Великаны
В мифологии, группа антропоморфных существ гигантского размера, относящихся к мифическому времени (см. Время мифическое) творения (в эпических традициях - к героическому времени). В строгом мифологическом смысле в категорию В. Не входят сказочные или эпические В. Типа циклопов в «Одиссее», уаигов в осетинском нартском эпосе, дэвов в эпосе грузин и т. П. Антропоморфные исполины этой разновидности, как правило, выполняют просто функции чудовищ-«вредителей», утрачивая черты первосуществ. Иногда чертами В. Наделяются злые духи (менкв в финно-угорской мифологии и т. П.). В. Рассматриваются носителями определённой мифологической традиции либо как их собственные предки или предки их богов (титаны, турсы), либо как некий враждебный народ (ётуны, абасы).
Даже в тех случаях, когда речь идёт о В.-предках, они гибнут от руки «своих» богов, составляющих пантеон данной традиции. Возможна (при сведении В. На уровень одних из многих чудовищ) и гибель их от руки культурного героя (ср. Осетинские сказания о Сослане, отвоёвывающем у В. Тёплую страну с сочными пастбищами), но всё-таки важнейшим вариантом сюжета гибели В. Является титаномахия (избиение титанов олимпийскими богами в греческой традиции, борьба Тора и ётунов в «Эдде», богов с асурами в индийской мифологии и др.). Таким образом, мотив гибели В. Соотносится с темой поколений богов, и само существование их (как и многих других тератологических существ) приурочивается к периоду до завершения творения, до установления нынешнего мира и пантеона.
В. Оказываются связанными с хаосом, откуда их хтонические качества [тартар у титанов, сторуких и циклопов, порождение великаншами (напр., Ангрбодой) хтонических чудовищ], маргинальное положение в тех случаях, когда они продолжают жить и после окончательного сотворения мира, связь с горами (Прометей, Амирани). Победа над В. Означает победу над хаосом и шаг к установлению космоса. Сюда же относится мотив расчленения тела гигантского существа (иногда после победы над ним) и сотворения мира из его частей (ср. Пуруша, Имир, Пань-гу). Единичность такого существа не противоречит данному выше определению В., т. К. Оно относится к периоду, когда все имеющиеся существа единичны и именно расчленение даёт начало множественности.
Вообще, в последовательных поколениях богов часто можно наблюдать уменьшение размеров, что особенно заметно в постмифологических, прежде всего эпических, традициях, сохраняющих миф в реликтовом виде. Здесь представлены случаи, когда протагонист является В. (или весь класс героев-«богатырей» наделён признаками В., как в нартском эпосе, ср. Вост.-слав. Асилки), и противоположные случаи, когда герой - не В. (человек), не-герой (противник) - В. Первый вариант иногда считают признаком архаического, второй - классического эпоса (В. Я. Пропп). В русском былинном эпосе, где богатырь не является В. (или выступает как В. Рядом с человеком и как обычный человек рядом с В., напр. «Илья и идолище», ср. Тему встречи на ртов с В., превосходящими их размерами), гибель богатырей воспроизводит сюжет гибели В.
В мифах (ср. Гибель нартов, гибель кауравов в битве с пандавами и др.). Есть в русском эпосе и мотив В.-предка - Святогора. Характерно при этом, что он обладает рядом общих признаков с богатырём Ильёй.Лит. Миллер В., Кавказские сказания о циклопах, «Этнографическое обозрение», 1890, кн. 4. Пропп В. Я., Русский героический эпос, 2 изд., М., 1958. Левинтон Г. А., К мотиву гибели великанов, в сб. Материалы Всесоюзного симпозиума по вторичным моделирующим системам I (б), Тарту. 1974. Olrik A., Ragnarök, die Sagen vom Weltuntergang, В., 1922.Г. А. Левинтон.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Великаны
На нашем сайте Вы найдете значение "Великаны" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Великаны, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "В". Общая длина 8 символа