Давид

402

(евр. Dâvîd, возможно, «любимец»), царь Израильско-Иудейского государства (10 в. До н. Э.), ветхозаветное повествование о котором (1 Царств 16 - 3 Царств 2, 11. 1 Парал. 10-29) придало ему черты эпического героя, царя-воителя, а последующая иудаистическая и христианская традиция связала с ним (и его родом) мессианские чаяния (см. Мессия).Согласно ветхозаветному повествованию, Д. - выходец из иудейского города Вифлеема, младший сын Иессея (из колена Иуды), пастух. Предание характеризует его как юношу, «умеющего играть, человека храброго и воинственного, и разумного в речах, и видного собою», пользующегося покровительством Яхве (1 Царств 16, 18). Он появляется при дворе израильско-иудейского царя Саула. Об этом сообщается в двух версиях.

Д. Был призван как певец-гусляр, чтобы успокаивать царя игрой, когда того тревожил злой дух (16, 14-23). Д. Снискал расположение Саула, одержав победу в поединке с Голиафом.Рассказ о поединке Д. И Голиафа (1 Царств 17), отразивший борьбу израильских племён против филистимлян, содержит более всего фольклорно-сказочных мотивов. Когда филистимляне собрали войска и стали против стана израильского, вперёд выступил Голиаф, великан-филистимлянин (ростом «шести локтей и пяди») из города Гат (Геф). Подробно описывается его вооружение. Медный шлем, чешуйчатая броня (весом «пять тысяч сиклей меди»), медные наколенники и щит, копьё «в шестьсот сиклей железа». Сорок дней выставлял себя филистимлянин, но не находилось никого в израильском стане, кто бы вышел на единоборство с ним.

И только юноша-пастух Д., оставивший свои стада и пришедший в стан царя Саула, услышав, что Голиаф поносит израильтян, выражает готовность сразиться со страшным противником. Он отказывается от полного вооружения (т. К. К нему не привык), которое даёт ему Саул, и выступает против Голиафа только с пращой. Со словами. «Ты идёшь против меня с мечом и копьём и щитом, а я иду против тебя во имя. Бога воинств израильских», - Д. Поражает великана из пращи так, что камень вонзается в его лоб и он падает на землю. Затем, наступив ногой на Голиафа, Д. Отсекает ему голову. Это обеспечивает победу израильтянам. Филистимляне, увидев, что силач их умер, обращаются в бегство. Согласно более краткому изложению героического мотива поединка с Голиафом (2 Царств 21, 19), победу над великаном одержал воин по имени Элханан.

Многие исследователи полагают, что это и есть подлинное имя героя, тогда как Д.- его позднее прозвище.Пожалованный в царские оруженосцы, прославившийся в боях с филистимлянами, отваживавшийся на схватки со львом и медведем, искусный музыкант и поэт, Д. Стал вскоре любимцем народа. Он снискал преданную любовь Ионафана, старшего сына Саула, добился руки царевны Мелхолы (Михали), дочери Саула. Но тем несноснее становится Д. Для Саула (когда бы ни возвращались с очередного сражения, повсюду народ говорил. «Саул поразил тысячи, а Давид - десятки тысяч»). Царь замышляет убить Д. Далее идёт полное драматизма описание преследования Д. Саулом. Д. Бежит от Саула, скрываясь в пустыне, в пещере, в лесу. Сплотив вокруг себя вольницу, Д.

Держит в страхе население. Он переходит на службу к царю города Гат. В борьбе с Саулом Д. Удаётся расположить к себе жрецов из Новы, Саул же навлекает гнев поклонников Яхве, истребляя жрецов этой святыни (1 Царств 22, 11-19). После гибели потерпевшего поражение от филистимлян Саула и его сыновей военачальник Саула Авенир провозглашает царём Иевосфея (Ишбаала), оставшегося в живых сына Саула, Д. Же провозглашён царём в Хевроне (т. Е. Над Иудеей). «тридцать лет было Давиду, когда он воцарился. Царствовал сорок лет» (2 Царств 5, 4). Ишбаал вскоре был убит своими стражниками (Д. Их публично казнит за цареубийство, демонстрируя свою непричастность к гибели Саулидской династии), Д. Же провозглашается царём и израильтянами, и иудеями.Далее следует рассказ о многочисленных военных победах Д., о завоевании у иевусеев города Иерусалима («град Давидов») и перенесении сюда ковчега завета, о попытке воздвигнуть в Иерусалиме храм Яхве и о других его деяниях.

