Глаз
Мифологический символ, связанный с магической силой, благодаря которой божество или мифологический персонаж обладают способностью видеть, сами оставаясь невидимыми. Эта способность, символизируемая наличием одного огромного глаза или большого числа глаз (тысячеглазый Аргос в греческой мифологии. «зрячая плоть» - существо, сплошь покрытое глазами, в китайской мифологии. Моу-нямы (Земля-мать), которая носит в себе множество глаз, в мифах нганасан), зависит от божеств, способных наделить ею мифологических героев и лишить её (в хеттско-хурритском мифе охотник Кешши по воле богов, недовольных жертвоприношениями, перестаёт видеть животных. В абхазском мифе охотнику попадается та дичь, которую до него съел и воскресил бог охоты Ажвейпш).
Многие боги обладают столь устрашающим взором, что его не выдерживают смертные. В мифе североамериканского индейского племени оджибве одно из шести сверхъестественных существ, вышедших из моря, чтобы смешаться с людьми, было с повязкой на глазах. Когда это существо сняло повязку, то человек, на которого упал его взгляд, тут же умер, словно поражённый молнией. В мифе индейского племени комоксов женщина - дочь Орла ушла от мужа. Когда он стал её преследовать, она обернулась назад и испепелила мужа своим смертоносным взглядом (ср. Также взгляд горгон в греческой мифологии). Эти образы, связываемые с хищными птицами, сопоставимы с образом бабы-яги - хозяйки мира мёртвых (её зооморфный образ - птица). Баба-яга слепа, и благодаря этому живые могут избежать смерти при встрече с ней.
Мифологические символы смерти вообще связываются с невидимостью (ср. Греч. Аид), причём живые слепы относительно мёртвых, а мёртвые - относительно живых. По поверьям нганасан человек и животные живут, пока у них живы глаза. После их смерти глаза попадают в распоряжение Моу-нямы, а мёртвый должен обзавестись новыми, иначе он заблудится на пути в землю мёртвых.Характерной особенностью многих мифологических персонажей является одноглазость (ср. Герм.-сканд. Один, кельт. Луг, дочь Рябчика в индейском мифе сэлишских племён, одноглазые мужские фигуры энеолитической культуры Триполья), которая, так же как и слепота (напр., в хеттско-хурритском цикле мифов о Кумарби глаза Уликумми закрыты камнем), может быть свидетельством особой магической силы.
Для амбивалентного мифологического мышления представление о том, что избыток зрения равнозначен слепоте, вполне закономерно (отражение этого представления проявляется и в данных языка. Ср. Лат. Oculus, «глаз» и литов. Ãklas, «слепой»). Распространённым мифологическим мотивом является также похищение глаз или ослепление бога его соперником и последующее исцеление, которое осознаётся как способ возрождения бога. В хаттско-хеттском мифе у бога грозы демоном-змеем отняты глаза и сердце. Чтобы вернуть их себе, бог грозы рождает сына-человека, который женится на дочери змея и выпрашивает у него сердце и глаза своего отца (ср. Также ослепление егип. Гора Сетом и последующее исцеление его богиней Хатор). Ритуальное соответствие этим мифам обнаруживается в обрядах, во время которых в статую бога (Осириса в Египте, Будды в Древней Индии и др.) вставляли глаза.
Глаз бога может и сам выступать как один из главных мифологических персонажен (Око Ра в египетской мифологии).Глаз мифологического существа (напр., глаз Одина) нередко представляется в виде источника, омываемого водой (как слезами), что отражается в существующей во многих языках (хеттском, балтийских, славянских, семитских) связи названий глаза и источника. В мифе калифорнийского индейского племени яна человек, почти превратившийся в скелет, беспрерывно плачет, и овцы приходят пить воду, текущую из его глаз. Когда же он перестаёт плакать, на месте его страданий остаётся солёный источник (сходный мотив имеется и в мифе индейского племени модок).Мифологические представления о магической силе взгляда, дурном глазе и смертоносном взгляде находят развитие в фольклоре (в заговорах от сглаза, дурного глаза) и (через его посредство) в художественной литературе - в произведениях, либо прямо использующих фольклорно-мифологические образы («Вий» Н.
В. Гоголя), либо воспроизводящих сходные представления на другом уровне осмысления (стихотворение А. Блока «Есть игра. Осторожно войти...», стихи Г. Аполлинера об авиаторе и др.).Лит. Иванов В. В., Об одной параллели к гоголевскому Вию, в кн. Труды по знаковым системам, т. 5, Тарту, 1973. Его же, Категория «видимого» и «невидимого» в тексте. Еще раз о восточнославянских фольклорных параллелях к гоголевскому «Вию», в кн. Structure of texts and semiotics of culture, The Hague-P., 1973. Матъе М. Э., Древнеегипетский обряд отверзания уст и очей, в сб. Вопросы истории религии и атеизма, [т.] 5, М., 1958. Потебня А. А., О мифическом значении некоторых обрядов и поверий. II. Баба-Яга, древностей Российских при Московском университете», 1865, кн.
3. Пропп В. Я., Исторические корни волшебной сказки, Л., 1946. Рифтин А. П., Категории видимого и невидимого мира в языке, «Ученые записки Ленинградского государственного университета. Серия филологических наук», 1946, в. 10. Цивьян Т. В., "A-iб-*N-UID- и рефлексы этого образа на Балканах, в кн. Античная балканистика 3. Языковые данные н этнокультурный контекст Средиземноморья. Предварительные материалы, М., 1978. Africa Т. W., The one-eyed man against Rome. An exercise in euhemerism, «Historia», 1970, Bd 19, Н. 5. Crawford O. G. S., The eye goddess, L., 1958. Gimbutas М., The gods and goddesses of Old Europe. 7000 to 3500 В. С. Myths, legends and cult Images, L., 1974. Ling J., The concept of psyche. Its genesis and evolution, «Acta ethnographica», 1973, t.
22, fasc. 1-2. Riemschneider М., Augengott und heilige Hochzeit, Lpz., 1963. Thieme P., Studien zur indogermanischen Wortkunde und Religionsgeschichte, B., 1952.В. В. Иванов.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Глаз
На нашем сайте Вы найдете значение "Глаз" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Глаз, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Г". Общая длина 4 символа