Дева
(др.-инд. Devá, «бог», собств. «небесный», от div-, «сиять»), в древнеиндийской мифологии класс богов. Обычно говорят о 33 богах (хотя в текстах есть упоминания о 333, 3306, 3339 богах), распределяемых по трём космическим сферам. Небесные - Дьяус, Варуна, Митра и др. Адитьи, Сурья, Савитар, Пушан, Вишну, Вивасват, Ушас, Ашвины. Атмосферные (воздушное пространство) - Индра, маруты, Ваю, Вата, Трита Аптья, Апам Напат, Матаришваи, Ахи Будхнья, Аджа Экапад, Рудра, Парджанья, Апас. Земные - Притхиви, Агни, Сома, Брихаспати, Сарасвати и др. Иногда класс богов членят на группы. Васу (8), рудры (11), адитьи (12), противопоставленные по тому же принципу, и к ним добавляют ещё два божества (Ашвинов, Дьяуса, Притхиви, Индру, Праджапати - в разных сочетаниях).
В умозрительных системах упанишад эти три группы получают новые интерпретации, цель которых - установление соответствий между составом пантеона и элементами архаичных космологических схем (включая сюда и структуру микромира). Так, в «Брихадараньяка-упанишаде» (III 9, 1-5) васу - огонь, земля, ветер, воздушное пространство, солнце, небо, луна, звёзды. Рудры - 10 органов жизнедеятельности и мировой дух Атман. Адитьи - 12 месяцев года. Особый вид объединения богов уже в «Ригведе» - Вишведева, т. Е. «все-боги» - весь пантеон с некоторыми расширениями, - представляемые как единое целое. Иногда конкретные характеристики богов, составляющих «все-боги», оказываются в более или менее случайном распределении. В класс богов входят также персонифицированные абстрактные понятия (см.
В ст. Ведийская мифология), которые, видимо, могли относительно свободно включаться в древнеиндийский пантеон. Своё особое значение Д. (боги) получают в рамках противопоставления асурам, небесным персонажам, обладающим колдовской силой (maya). В ведийский период (особенно в «Ригведе») к асурам относили и ряд Д. - адитьев, Индру, Агни и др. Но уже в «Атхарваведе» боги-девы более не назывались асурами. Последнее название было закреплено за демонами. Боги же, или девы, напротив, иногда именовались сурами (sura-) (ср. Упанишады), что даёт основание понимать слово «асуры» как «небоги». Многочисленные мифы актуализируют противопоставление богов (Д.) асурам, рисуя постоянные битвы, в которых боги как нечто целое сражаются со всем классом асур.
Понятие Д. И его языковая форма являются общими для индоевропейских народов [ср. Авест. Daçva-, лат. Deus (и dîvus), др.-ирл. Dia, др.-герм. Teiwa, др.-исл. Tivar, прус. Deiws, литов. Dievas, рус. Див и др.].в. Н. Топоров. верховное божество у нгада (остров Флорес, Восточная Индонезия). Каждый год Д. Оплодотворяет дождём богиню земли Ниту, по некоторым мифам, также сотворённую им. Первые люди были созданы Д. Из земли, он считается их отцом, а Ниту - матерью. Они подняли Д., вначале лежавшего на Ниту. Несмотря на индуистское происхождение имени Д., он имеет глубоко местные корни и представляет собой результат трансформации образа небесного или солнечного божества, партнёра земли по сакральному браку, в высшее божество (ср. Ит матроми Алахатала).Лит.
Аrndt P., Deva, das höchste Wesen der Ngadha, в кн. Anthropos, Bd 31-32, W., 1936-37.М. Ч.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Дева
На нашем сайте Вы найдете значение "Дева" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дева, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 4 символа