Повествование об исторических событиях облекается в легендарно-эпическую форму. Военные предприятия Д. Сопровождаются «вопрошанием» Яхве, благословляющего его на победы или предупреждающего об опасностях. Рассказ о проведённой по повелению Д. Переписи населения (рассматривающейся как нарушение суеверного запрета считать людей) дополняется сообщением о том, что этот поступок Д. Навлёк «гнев Яхве», который насылает на израильтян в наказание моровую язву. Ангел, посланный Яхве, прекращает поражать народ лишь после того, как Д. Ставит жертвенник Яхве и приносит ему жертвы. Намерение Д. Построить в Иерусалиме постоянный храм Яхве не осуществляется (в повествовании это облекается в предуведомление от Яхве, который через пророка Нафана сообщает Д., что храм будет дано воздвигнуть не Д., но его потомку).Д.

Изображается как патриарх, как отец множества детей, рождённых его многочисленными жёнами и наложницами. Известностью пользуются рассказы о любви Д. К умной и красивой Авигее и особенно к Батшебе (Вирсавии), которую он увидел купающейся и затем взял в жёны, а мужа её, верного воина Урию Хеттянина, отослал на войну с аммонитянами заведомо на смерть. Яхве наказывает Д. Смертью младенца, рождённого Вирсавией. Однако второй сын Вирсавии - Соломон оказывается угодным богу (пророк Нафан нарекает ему имя Иедидиа, «возлюбленный богом»). Распря с сыном Авессаломом (начавшаяся с убийства тем Амнона, сына Д., как месть за изнасилование Амноном, сводным братом Авессалома, Фамари, родной сестры Авессалома). Перерастающая в открытый мятеж, в ходе которого Д.

Вынужден бежать из Иерусалима, оканчивается подавлением мятежа и гибелью царевича (он убит военачальником Иоавом). Д. Оплакивает сына (к недоумению тех, кто победой спас царя). Другой сын Д. - царевич Адония стремится воцариться при жизни престарелого отца, но пророк Нафан умело склоняет Д. Назначить наследником Соломона.Ветхозаветный образ Д. Противоречив. Это, с одной стороны, свидетельствует о наличии достоверных сведений об исторической личности, а с другой - способствует развитию легенды путём усиления одних черт и сглаживания других. Летописцы - современники Д. Воплотили в его жизнеописании концепцию нелицеприятного божьего покарания порочного царя через пророков, уделив поэтому в книгах Царств значительное внимание описанию проступков Д.

В дальнейшем, когда положение династии Давидидов упрочилось, в кругах последователей пророков сложилась легенда, согласно которой пророк Самуил по велению Яхве ещё при жизни Саула сам помазал на царство юношу Д., младшего отпрыска незнатной пастушеской семьи (1 Царств 16, 1-13). Отсюда исходит представление о Д. Как мессии («помазаннике») и о богоизбранности не только Д., но вообще царской власти у евреев, а затем и христианский обряд оформления монархии через помазание елеем. В силу легенды о помазании Д. Самуилом потомком Д. Считали помазанниками божьими.В книге израильского пророка Амоса (6, 5) Д. Упоминается как искусный музыкант. По более поздней традиции Д. Приписывается составление псалмов (объединённых в библейской книге Псалтирь).

В книгах Исаии (11, 1) и Иеремии (30, 9) - пророков, живших в период нависшей над иудейским царством угрозы утраты независимости, выражены надежды на предстоящее восстановление «царства Давидова» (его единство к тому времени было уже утрачено). Образ Д., потомки которого продолжали править в Иудейском царстве около 400 лет, до завоевания его в 587/586 до н. Э. Вавилонским царём Навуходоносором II, приобретает со времени вавилонского пленения эсхатологические черты бессмертного царя-спасителя. Вечным представляется и «град Давидов» - Иерусалим (хотя он и был разрушен) как место будущего избавления народа и торжества Яхве. Эсхатологическая вера в мессию как «сына Давидова» была воспринята христианством. По Евангелию от Матфея (1, 20-21), Иисус является прямым потомком Д.

