру, служившую ему убежищем, но увидев двух воинов, расположившихся на берегу, немедленно спрятал голову «Мой брат Валин изгнал меня, а теперь послал людей, чтобы отправить в царство Ямы», — подумал он и растолкал спавшую в углу огромную обезьяну — Вставай, Хануман. — сказал он — Там, на берегу озера двое Не их ли послал мой братец, чтобы меня убить. Если это не так, приведи этих людей, они могут оказаться нам полезными Приняв облик отшельника, сменив к..

Велитры

(Velitrae). Город вольсков в Лациуме, место рождения императора Августа.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Дополнительный поиск Великаны Великаны

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Великаны" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Великаны, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 8 символа