Двенадцать Сыновей Иакова

176

Согласно ветхозаветным преданиям, сыновья библейского патриарха Иакова (Израиля). Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Завулон, Дан, Неффалим, Гад, Асир, Иосиф, Вениамин. Шесть из них рождены Иаковом от его двоюродной сестры Лии, два - от другой двоюродной сестры - Рахили, остальные - от служанок Лии и Рахили.Иаков, полюбивший Рахиль и 7 лет отслуживший за неё отцу её Лавану Арамеянину, получает от него в жёны сперва её старшую сестру Лию, а только потом - Рахиль (за которую должен отслужить ещё 7 лет). Видя, что Иаков больше любит Рахиль, чем Лию, Яхве «отверзает утробу» Лии, которая родит Рувима, Симеона, Левия и Иуду. Рахиль, бывшая неплодной, просит Иакова дать ей детей. По желанию Рахили её служанка Bалла родит от Иакова сыновей - Дана и Неффалима.

После того Лия, переставшая рожать, даёт в жёны Иакову свою служанку Зелфу, которая родит сыновей - Гада и Асира. Наконец, Лия снова получает возможность провести ночь с Иаковом (за мандрагоровые плоды, взятые у неё Рахилью), после чего родит сыновей Иссахара и Завулона, а также дочь Дину. Тогда Яхве вспоминает о Рахили и отверзает её утробу - родится Иосиф (Быт. 29-30). Все эти сыновья рождаются в Месопотамии (35, 22-26). Последний, младший из Д. С. И. - Вениамин рождается (у Рахили) в Палестине (35, 16-18). В легенде об Иосифе (37-50) рассказано, как Иаков с сыновьями переселяются в голодные годы в Египет, к Иосифу, некогда проданному братьями в рабство, но дослужившемуся в Египте до положения высокого чиновника (см.

В ст. Иосиф). Перед смертью Иаков призывает к себе сыновей и благословляет каждого из них, пророчествуя о судьбе каждого из двенадцати колен Израилевых (49). Исход «сынов Израиля» из Египта библейское предание связывает с именем Моисея. В новых местах их рассеяния за каждым коленом (учитывая, что колено Иосифа раскололось на две племенные группы, которым начало положили его сыновья Ефрем и Манассия, а левитам не полагалось своей особой территории) была закреплена особая территория (Чис. 32 и особенно Иис. Нав. 1, 13-17). Согласно традиции (по мнению некоторых исследователей, более поздней), все Д. С. И. Погребены (как и отец их) в Палестине, что отражается и в соответствующих погребальных текстах последующего времени.Повествование о Д.

С. И.- характерный пример объединения мифологического (или более позднего литературно-эпического) и исторического элементов. Оно содержит в легендарно-мифологической форме отголоски процесса формирования племенных групп израильского народа. Племенные названия в истории древней Передней Азии переведены на персонифицированный язык мифа. «сыновья Иакова (Израиля)» понимаются как эпонимы-родоначальники двенадцати колеи Израилевых - т. Е. Племён, вошедших затем в племенной союз «Израиль». Реальные исторические черты исследователи усматривают иногда в арамейском происхождении двух жён Иакова (как возможное отражение примеси арамейского этнического элемента в соответствующих группах, входивших в число израильских племён).

Само число 12 носит (как и во многих других архаических традициях, особенно ближневосточных) бесспорно сакрально-мифологический характер (см. Числа. О роли символики числа 12 в последующей традиции см. В ст. Двенадцать апостолов). В рассказе о Д. С. И. (Израиля), от которых происходят двенадцать колен Израилевых, соединились черты характерного с типологической точки зрения мифологического мотива о происхождении каждой части племени (в том числе у многих народов мира - двенадцати) от своего родоначальника (при допущении братских отношений между всеми родоначальниками). Само сочетание слов «сыны Израиля» построено по образцу древнеближневосточных, типа шумерского «сыновья Лагаша» = «люди Лагаша» и аналогичных древнесемитских.

Согласно выводам современных исследователей, из текстологического анализа различных мест Ветхого завета выявляется противопоставление двух связанных между собой групп «сыновей Иакова» (и соответствующих им племён). С одной стороны Рувим, Симеон, Левий, Иуда (четверо из сыновей Лии), с другой - Иосиф и Вениамин к «дому Иосифа». На основе тех мест Ветхого завета, которые можно отнести к наиболее древнему периоду, предполагается, что эти шесть сыновей Иакова от двух его жён и составляют древнейшую историческую основу повествования. К числу позднейших (или, во всяком случае, мифопоэтических, не связанных с историческими фактами) добавлений относят мотивы «состязания» обеих жён, введение двух их служанок, рождение Гада и Асира от одной матери (оба эти имени имеют одно и то же первоначальное значение, приблизительно передаваемое как «на счастье!»).