- только в силу такого происхождения Иисус (как и Д., родом из Вифлеема), будучи «помазанником» (букв. Значение слова «Христос»), имел право на «престол Давидов» и царский титул (Лук. 1, 27-33).В духе богословского т. Н. Типологического толкования ветхозаветных персонажей сам Д. Оказывается всего лишь «прообразом», «типом», т. Е. Предшествующим воплощением Иисуса Христа, а эпизоды жизни Д. Истолковываются как спасительные деяния Иисуса (напр., поединок с Голиафом - как поединок Христа с антихристом). Представление об извечности мессии, связывающееся с образом Д., выражено в средневековой каббалистической книге «Зогар». Царь Д. Был на этом свете и будет царём в грядущем времени. Ожидание пришествия «помазанника» (самого Д.

Или его потомков) - один из ведущих мотивов еврейского мессианства и вероучения некоторых христианских сект. Временами пассивное выжидание перерастало в активные народные движения или поддерживалось индивидуально - проповедниками, алчущими приблизить срок прихода мессии и узнать его приметы.Внешности Д. Уделено внимание уже в ветхозаветных текстах. Он белокур, с красивыми глазами и приятным лицом (1 Царств 16, 21). В послебиблейской литературе (талмудическая книга «Берешит рабба» 73) рассказано, что когда Самуил впервые увидел Д., которого должен был помазать на царство, пророк выразил опасение, что этот «рыжий» будет проливать кровь, как Исав, о котором рассказывали, что и он был красным. Однако бог успокоил пророка, сказав, что Д.

Будет проливать кровь только по приговору синедриона. В каббалистической книге «Зогар» говорится, что глаза Д. Были цвета радуги и блестели, но после «греха» (с Вирсавией?) стали тускнеть.Лит. Никольский Н. М., Царь Давид и псалмы, СПБ. 1908. Фрезер Д. Д., Фольклор в ветхом завете, пер. С англ., М.-Л., 1931. Weill К., La cité de David, [t. 1-2], P., 1947. Desnoyers L., Histoire du peuple hébreu, des Juges a la captivité, t. 2, P., 1930. Eissfeldt O., Einleitung in das Alte Testament, 3 Aufl., Tübingen, 1964.Образ Д. Широко представлен в европейском искусстве. Наиболее популярно изображение Д. Как победителя Голиафа (пластика раннехристианских саркофагов, росписи в римских катакомбах, скульптура собора в Реймсе, 13 в., позднее - статуи Донателло, А.

Верроккьо, Микеланджело, у которого образ Д. Отличается мощью и героичностью. В живописи 15-18 вв.- картины А. Поллайоло, Я. Тинторетто, Караваджо, Г. Рени, Гверчино, П. Ластмана, Н. Пуссена и др.). Часто Д. Предстаёт как музыкант с инструментом (обычно арфой) в руках (книжная миниатюра Псалтири - т. Н. Хлудовской псалтири 9 в., хранящейся в Историческом музее в Москве, Парижской псалтири Ю в.- в Национальной библиотеке в Париже и др. Каменная резьба фасадов церкви Покрова на Нерли и Дмитриевского собора во Владимире, 12 в., витражи Шартрского собора, 13 в. Картины «Д. Играет на арфе перед Саулом» Пинтуриккьо. Луки Лейденского, Рембрандта, М. Прети и других художников).Широко разрабатывается в живописи и круг сцен, связанных с любовью Д.

К Вирсавии (картины X. Мемлинга, Л. Кранаха Старшего, П. П. Рубенса, Ластмана, Я. Йорданса, Пуссена, Рембрандта, Дж. Б. Тьеполо и др.). Среди других сюжетов, отражённых в живописи, - «Самуил помазывает Д. На царство» (П. Веронезе, К. Лоррен, Тьеполо), «Авигея перед Д.» (Мартен де Воc, Ф. Бассано, Рени, Рубенс, Гверчино и др.), «Д. И Ионафан» (Рембрандт) и др. Создаются циклы, посвящённые разным эпизодам жизни Д. (фрески Рафаэля и его учеников в ватиканских лоджиях, фрески Джулио Романо в Палаццо дель Те в Мантуе и др.).В художественной литературе сюжету поединка Д. С Голиафом посвящён ряд драматических произведений уже в 16 в. В числе произведений 20 в. На этот сюжет - драма А. Пауля «Д. И Голиаф». Ещё большей популярностью пользовалась в драматургии начиная с 16 в.

