Есь

239

(букв. «небо», «бог»), в кетской мифологии верховное божество, один из главных создателей земли (той её части, которая лежит выше по Енисею и соответствует наиболее ранним историческим местам обитания кетов). Е. Как воплощение доброго начала, добыв землю со дна моря, создаёт ровную поверхность земли, тогда как Доотет, носитель злого начала, спрятавший за щеками часть земли, создаёт более северную наклонную часть земли. Е. Отнимает у него землю и, разбросав на поверхности, творит горы, холмы, кряжи, полезных людям животных и рыб. Вредных насекомых он опускает в яму, которую прикрывает большим столбом (носитель злого начала вытащил этот столб, отчего вредные животные расползлись по лесу). Е. Нарисовал на земле пальцами все реки (кроме Енисея, прорытого Альбэ).

Первые дикий олень («олень Еся»), лось, заяц и другие животные, на которых охотились кеты, а также снег, чтобы люди могли поймать этих животных, были посланы на землю Есем. Е. Был супругом Хоседэм. В правремя, когда была сотворена земля, они жили вместе на седьмом круге верхнего мира, но поссорились после того, как их старший сын Биссымдесь («западное небо») не послушался отца, советовавшего ему одеться потеплее, и остался замороженным в западной части неба, откуда насылает ветер. Хоседэм ушла от Е. На землю (по одному из вариантов мифа, была изгнана Е. За то, что изменила ему с месяцем), но и там зовётся женой Е. Свою дочь Е. Отдал в жёны сыну земли, но их поссорила злая Калмесэм (Калбесэм). Она подложила в мешок сыну земли берёзовые губки вместо съестных припасов, и тот за это побил дочь Е., которая, обидевшись на него, ударилась о землю, превратилась в важенку, сына посадила в люльке на верхушки своих рогов и поднялась к своему отцу на седьмое небо - на седьмой круг верхнего мира.

Тогда сын земли обессилел и должен был погибнуть, но Е. Дал ему качели, качаясь на которых, он смог подняться на небо и найти свою жену. Существовало представление о том, что у Е. Семь мыслей, соответствующих семи кругам верхнего мира и семи мыслям и душам каждого человека. Е. Ведал хорошими мыслями, которые в каждом человеке борются с плохими, находящимися в ведении Делеся (западное, или кровавое небо). После смерти человека его душа (ульвей) может попасть к Е. Или к Боксейдесю (букв. «место костра Еся»). Первоначально Е. Представлял собой обожествлённое небо, но он выступает и в антропоморфном виде. Старец в белой одежде, иногда спускающийся на землю.В. В. Иванов, В. Н. Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Ерд

Ерды, в мифологии ингушей бог, выступающий в антропоморфном (седовласый старик) или зооморфном (белый козёл) облике. В одном из преданий Е. Имеет облик мужчины, живёт в скалистых горах, в пещере, из которой исходит сияние. Ему были посвящены праздник в начале покоса - т. Н. Ветряной понедельник (отсюда делалось предположение, что Е. Был богом ветра), многочисленные храмы и святилища (Тхаба-Ерды, Галь-Ерды, Тамыж-Ерды, Мага-Ерды и др.). В дальнейшем общеингушский Е. Был, по-видимому, вытеснен мес..

Ерыш

В абхазской мифологии богиня, покровительствующая ткацкому ремеслу. Имя Е. Происходит, по-видимому, от абхазского арышра - «отбеливать (или катать) холст». Перед началом тканья ей молились, приносили в жертву конусообразные хлебцы. По окончании работы жертвовали Е. Часть сотканного полотна, приговаривая. «Вот и твоя доля».Л. А.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Етунхейм

В германо-скандинавской мифологии мир инеистых (ледяных) великанов - етунов.(Источник. «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»). ..

Ефрем

(евр. Çphrajim), в ветхозаветном предании внук Иакова, второй сын Иосифа, рождённый в Египте от Асенефы (дочери Потифера, египетского жреца). Родоначальник-эпоним одного из израильских племён. Имя его возводится к евр. Pârâh, «быть плодовитым» (согласно Быт. 41, 52, Иосиф нарёк сыну имя «Ефрем», потому что, говорил он, «бог сделал меня плодовитым в земле страдания моего»), но здесь возможно влияние народной этимологии. Не исключена и первоначальная связь имени с евр. 'çpher, «земля», первоначаль..

Дополнительный поиск Есь Есь

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Есь" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Есь, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Е". Общая длина 3 символа