Волхвы

101

(др.-рус. Ед. Ч. Вълхвъ), у восточных славян жрецы, служители языческого культа. В христианских преданиях В., царй-волхвы, маги (греч. Μάγοι лат. Magi), мудрецы-звездочёты, пришедшие поклониться младенцу Иисусу Христу. Евангельское каноническое повествование (только Матф. 2, 1-12) не называет ни их числа, ни имён, ни этнической принадлежности, но ясно, что это не иудеи и что их страна (или страны) лежит на восток от Палестины. По явлению чудесной звезды они узнают, что родился «царь иудеев», мессия, и приходят в Иерусалим, где простосердечно просят Ирода, царя иудейского, помочь им в поисках младенца. Запрошенные Иродом книжники сообщают, что по древним пророчествам мессия должен родиться в Вифлееме. Ирод отправляет туда В., решив использовать их, чтобы выведать имя своего родившегося соперника.

Звезда, к радости В., останавливается над тем местом, где находится младенец-Христос. Они совершают перед младенцем обряд «проскинезы» (повергаются ниц, как перед восточным монархом) и приносят ему в дар золото, ладан и благовонную смолу - мирру. Вещий сон запрещает им возвращаться к Ироду, и они направляются к себе на родину.Церковные и апокрифические предания добавляют подробности. Уже Ориген (2-3 вв.) исходит из того, что число В. Соответствовало числу их даров, т. Е. Было равно трём, и это становится общепринятой версией. Такое число соотносилось с тремя лицами троицы, тремя возрастами человека, а также с представлением о тройственном делении человеческого рода. По другой версии-, получившей хождение в сирийской и армянской традиции, число В.

- 12 (о символике чисел в мифологии см. Числа. См. Также Двенадцать апостолов). Родиной В. В раннехристианской литературе уже со 2 в. (Юстин) нередко называют Аравийский полуостров, тем самым связывая их как с богатой традиционно-мифологической топикой «Счастливой Аравии», так и с ветхозаветными пророчествами о поклонении иноземцев мессианскому царю Израиля. «цари Аравии и Сабы принесут дары. И будут давать ему от золота Аравии» (Пс. 71/72, 10 и 15). «и придут народы к свету твоему, и цари - к восходящему над тобой сиянию. Все они из Сабы придут, принесут золото и ладан, и возвестят славу господа» (Ис. 60, 3 и 6. Оба текста упоминают как «свет», соотносимый с образом звезды В., так и дары - золото и ладан. Из наложения этих пророчеств о приходе «царей», на социальную реальность восточных теократии, где главы жреческой иерархии обычно были местными градоправителями и царьками, возникло представление о «царском» сане В., впоследствии общепринятое).

Некоторые особенности аравийских мифов и культов, включавших представление о рождении бога от девы-камня (см. В ст. Душара), побуждали христиан предполагать у жрецов и «мудрецов» Аравии особое предчувствие тайны рождества. Однако ещё чаще за родину В. Принимали персидско-месопотамский ареал (у Климента Александрийского на рубеже 2 и 3 вв. И позднее). Само слово «маги» исконно обозначало членов жреческой касты Персиды и Мидии, но в быту применялось для обозначения месопотамских («халдейских») астрологов. В реальности первых веков н. Э. Грань между обоими смыслами практически стёрлась. Характерно, что раннехристианское искусство изображало ветхозаветных персонажей, оказавшихся в Вавилоне, т. Е. Даниила и трёх отроков, одетыми по-персидски (войлочная круглая шапка, штаны, часто хитон с рукавами и мантия), и тот же наряд неизменно даётся В.

Персидский царь Хосров II Парвиз (7 в.), уничтожавший все христианские церкви в Палестине, пощадил Вифлеемскую церковь Рождества из-за персидского обличья изображённых на ней В. Через Месопотамию В. Связывались с воспоминаниями о Валааме и Данииле, которые проповедовали месопотамским язычникам приход мессии (а Валаам говорил о мистической «звезде от Иакова»). Через Персию - с культом Митры (описанный выше костюм В. Совпадает с костюмом жрецов митраизма). Представления о персидском происхождении В. Дольше всего держались в византийской иконографии. На Западе они были утрачены, В. Либо не имели этнических характеристик, либо неопределённо соотносились с арабским или даже византийским Востоком. С наступлением эпохи Великих географических открытий и активизацией миссионерской деятельности в «экзотических» странах В.

Становятся олицетворением человеческих рас - белой, жёлтой и чёрной, или трёх частей света - Европы, Азии, Африки. Эта идея, возможная только для нового времени, всё же связана с исконным взглядом на В. Как представителей всего языческого человечества, а также с ещё более древним архетипом тройственного деления рода человеческого. Имена В. В раннехристианской литературе варьируются (у Оригена - Авимелех, Охозат, Фикол, в сирийской традиции - Гормизд, Яздегерд, Пероз, и др.). На средневековом Западе и затем повсеместно получают распространение имена - Каспар, Бальтазар, Мельхиор. Слагаются легенды о позднейшей жизни В. Они были крещены апостолом Фомой, затем приняли мученичество в восточных странах. Их предполагаемые останки были предметом поклонения в Кёльнском соборе.Дары В.