(Г. Сакс) история любви Д. К Вирсавии (в 19 в. - произведения А. Мейснера, Э. Фон Гартмана и др., в 20 в. - Л. Фейхтвангера, А. Гейгера, М. Бетхера и др.). Драматические столкновения Д. И Саула послужили сюжетом трагедий Вольтера и Альфьери, драмы Ф. Рюккерта и др. Произведений. Всю историю Д. Пытались освоить в 17 в. Л. Мазюр (в его трилогии Д. Наделён чертами молодого протестанта-гугенота), Й. Ван дер Вондел («Царь Д.»), А. Коули, в 18 в. - Г. Лемс (его трёхчастный роман - первый опыт обращения к истории Д. В прозе), позднее - Ш. Коген, И. Нейман, Р. Беер-Гофман, Г. Шмитт. Переложение псалмов Д. Сделано многими поэтами, в т. Ч. Русскими (Симеон Полоцкий, 17 в., «Псалтырь рифмованная» которого была положена на музыку В. Титовым. М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, Ф. Н.

Глинка, Н. М. Языков, А. С. Хомяков). В виде вставок даны псалмы и в экспрессионистской драме 20 в. Р. Зорге «Царь Д.». Трагедию музыканта-гения, обреченного стать царём, показал в своей драме X. X. Янн.Среди композиторов, обращавшихся к истории Д. В 15-17 вв., - Жоскен де Пре, Г. Шюц. В числе произведений 18-19 вв. - оперы М. А. Шарпантье «Д. И Ионафан», А. Кальдара («Кающийся Д.»), Н. Порпоры («Д. И Вирсавия»), И. Рейтера, П. А. Гульельми («Триумф Д.»), оратории К. А. Вадиа, Моцарта, Н. Цингарелли, кантата Ж. Бизе «Д.». Наиболее значительные из произведений 20 в. - симфоническая поэма Й. Вагенара «Саул и Д.», оратория А. Онеггера «Д.», симфония М. Авидома «Д.», оперы Л. Кортезе «Д., царь-пастух» и Д. Мийо «Д.». В 19-20 вв. Музыку на тексты псалмов создавали Ф. Мендельсон-Бартольди, Ф.

Шуберт, И. Брамс, Ф. Лист, А. Брукнер, М. Регер, И. Ф. Стравинский («Симфония псалмов»), А. Шёнберг и другие композиторы.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Давид

IДави́д царь Израильско-Иудейского государства (конец 11 в. — около 950 до н.э.). Был оруженосцем, затем стал зятем царя Саула, но, заподозренный в измене, бежал в степи Южной Палестины. Потом поступил на службу к филистимлянам. После гибели Саула Д. Был провозглашен царём Иудеи. Присоединил к ней территории израильских племён, а также захватил хананейский г. Иерусалим, сделав его своей столицей, завоевал ряд соседних территорий. Д. Создал централизованную державу — Израильско-Иудейское государс..

Давид

ДАВИД - царь Израильско-Иудейского государства в кон. 11 в. - ок. 950 до н. Э. Провозглашенный царем Иудеи после гибели Саула, Давид присоединил к ней территории израильских племен и создал государство. По Библии, юноша-пастух Давид победил в единоборстве великана-филистимлянина Голиафа и отсек ему голову.. ..

Давид

ДАВИД Рене (1906 - 90), французский ученый, специалист в области сравнительного правоведения. Фундаментальный труд "Основные правовые системы современности. Сравнительное право" (1-е издание, Париж>, 1964, в 1992 - 10-е издание). Переведен на многие языки (русский перевод 1967, 1988).. ..