Объединение Дана и Неффалима содержит мифопоэтический мотив их рождения от одной матери (Валлы), но могло быть и отражением позднейшего совместного обитания колен Данова и Неффадимова. В известной мере историческую основу может иметь и объединение Иссахара и Завулона. Имена сыновей Иакова, как, по-видимому, и имена и число тех племенных групп, которые с ними связывались, очевидно, первоначально существенно варьировались. В пользу предположения о первоначально меньшем числе подразделений Израиля говорит песнь Деворы (Суд. 5), которую относят к 12 в. До н. Э. (если не ранее), в ней отражены названия лишь 10 (а не 12) племён, причём имена Симеона, Левия, Иуды и, возможно, Гада (хотя этот вопрос не вполне ясен) в ней не названы, а имя Манассии упоминается в иной (возможно, более древней) форме.

В то же время Симеон и Левий являются героями мифопоэтического рассказа о дочери Иакова Дине, приурочиваемого (в исторической своей части) к событиям 14 в. До н. Э. И относящегося к другому географическому региону - Сихему, где, по мнению ряда современных исследователей, находился древний культовый центр израильских племён. Окончательное формирование тесного союза 12 племён и оформление повествования о Д. С. И. Могло относиться к более позднему времени.Лит. Еissfеldt O., «Gut Glück» in semitischer Namengebung, «Journal of Biblical Literature», 1963, v. 82. Его же, Jakob-Lea und Jakob-Rakel. Gottes Wort und Gottee Land, в св. Festschrift für Hans-Wilhelm Hertzberg zum 70. Geburtstag. [Gött.], 1965, S. 50-56. Hoftijzer J., Enige opmerkingen rond het Israёlitische 12-stammensysteem, «Nederlands Theologisch Tijdschrift», 1959/1960, Bd 14.

Моwinсkel S., Rakelstämme und Leastämme, «Zeitschrift für alttestamentliche Wissenachaft», 1958. Beiheft, 77. Nоth М., Das System der zwölf Stämme Israels, Stuttg. 1930 (Beiträge zur Wissenschaft vom Alten und Neuen Testament, Folge 4, Н. 1). Оrlinskу Н. М., The tribal System of Israel and related groups in the perio of the Judges, Roma, 1962 («Oriens antiquus», v. 1). Smend R., Jahwekrieg und Stämmebund. Erwägungen zur ältesten Geschichte Israels, Gött., 1963 (Forschungen zur Religion und Literatur des Alten und Neuen Testaments, Н. 84). Seebass Н., Erwägungen zum altisraelitischen System der zwölf Stämme, «Zeitschrift für die alttestamentliche Wissenschaft», 1978, Bd 90, Н. 2.В. В. Иванов.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Двенадцать Сыновей Иакова

- в Ветхом Завете сыновья патриарха Иакова (Израиля). Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Завулон, Дан, Неффалим, Гад, Асир, Иосиф, Вениамин. Шесть из них рождены Иаковом от его двоюродной сестры Лии, два - от другой двоюродной сестры - Рахили (Иосиф и Вениамин), остальные - от служанок Лии и Рахили. В легенде об Иосифе рассказывается, как Иаков с сыновьями переселяются в голодные годы в Египет, к проданному некогда братьями в рабство Иосифу, достигшему в Египте положения высокого чиновника. Пе..

Дварака

(др.-инд. Dvârakâ), в индуистской мифологии столица ядавов (рода Кришны), созданная за одну ночь по приказу Кришны, когда он решил оставить Матхуру, прежнюю столицу. Д. Была поглощена океаном через семь дней после гибели Кришны. В Индии, на побережье полуострова Катхиявар существует город Д., один из семи главных центров паломничества индусов, считающих, что он основан Кришной.С. С.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Двенадцать Апостолов

(апостол - греч. Άπόστολος, «посланник»), в христианских преданиях избранная Иисусом Христом «коллегия» его ближайших учеников, составившая ядро первохристианской общины. Список Д. А. (часто они называются просто «двенадцать» или «ученики») даётся в синоптических евангелиях (Матф. Ю, 2-4. Мк. 3, 16-19. Лук. 6, 14-16) и в «Деяниях апостолов» (1, 13), причём порядок несколько варьируется. Это братья Пётр (Симон) и Андрей, братья Иаков Старший и Иоанн Богослов (сыновья некоего Зеведея, прозванные Х..

Двинвен

Одно из имен, под которыми выступает Бранвен в качестве христианской святой - патронессы влюбленных. Другое ее имя - Бринвин.(Источник. «Кельтская мифология. Энциклопедия.» Пер. С англ. С. Головой и А. Голова, Эксмо, 2002.). ..

Двипа

(др.-инд. Dvîpá, «остров», «континент», «суша»), в индуистской мифологии «континенты», омываемые каждый своим океаном. Обычно располагаются вокруг горы Меру. Число Д. Варьируется от 4 до 18. Во всех списках упоминается непосредственно примыкающий к Меру Джамбу-Д. (название связано с деревом «джамбу», родом яблони, якобы растущим на южном склоне Меру). Джамбу-Д. Иногда отождествляется с Индией. Джамбу-Д. Делится на девять частей, самая южная из них - Бхаратаварша (или Бхарата), также отождествляе..

Дополнительный поиск Двенадцать Сыновей Иакова Двенадцать Сыновей Иакова

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Двенадцать Сыновей Иакова" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Двенадцать Сыновей Иакова, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 25 символа