Обычно истолковывались так. Ладаном почитают божество, золотом платят подать царю, миррой (которой умащали мертвецов) чествуют предстоящую страдальческую кончину Иисуса Христа.Лит. Dieterich A., Die "Weisen aus dem Morgenlande. Ein Versuch, Lpz.-B., 1911.С. С. Аверинцев.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Волхвы

жрецы в Древней Руси, служители языческого религиозного культа. В. Приписывалось влияние на силы природы, предсказание будущего. Впервые упоминаются в летописи под 912 в связи с сообщением о предсказании В. Смерти киевскому князю Олегу. С распространением христианства на Руси язычество и В. Подверглись гонениям со стороны государства, чем объясняется участие В. В антифеодальных движениях (они возглавляли восстания крестьян и горожан в 11 в. В Суздале, Киеве, Белоозере).. ..

Волхвы

ВОЛХВЫ - название в Др. Руси служителей дохристианских культов, знахарей, считавшихся чародеями, иногда - восточных мудрецов, звездочетов.. ..

Волхвы

ВОЛХВЫ, название в Древней Руси служителей дохристианских культов, знахарей, считавшихся чародеями. Иногда - восточных мудрецов, звездочетов.. ..

Волхвы

Особый класс людей, пользовавшийся большим влиянием в древности. Это были "мудрецы" или так называемые маги, мудрость и сила которых заключалась в знании ими тайн, недоступных обыкновенным людям. Смотря по степени культурного развития народа, его В. Или мудрецы могли представлять собой разные степени "мудрости" — от простого невежественного знахарства до действительно научного знания. Родина В. — древний Восток. В. Или маги появляются в качестве особого класса у мидян и персов [С филологической ..

Волхвы

ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ. Картина Мартина Шонгауэра (ок. 1450-1491).маги, первоначально - жреческая каста в древнем Иране, игравшая особенно важную роль в зороастризме эпохи династии Сасанидов (226-640). В греко-римском мире магами называли тех, кто владел оккультными науками вавилонского или иного ближневосточного происхождения, отсюда обиходное употребление слов "магия" и "маг". Волхвы, принесшие дары младенцу Иисусу (Мф 2:1-12) могли быть иудейскими или халдейскими астрологами. Они "видели звезду Е..

Волхвы

Название в Др. Руси служителей дохристианских культов, знахарей, считавшихся чародеями, иногда - восточных мудрецов, звездочетов.. ..

Волхвы

- у народов Древнего Востока мудрецы, предсказывавшие по звездам судьбу, у древних славян - чародеи, колдуны, прорицатели, служители дохристианских культов. В конце X-XI вв. Активные участники народных восстаний.. ..

Волхвы

Др.-рус. Название жрецов, служителей языческого религ. Культа. В. Приписывалось влияние на силы природы, лечение болезней, предсказание будущего. Впервые упоминаются в летописи под 912 в связи с сообщением о предсказании В. Смерти кн. Олегу. С развитием феод. Отношений и обострением клас. Борьбы в 11 в. Происходили восстания крестьян и горожан в Суздале (1024), Киеве (1068), Белоозере и др., во главе к-рых стояли В., использовавшие их для борьбы с христ. Религией. С распространением христианства..

Волхвы

(Мат.2:1 ) ученые мужи, обладавшие обширными знаниями тайных сил природы, занимавшиеся наблюдением небесных светил и ·т.п. Они были по преимуществу Персы, но находились и в Аравии и других странах Востока, как например волхвы Египетские, упоминаемые во дни Иосифа и Моисея (Быт.41:8 , Исх.7:11 ), Валаам у Мадианитян (Чис.22:23 ), волхвы и мудрецы Персидские, упоминаемые у Даниила (Дан.2:4 ), и, наконец, волхвы, или мудрецы, по необыкновенной замеченной ими на востоке чудной звезде совершившие пут..

Волтурн

Вултурн (Volturnus), в римской мифологии бог одноимённой реки в Италии, имевший своего жреца-фламина и праздник Волтурналий, связанный также с культом Тиберина - бога реки Тибр. Считался сыном Януса (Serv. Verg. Aen. VIII 330) (варианты. Сыном Капета, царя Альбы, В. Утонул в реке, которая была названа его именем, Liv. I 3, 8. Ovid. Fast. IV 47). Царём города Вейи, погибшим в битве с Главком, сыном Миноса (Serv. Verg. Aen. VIII 72).Е. Ш.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Волумния

(Volumnia). Жена Кориолана.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Вольсинии

(Volsinii). Древний и значительный город Этрурии.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Вольски

(Volsci). Народ, живший на юге Лациума. Римляне окончательно покорили их в 338 г. От Р. X.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Дополнительный поиск Волхвы Волхвы

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Волхвы" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Волхвы, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 6 символа