Давид

Второй царь израильский (царствовал, по общепринятой хронологии, с 1055 по 1015 г. До Р. X.). Младший сын жителя Вифлеема, Иессея. В отрочестве пас овец. Это не подавило в нем богатых духовных дарований, которые нашли себе в красотах природы сильнейший стимул к развитию. Вместе с тем развивались его физические силы. Он встречал с пращой в руке львов и медведей. Свои поэтические настроения он изливал в игре на арфе. Между тем Самуил нашел необходимым помазать на царство вместо Саула новое лицо, и..

Давид

(ок. 1043 - ок. 973 до н.э.), второй царь Израиля. Но если включать в число израильских царей Иевосфея, который после смерти своего отца Саула два года царствовал над всеми коленами Израиля, за исключением колена Иуды, то Давид был третьим царем Израиля (2 Цар 2:8-10). Давид взошел на престол ок. 1017 до н.э., после смерти царя Саула, и первые годы своего царствования правил лишь коленом Иуды. После распри между домом Сауловым и домом Давидовым Давид сделался царем над всеми коленами (2 Цар 3:1 ..

Давид

(евр. David). Мужское имя. Любимый.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910). ..

Давид

Любимый. Давыд. Давидка, Давидок, Додя, Дава, Видя. ..

Давид

Царь Израильско-Иудейского государства в кон. 11 в. - ок. 950 до н. Э. Провозглашенный царем Иудеи после гибели Саула, Давид присоединил к ней территории израильских племен и создал государство. По Библии, юноша-пастух Давид победил в единоборстве великана-филистимлянина Голиафа и отсек ему голову.. ..

Давид

(david) Жак Луи (1748, Париж – 1825, Брюссель), французский живописец, портретист, автор исторических картин. Представитель стиля ампир. Сын коммерсанта. В 1766—74 гг. Обучался в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже у живописца Ж. М. Вьена. Испытал влияние Ф. Буше. В 1775—80 гг. Жил в Риме, где изучал античное наследие, произведения мастеров эпохи Возрождения и барокко.Ж. Л. Давид. «Клятва Горациев». 1784 г. Лувр. Париж   В своих картинах Давид стремился придать сюжетам из античн..

Давид

Давид - виднейший теоретик ревизионизма и реформизма, главным образом, его мелкобуржуазного крестьянского крыла. В начале 900-х годов Давид выступил с критикой аграрной программы с.-д., возбудив к себе большие симпатии наших эсеров. В последующие годы Давид является одним из столпов ревизионистского журнала "Социалистические Ежемесячники", усердно проповедует политические блоки с буржуазией, критикует классовый пролетарский характер с.-д. Партии, считая, что последняя должна быть народной. В год..

Давид

Редакт. Газ. "Голос". В Варшаве 1903 г.{Венгеров}. ..

Давид

(David)Рене({{}}1906-1990) - французский ученый, один из основателей сравнительного правоведения как самостоятельного направления в юридической науке. Профессор Парижского университета (с 1945г.). Выступал слек-ционными курсами в Кембриджском (Великобритания), Колумбийском (США), Мюнхенском (ФРГ), Тегеранском (Иран) и других университетах. Проводил кодификацию гражданского законодательства Эфиопии и Руанды. Один из первых западных правоведов, уделивших серьезное внимание изучению советского прав..

Давид

(возлюбленный)-младший (восьмой) сын Иессея из колена Иудина, великий царь Израильский. Его история изложена в трех книгах Царств-от 1Ц 16 до 3Ц 2 и в 1Пар 11-29. Как полагают историки, Давид был помазан в первый раз Самуилом на царство (1Ц 16.13) примерно в девятнадцатилетнем возрасте. После этого он поразил Голиафа и был призван Саулом на службу. После смерти Саула он был вторично помазан на царство (2Ц 2.4) и царствовал семь лет в Хевроне, а после смерти сына Саула Иевосфея и присоединения к ..

Давид

В переводе с древнееврейского означает - любимый. Характер гордый, настойчивый, прагматичный. Давиды общительны, окружены друзьями, но именно из-за них имеют много неприятностей. Похожи на мать. Обладают недюжинной физической силой. Не выносят лжи, могут вспылить, но тут же быстро отходят, зла не держат. "Зимние" хорошие спортсмены (борцы, боксеры), добиваются неплохих результатов. У некоторых из них в спорте проходит вся жизнь. "Летние" люди необыкновенно добрые, обожают детей, да и сами рождаю..

Давид

1.полулегендарный царь Израильско-иудейского гос-ва (кон. 11 в. - ок. 950 до н. Э.). Был оруженосцем, затем зятем царя Саула, но заподозренный в измене, бежал в степи Юж. Палестины, а затем поступил на службу к филистимлянам. После гибели Саула Д. Был провозглашен царем Иудеи. Присоединил к ней терр. Израильских племен, а также захватил хананейский г. Иерусалим, сделав его своей столицей. Использовав благоприятную междунар. Ситуацию (временное ослабление Египта, Ассирии и Вавилонии), Д. Создал с..

Давид

Давид (по-видимому, "брат отца" или "любимец"). I. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ПОМАЗАНИЕД. Был младшим из восьми сыновей Иессея - вифлеемлянина из колена Иуды (1Цар 16:1, 10 и след. 1Пар 2:13-16), правнуком Вооза и моавитянки Руфи (Руфь 4:18-22). Он был красив, силен, красноречив и хорошо играл на гуслях. Будучи пастухом (он пас овец своего отца), Д. Показал себя человеком надежным и смелым (1Цар 16:12,18. 17:34-36), мужем по сердцу Господню (1Цар 13:14). Поэтому Бог, отвергнув Саула за непокорность, послал..

Давид

(возлюбленный) (1Цар.16:13 ) - был младший сын Иессея, из колена Иудина, правнук благочестивых Вооза и Руфи. Он родился, по мнению большинства историков, в 1085 году до ·Р.Х. В ·г.Вифлееме. Господь отверг Саула за непокорность и противление слову Божию и вместо его царем над Израилем избрал одного из сыновей Иессея и повелел Самуилу отправиться в Вифлеем для помазания избранника на престол Израильский. Старшие семь сыновей Иессея, представленные Самуилу, не были избранниками Божиими. Избранником..

Давид

(конец 11 в. До Р.Х. - ок. 950 г. До Р.Х.)святой (память в первое воскресенье после праздника Рождества Христова), царь израильский, автор многих знаменитых псалмов, прославляющих Бога.. ..

Да Зоджи

Дада 3оджи, в дагомейской мифологии глава пантеона богов земли. Согласно мифам, Д. 3. И его жена Ньохве Анану, - первые близнецы, рождённые Маву-Лиза. Маву отдаёт им все богатства и, повелев им населить землю, поручает управление ею.е. К.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Дабог

В южнославянской мифологии мифологизированный образ земного царя («цар на земљи» в сербской сказке), противопоставляемый богу на небе. Имя Д. Близко имени демона Даба в сербском фольклоре (ср. Также сербо-хорв. Личные имена Daba, Dabiæ, Daboviæ, известные уже в средневековых источниках) и названию почитавшейся у сербов горы Dajbog. Название у славян гор именами богов отражало, по-видимому, древний культ гор - ср. Белобог, Чернобог Имя Д., как и вост.-слав. Дажьбог, возводится к сочетанию глагола..

Дагда

(ирл. Dagda, «хороший, добрый бог»), в кельтской (ирландской) мифологии один из богов Племен богини Дану. Известен также под именем «Эохаид отец всех» (ирл. Eochaid Allathair). Образ Д. Вобрал наиболее типичные представления кельтов о всемогущем божестве потустороннего мира, хозяине котла изобилия. Изображался великаном с могучей палицей, которую иногда везли за ним на повозке. Нередко наделялся властью над природными явлениями и урожаем. С этим, очевидно, связана его роль во время празднования ..

Дагомейская Мифология

Комплекс мифологических представлений дагомейцев (южные и центральные районы современного Бенина), ядро которых составили племена фон. Д. М. Типологически близка йоруба мифологии, что, возможно, отчасти обусловливается взаимовлиянием и непосредственными заимствованиями. Так, например, согласно преданию фон о царе Дагомеи Тегбезу (18 в.), культ Фа и связанная с ним система гадания пришли к фон из священного города йоруба Ифе.Главой развитого политеистического пантеона в мифах фон выступает Маву-Л..

Дополнительный поиск Давид Давид

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Давид" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Давид, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 5 символа